Советская авто-мото техника

История выпуска ГАЗ-52

Время грузовика начинается с 1958 года, когда разработанная А.Д. Просвириным (главный конструктор, который также принимал участие в разработке 51-й модели) экспериментальная модель впервые была воплощена в жизнь. Однако в массовое производство была пущена только в 1966 году, после 8 лет испытаний и доработок. Краеугольным камнем испытаний была установка форкамерного «движка», которым комплектовались экспериментальные модели. Технические характеристики такого двигателя были превосходными для своего времени:

  • 80 л.с. при 3 тыс. об/минуту;
  • объем 3485 см3;
  • степень сжатия – 6,7;
  • 2-камерный карбюратор.


Грузовик был выпущен в 60-е годы прошлого столетия Именно с таким мотором, работающим на бензине «А-66», в год презентации ГАЗ-52 получил Гран-при в Брюсселе и был высоко оценен заграничными производителями. Но как показала практика, работа мотора оказалась нестабильной, а регулировка подачи смеси – слишком сложной. Поэтому и получился всем известный вариант с форсированным 75-лошадным мотором от ГАЗ-51. Бортовой ГАЗ-52 стал популярным, «массовым» не сразу. Изначально его использовали только в качестве фургона для развозки в торговой сфере. Но со временем, когда начали появляться многочисленные модификации, авто стало незаменимым в сельском хозяйстве, для коммунальных служб и даже как «грузовое такси». В 1993 году выпуск новых экземпляров был завершен в связи с устареванием и не рентабельностью модели.

Устройство автомобиля

ГАЗ-52 – полноприводный рамный грузовик, богатство модификаций которого обусловлено возможностью использования авто с различной навеской без существенных конструктивных изменений. Все модификации 52-й модели делятся на два вида:

  • короткобазные (52-02-я и 52-04-я модели использовались в качестве самосвальных шасси);
  • длиннобазные (бортовые варианты, шасси для цистерн или фургонов – «52А», «52-01», «52-03»).

Обязательно почитайте: МАЗ 5432 и его технические характеристики

ГАЗ-52 создан на основе 51-й и 53-й моделей, поэтому несколько схож с ними (в большей степени с ГАЗ-53) по устройству и внешнему виду. И в этом есть плюс: взаимозаменяемость некоторых деталей (к примеру, рессоры, колесные диски подойдут с 53-го ГАЗа, задний мост, карданный вал с ГАЗ-51А). Как отмечают владельцы, для того чтобы разобрать и собрать авто, достаточно штатного набора инструментов. По такому же аскетическому принципу устроена и 2-местная, цельнометаллическая кабина. На «торпеду» выведены датчики уровня топлива, давления масла, температуры жидкости радиатора, спидометр и амперметр. Сидение цельное, больше похожее на диван, что характерно для легковых советских ГАЗов. По сегодняшним меркам, комфорта мало, но на момент выпуска ГАЗ-52 не уступал ЗИЛовским аналогам.

Правила перевозки грузов бензовозом

У цистерн-бензовозов должны быть соблюдены все нормы противопожарной безопасности. Сама емкость изготавливается из высокопрочного материала, она обязана быть герметичной.

Применяются защитные меры, исключающие возгорание: тщательным образом изолируется автомобильная проводка, в автоцистерне на базе Газ предусматриваются специальные волнорезы, снижающие силу гидравлических ударов. Емкость бензовоза окрашивают в заметный яркий свет, чтобы машина была заметной на дороге.

На цистерне должна быть соответствующая надпись («бензин», «дизельное топливо»). Соответственно, спецавтомобиль обязательно комплектуется огнетушителями. В машине должен быть предусмотрен ящик со строительным песком. В случае подтекания топлива мета подтеков засыпаются песком.

Запрещается эксплуатация бензовозов без особых опознавательных знаков о перевозке опасных грузов.

За нарушение этого правила водитель и организация, ответственная за транспортировку, подвергается административному наказанию в виде штрафа.

В качестве опознавательных знаков предусмотрены специальные ярко-оранжевые светоотражающие таблички, которые размещаются на переднем и заднем бампере бензовоза.

Табличка обозначающая бензовоз

Водитель бензовоза обязан проходить соответствующую подготовку и знать правила перевозки опасных грузов. Также он должен соблюдать не только ПДД, но и правила транспортировки легковоспламеняющихся веществ.

Водитель в необходимом порядке подвергается медицинскому обследованию:

  • при поступлении на работу;
  • по расписанию предприятия (не менее трех раз в течение одного года);
  • проходит медицинское освидетельствование перед каждым выездом в рейс.

Документы, который обязан иметь водитель бензовоза:

  • Лицензия, разрешающая перемещение опасных грузов;
  • Документ, подтверждающий окончание специальных курсов, по окончанию которых разрешается перевозка опасных грузов;
  • Путевой лист должен иметь отметку о наличии опасного груза;
  • Карточка, содержащая сведения об опасных свойствах перевозимого груза (аварийная карточка);
  • Маршрутный лист;
  • Товарная накладная;
  • Свидетельство о разрешении перевозить опасные грузы автомобильным транспортом;
  • Информационную карточку;
  • Сертификат качества перевозимого груза.

Требования, предъявляемые к перевозке топлива в цистерне:

  • Не допускается подтекание или проливание перевозимого топлива;
  • Категорически запрещено использование открытого огня в районе нахождения цистерны с топливом;
  • При движении бензовоза не допускается возникновение искр, глушитель автомобиля должен быть оборудован искрогасителем. Прогаров и неплотных соединений в выхлопной системе автомобиля быть не должно.

Устройство

Платформа

Как уже сказано, платформой для бензовозов выступали автомобили ГАЗ разных годов производства. Он практически не отличался от обычного грузовика. Единственное, на раму был установлена цистерна. Перерабатывалась у авто, предназначенных для перевозки топлива, только выхлопная система. Ее у этих авто не проводили под рамой, а выводили выхлопную трубу под передний бампер. Саму ее оснащали искрогасителем. Часто чтобы не возникало статического электричества к кузову прицепляли цепь, которая касалась земли и выполняла роль заземления.

Цистерна

Конструктивно цистерны, устанавливающиеся на автомобили ГАЗ очень схожи, но объемы их отличаются. Состояла цистерна из емкости, сделанной в овальной форме. Внутри емкости были сделаны волнорезы, не дающие топливу сильно двигаться внутри ее.

Сверху размещалась горловина с крышкой. В эту крышку были вмонтированы горловина для закачки топлива, перепускной клапан, поддерживающий определенное давление внутри цистерны, сзади размещалась горловина для слива топлива самотеком, а спереди цистерны был установлен насос с приводом от коробки передач. Этот насос позволял выполнять как закачку топлива в цистерну, так и дозированный слив его.

По бокам цистерны обычно размещались круглые пеналы для шлангов, которые подсоединялись либо к сливной горловине, либо к насосу, и через которые производилась закачка и слив топлива. Для контроля количества топлива имелись смотровое окно и мерная линейка.

Список модификаций

  • ГАЗ-53Ф – бортовая версия или шасси с 82-сильным агрегатом и задним мостом от ГАЗ 51;
  • ГАЗ 53 – базовая модификация с мотором ЗМЗ 53;
  • ГАЗ 53А – улучшенная вариация бортового грузовика с увеличенной грузоподъемностью;
  • ГАЗ 53Б – самосвал;
  • ГАЗ 53Н – армейская версия ГАЗ 53А с предпусковым подогревателем, дополнительным оборудованием и вторым топливным баком на 100 л;
  • ГАЗ 53-02 – шасси для самосвала;
  • ГАЗ 53-05 – седельный тягач (выпускался небольшими партиями);
  • ГАЗ 53-40 – удлиненный вариант ГАЗ 53А с оперением. Использовался как основа для автобусов КАвЗ 685 и специальных кузовов;
  • ГАЗ 53-50 – экспортный вариант для тропических зон;
  • ГАЗ 53-70 – экспортное исполнение для умеренных зон;
  • ГАЗ 53-12 – модернизированная базовая версия с грузоподъемностью в 4,5 тонны и 120-сильным агрегатом ЗМЗ 511;
  • ГАЗ 53-19 – гибридная модификация, работающая на сжиженном газе;
  • ГАЗ 53-27 – гибридная вариация, функционирующая на сжатом природном газе.

Также существовало несколько специальных исполнений:

  • МПР 9924 – передвижная ремонтная мастерская;
  • АЛ 18 (52-01)-Л2 – автолестница, производство которой осуществлялось на Торжокском заводе. Автомобиль использовался для перевозки личного состава (2 человек), тушения пожаров, выполнения спасательных работ.

Отличия линейки 53А от 53

Модели автомобиля имеют следующие отличия: усиленная передняя ось; новая конструкция кардана; более надежная конструкция рулевого привода; новая решетка радиатора; сигналы поворота дублируются повторителями на крыльях кабины; наличие стеклоочистителей с электроприводом; отопление кабины. В 1973 г. модель 53А отметили Государственным знаком качества СССР. Расширяя функциональные возможности машины, было налажено изготовление шасси 53 01 под крытые кузова и спецоборудование. Шасси 53 02 являлось платформой для применения кузова самосвального типа и оборудовалось устройством снятия мощности для гидравлического насоса. На экспорт шли грузовики моделей 53 50 и 53 70. Машины охотно приобретались в Бельгии, Финляндии, в соцстранах. В Болгарии и на Кубе осуществлялась сборка грузовиков из комплектов, поступающих с ГАЗа.

Модель 53 12 производилась с 1983 по 1992 год, как дальнейшее развитие 53-й линейки. В грузовик был установлен восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-511. Мощностной параметр в 120 л. с. позволил довести нагрузку до 4,5 т, а скоростной показатель – до 90 км/ч. Потребление бензина повысилось до 30 литров, но была предусмотрена возможность установки оборудования для заправки сжиженным или сжатым газом.

Газ 53 — легендарный советский грузовичок

Грузовая автомодель ГАЗ 53, является серией грузовых моделей, которые были презентованы отечественным (на ту эпоху советским) автомобильным производителем ГАЗ в 1959 году. Запуск серии, данной модели грузовика состоялся осенью 1961 года. ГАЗ 53, за весь период существования, получил огромную вариацию модификации. В данном случае, каждая вариация, на все случаи жизни.

В начале шестидесятых, ГАЗ 53, представлялся как, грузовой автомобиль с бортом (53Ф), в оснащение которого, входила оснастка и форсированная силовая установка с динамикой в восемьдесят две лошадиные силы. Такой мотор, позволил грузовику развивать скорость до семидесяти пяти километров в час. Задняя ось, была заимствована от модели ГАЗ – 51, с редуктором от ГАЗ – 63. Машина, могла транспортировать груз с массой от трех до трех с половиной тонн. В качестве трансмиссии, то ее роль выполняла четырехскоростная механическая коробка передач. Серию производили до зимы 1967 года.

К шестьдесят четвертому году двадцатого века, была создана базовая автомобиль ГАЗ 53, оснащающаяся силовой установкой ЗМЗ – 53 V – образная восьмерка, с мощностью в сто пятнадцать лошадиных сил. Предельная скорость у этого варианта, составила восемьдесят пять километров в час. Правда, выпускали ее всего один год.

ГАЗ 53А

Спустя год, на сцену выдвинулась и усовершенствованная вариация грузовика с бортом (53А), который обладал способностью транспортировать грузы с весом до четырех тонн. А еще позже, выпустили и вариацию ГАЗ 53А – 016, по сути, являющаяся армейским грузовиком, со вторым баком на сто пять литров. Производили эти версии вплоть до 1983 года.

 

ГАЗ-53-12. Грузоподъемность 4,5 тонны

Именно в восьмидесятых, было принято решение, о создании версии ГАЗ 53 – 12, с силовой установкой бензинового типа ЗМЗ – 511 с динамикой в сто двадцать лошадиных сил. Он мог возить грузы, с весом с четыре половины тон, с предельной скоростью в девяносто километров в час. Этот вариант, производили до 1993 года.

В середине восьмидесятых, запустили и конвейер по производству серийных модификаций:

— ГАЗ 53 – 19

— ГАЗ 53 – 27.

ГАЗ 53 – 19

 ГАЗ-53-27

Их оснащали силовыми установками, которые питались природным газом. Исключение составлял ГАЗ 53 -19, двигатель которого потреблял сжиженный газ, с мощностью в сто пять лошадей. Предельная скорость – восемьдесят километров в час. Свою карьеру, данный тип модели окончил в 1992 году.

Специальные версии.

Помимо представленных вариаций, существовало и два отдельных варианта, входящий состав спецтехники:

— ГАЗ 53Б – 02

— и самосвал ГАЗ – САЗ (3503).

ГАЗ 53Б – 02

ГАЗ – САЗ (3503)

Отправлялись Горьковские грузовики и на экспорт, в страны с топическим и умеренным климатом. Это были модификации ГАЗ 53 -50 и ГАЗ 53 – 70. Что говорило и о широкой популярности отечественных грузовых вездеходов.

Завершилось производство всей серии в 1992 году, за это время, производитель выпустил более четырех миллионов экземпляров данного грузовика. Сама же модель, стала эталоном выносливости, надежности, а также многофункциональности в грузовом автомобилестроении.

Работа над ошибками

Итак, новое семейство официально было запущено в производство

Внимание министерства к заводу немного ослабло, и теперь предстояло в более спокойной обстановке выполнять первоначально намеченные планы

Крупносерийную сборку V-образных «восьмёрок» на ЗМЗ освоили лишь в конце октября 1963 года, а с июня 1964 года этот двигатель занял своё штатное место под капотом грузовиков нового семейства. Такие машины получили обозначение ГАЗ-53 и по большому счёту, кроме двигателя, мало чем отличались от предшественника ГАЗ-53Ф. Даже их грузоподъёмность была всё так же ограничена тремя тоннами – во избежание перегрузки на боковых бортах кузова прямо на заводе крупно наносили белой краской знаки «3т». Такие автомобили выпускали до середины 1965 года, когда уступили своё место модернизированным ГАЗ-53А – именно такое обозначение получили грузовики, которые изначально предполагалось запустить в производство.

Именно новый 115-сильный ЗМЗ-53 позволил увеличить полезную нагрузку ГАЗ-53А до четырёх тонн с сохранением и даже улучшением его динамических качеств. Разумеется, увеличение грузоподъёмности повлекло за собой усиление рамы и подвески, изменение тормозной системы, рулевого управления и многое другое. Для передачи возросшего крутящего момента ГАЗ-53А получили 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на III и IV передачах, усиленное однодисковое сцепление, новый карданный вал. Были введены телескопические амортизаторы в передней подвеске. Впервые на серийных грузовиках была внедрена гипоидная главная передача.

Внешне ГАЗ-53А отличался от предшественников облицовкой радиатора новой формы, на которой подфарники переместились вверх и стали располагаться соосно над фарами, а сама облицовка получилась как бы с улыбкой. Именно эта облицовка с 1973 года в течение следующих девяти лет несла на себе государственный Знак качества – его пластмассовая эмблема серого цвета крепилась на облицовке радиатора с правой стороны между фарой и подфарником.

Между прочим, аттестация ГАЗ-53А на государственный Знак качества означала надбавку в размере 120 рублей к оптовой цене каждой машины этого семейства. Примечательно, что похожее семейство грузовиков ГАЗ-52 Знака качества не было удостоено и, поскольку кабины и облицовки радиатора у этих семейств были унифицированы, вместо эмблемы Знака качества на передней облицовке этих автомобилей были лишь крепёжные отверстия под неё, метко прозванные «дырки от ордена».

ГАЗ-53А и его модификации широко поставляли на экспорт. Первые партии на внешний рынок были отправлены сразу после начала выпуска – в 1965 году. Автомобили поставляли почти в пятьдесят стран мира, причём не только в социалистические и развивающиеся страны. Производство ГАЗ-53А было налажено в Болгарии – по проекту советских специалистов в г. Шумен был построен завод «Мадара», который собирал ГАЗ-53А (а впоследствии и ГАЗ-53-12) из машинокомплектов, поступавших с Горьковского автозавода. При этом ряд узлов и агрегатов ГАЗ-53А производили на месте в Болгарии. Кроме того, отдельные партии автомобилей собирали из машинокомплектов и на Кубе.

Габариты автомобиля

На момент выпуска машина ГАЗ 53 соответствовала тенденциям в плане дизайна экстерьера и интерьера, что проявлялось в качественной облицовке радиатора. Рама изделия отличается высокой прочностью. Это позволяет использовать автомобиль даже в условиях небольшой перегруженности.

Длина транспортного средства составляет 6,4 м, а ширина — 2,4. Высота модели, если измерять её исключительно по кабине в незагруженном состоянии, составляет 2,2 м. Объем кузова позволяет перевозить даже крупные грузы, благодаря чему изделие считается универсальным средством для их транспортировки.

Габариты изделия также зависят от модификации. Например, размеры кузова самосвал несколько превышают аналогичные показатели стандартной версии.

Автомобиль ГАЗ-САЗ-3507

С начала 1984 года саранский завод освоил на выпуск нового грузовика ГАЗ-САЗ-3507. В последующем были разработаны его модификации:

  • ГАЗ-САЗ-35071 с дизельным двигателем Д-245 (на базе автомобиля ГАЗ 3309);
  • ГАЗ-САЗ-3507-01 с бензиновым мотором ЗМЗ-5231 (на базе автомобиля ГАЗ 3307);
  • ГАЗ-САЗ-25041 с опрокидыванием только назад и предварительным подъемом кузова.

Характеристики шасси ГАЗ 33072

Для модели ГАЗ-САЗ-3507-01 основой стало шасси грузовика самосвала ГАЗ 33072. Технические характеристики шасси следующие:

  • Двигатель – ЗМЗ 5231 (бензин), восемь цилиндров, V-образный;
  • Мощность ДВС – 125 л. с.;
  • Число мест в кабине – 2 (включая водителя);
  • Грузоподъемность – 4,25 тонны;
  • Постоянная максимальная скорость – 90 км/ час;
  • Привод колес – задний (4х2);
  • Колесная база – 3,77 м;
  • Расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч – 19,6 л;
  • Вес полностью груженого автомобиля – 7,94 тонны;
  • Снаряженная масса – 3,6 тонны;
  • Габариты автомобиля (длина/ ширина/ высота) – 6,47/ 2,4/ 2,46 м, высота с наращенными бортами – 2,88 м;
  • Применяемое топливо – бензин марки А-80.

Для использования в сельском и лесном хозяйстве, промышленности и транспортной области Горьковским автомобильным заводом было изготовлено более 4 млн единиц ГАЗ-53. На основе шасси моделей 53Ф, 53А и 53-12 производились грузовики разного назначения: пожарные машины, вакуумные ассенизаторы, молоковозы, ассенизаторские цистерны, фургоны и автобусы. ГАЗ-5319 и 5327 работали на сжиженном и сжатом газе. ГАЗ-53 самосвал выпускался в 1966-74 гг., имел маркировку ГАЗ-САЗ-53Б и предназначался для перевозки сыпучих материалов по разным дорогам.

Борьба за полуторку

Газ 51А всем был хорош и всех устраивал. Его огромный расход бензина и довоенная конструкция с нижнеклапанным двигателем Додж нисколько не смущала ни автохозяйства, где он работал, ни тем более, производителей и руководство. Самые изобретательные водители ставили на маломощный 70-сильный мотор карбюраторы от Газ-12 (Зим), в результате чего расход еще больше увеличивался и достигал космических 40 литров на сотню, зато мощность увеличивалась значительно. Некоторые источники говорят о прибавке в 20 сил, но верится в это мало.

Рано или поздно, 51-й все-таки требовал замены, и на заводе это прекрасно понимали. Понимали и в НАМИ, поэтому активно занимались поисками конструктивных решений для постройки похожего по характеристикам автомобиля. Скажем сразу, что все титанические усилия талантливейших конструкторов пошли прахом. Многолетняя работа по созданию практичного грузовика для народного хозяйства вдребезги разбилась о бюрократический барьер, который преодолеть не смогли ни НАМИ, ни конструкторы самого завода. В отличие от прекрасных разработок, которые стоят отдельного рассказа, хозяйства страны получали на протяжении 50 лет тот же самый Газ 51 с незначительными изменениями. Газ 5312 — характерный тому пример.

Бензовоз на базі ГАЗ-53: будову, технічні характеристики, фото і відео

Бензовози на основі ГАЗ-53 – це заслужили в радянський час відому популярність серед вітчизняних споживачів автомашини, що мають на базі вантажівки ГАЗ цистерну (бочку) для короткочасного зберігання і дальніх перевезень світлих нафтопродуктів (бензину та ін).

Зміст

  • 1 Бензовоз ГАЗ-53
  • 2 Пристрій
  • 3 Технічні характеристики

Бензовоз ГАЗ-53

Головна особливість цих автоцистерн – шасі виробництва Горьковського автозаводу з маркуванням ГАЗ-53, що випускалися в серійному варіанті з 1961-го до 1993-го року. Вони являють собою середньотонажні автомобілі третього покоління з модельного ряду ГАЗ аналогічної вантажопідйомності, за роки випуску перевищили загальним числом більше 4-х мільйонів одиниць. Ставши самим масовим радянським вантажівкою, ця машина мала безліч модифікацій – самоскиди, сідельні тягачі, пожежні автомобілі, молоковози, бензовози і ін.

Переваги застосування основи ГАЗ для транспортування бензопродуктов виходять з наступних факторів:

  • Надійності самої машини;
  • Простоти пристрою і, як наслідок, доступності поточного ремонту;
  • Тривалого ресурсу двигуна – до 400 тисяч кілометрів;
  • Можливості розміщення в кабіні до 3-х чоловік, що дозволяє персоналу змінюватися в управлінні і брати участь у спільних діях при виникненні екстреної ситуації;
  • Суцільнометалевим конструкцій, що забезпечують безпеку обслуговування;
  • Дешевизни використовуваних у ремонтних роботах запчастин.

На базове шасі встановлюється цистерна еліптичного перерізу, що дає машині найбільшу компактність і маневреність в русі по міській місцевості. При цьому машина адаптована до умов російського клімату і доріг, як у відношенні вантажний основи, так і для цистерновой ємності. Фото бензовоза на базі ГАЗ 53

Пристрій

Зовні бензовози на базі ГАЗ-53 виділяються характерними для торгової марки та особливостями конкретної моделі – невеликого обсягу кабіною з довгим капотом і виступаючими крилами, а також овальної бочкою з насосом. Ці агрегати пропонують користувачеві ряд можливостей, повністю залежать від технічної комплектації пристрою:

  • Встановлений двигун марки ЗМЗ-53 (карбюраторний, 4-тактний, з 8-ма робочими циліндрами) дає порівняно високу для среднетоннажника потужність – 125 к. с.
  • КПП розрахована на 5 швидкостей – 4 передніх передачі й одна задня.
  • Ходова представлена 2-ма осями з формулою коліс 4*2 і залежною ресорною підвіскою, оснащеної для додання машині більш плавного ходу телескопічними амортизаторами.
  • Трансмісійний механізм – механічний 4-ступінчастий.
  • Рульова без гідропідсилювача, що дещо ускладнює управління, але значно спрощує конструкцію.
  • Гальмівна система – барабанного типу.
  • Цистерна (бочка) – овальної форми, зварена з високоміцної листової сталі, розташована горизонтально, має внутрішні ребра жорсткості для збільшення її міцності і безпеки використання (хвилерізи виключають пошкодження бочки з-за зовнішніх механічних впливів, так і внаслідок внутрішніх гідроударів).
  • Насос, яким забезпечена цистерна, використовується лопатевого відцентрового типу, має привід до двигуна вантажівки через ВОМ.

Габарити бензовозу ГАЗ-53

УВАГА! Карбюраторний двигун «трудяги» вимагає пристойну кількість пального, тому в цілях економії деякі моделі оснащуються дизельними агрегатами ММЗ Д-245.

Технічні характеристики

Технічні характеристики бензовозу ГАЗ-53:

Відео огляд бензовозу ГАЗ-53:

Характеристики Показники Маса, кг: — загальна для всього агрегату 7157 — базового шасі 3470 Габарити, мм: — довжина 6190 — ширина 2380 — висота 2590 Довжина автомобільної бази, мм 3700 Дорожній просвіт, мм 245-265 Параметри двигуна, л. с., марка / потужність ЗМЗ-53/125 Обсяги двигуна, см3 4254 Витрата пального на 100 км, л 25-28 Макс. швидкість, км/год 85 Цистерна марка 806 (АЦ-4,2-53А), 808 (АЦ-4,2-53А) Місткість (об’єм) бочки, л 4200-4800 Найбільша допустима щільність перевозяться нафтопродуктів, г/см3 0,86

nastanova.com

Современные топливозаправщики ГАЗ

Топливозаправщиком является автомобиль, оборудованный цистерной и специальным оборудованием для перекачки любого жидкого топлива. В наше время машины-АТЗ производятся на шасси следующих автомобилей производства ГАЗ:

  • «Валдай» ГАЗ 33106 и ГАЗ 33104;
  • ГАЗ 3309;
  • ГАЗ 33086 «Земляк»;
  • ГАЗон некст;
  • «Газель».

Современная спецтехника на базе автомобилей ГАЗ находит свое применение в различных областях народного хозяйства, имеет современное оборудование. Она удобна в эксплуатации, проста в обслуживании и продается по невысокой цене.

Сейчас в России появилось много импортной техники, обладающей высокими эксплуатационными характеристиками. Но автотопливозаправщиков ГАЗ есть свои определенные преимущества перед иностранными машинами:

Пример современного топливозаправщика на базе ГАЗ 3302

  • Отечественные АТЗ более адаптированы под российский климат, погодные условия учитываются при конструировании машин;
  • Стоимость российской спецтехники значительно ниже, чем у иностранных аналогов, при этом качество на вполне приемлемом уровне;
  • Русские машины проще в ремонте, запасные части на них дешевле. Детали проще купить – они всегда есть в продаже, не нужно ждать запчасти на заказ.

Обслуживание и ремонт

Из-за длительной эксплуатации, износа и амортизации деталей грузовик может выйти из строя и требовать проведения восстановительных мероприятий. Ремонтные работы выполняются на СТО или самостоятельно при наличии знаний по механике и кинематике грузовых автомобилей, а также согласно руководству по эксплуатации.

Неисправности двигателя и его ремонт

Текущий ремонт двигателя ГАЗ-53 осуществляется при следующих неисправностях:

  • стук в двигателе;
  • пониженная компрессия в цилиндрах;
  • сбой в работе одного из цилиндров (мотор троит);
  • шум водяного насоса;
  • течь охлаждающей жидкости из контрольного отверстия;
  • быстрый перегрев агрегата;
  • увеличенный расход масла;
  • пониженное или повышенное давление масла.

Капитальный ремонт двигателя проводится по завершении эксплуатационного ресурса или износе деталей. В капремонт входят:

  • расточка коленвала под размеры вкладышей;
  • замена изношенных запчастей;
  • шлифование и притирание клапанов;
  • осмотр кулачкового распределительного вала, шатунно-поршневой группы, зубчатого соединения масляного насоса, диска сцепления.

Срок службы мотора зависит от качества ремонтируемых деталей и правильного проведения приработки трущихся поверхностей.

Ремонт помпы

Ремонт помпы ГАЗ-53 выполняется при наличии таких симптомов:

  • течь охлаждающей жидкости через сальник крыльчатки водяного насоса;
  • большой люфт вала в подшипниках;
  • закипание жидкости при недолгой работе мотора.

Неисправности устраняются заменой уплотняющей шайбы, манжет сальника и подшипника валика.

Регулировка клапанов

Регулировка клапанов ГАЗ-53 проводится при увеличении расхода топлива, понижении оборотов мотора и выявлении характерных шумов в карбюраторе и выхлопной трубе. При усилении нагрузки зазор на клапане распредвала становится больше. Чтобы отрегулировать клапаны, нужно поршень первого цилиндра подтянуть к верхней мертвой точке (ВМТ) с помощью зубчатого указателя. Рекомендуемый зазор составляет 0,25-0,3 мм. Процесс проводят регулировочным винтом и щупом 0,25 мм.

Регулировка карбюратора

Регулировка карбюратора своими силами заключается в измерении и проверке зазоров между дроссельной и воздушной заслонками и их корпусами, малой частоты вращения коленвала на режиме холостого хода мотора, настройке угла открытия заслонки дросселя при полностью закрытой воздушной заслонке.

Как выставить зажигание

Нестабильная работа системы зажигания приводит к таким неисправностям, как:

  1. Греется катушка.
  2. Пробой в кабелях высокого напряжения.
  3. Подгорание крышки на раздатке.
  4. Прострел свечей.

При появлении хлопков во впускном коллекторе необходимо установить зажигание на ГАЗ по меткам. Инструкция по установке зажигания на ГАЗ-53 выглядит так:

  1. Поршень в цилиндре 1 устанавливают в ВМТ и совмещают метки.
  2. Коленвал проворачивают против часовой стрелки до совмещения метки «9» на указателе с чертой на шкиве.
  3. Откручивают болт верхнего элемента коллектора.
  4. Подключают первый контрольный кабель к кузову, второй — к прерывателю.
  5. Включают зажигание.
  6. Прерыватель проворачивают до момента размыкания контактов.
  7. Затягивают крепежный болт, ставят крышку и ротор.
  8. На противоположной стороне свечу на цилиндре 1 подключают к кабелю высокого напряжения, оставшиеся провода — по схеме 1-5-4-2-6-3-7-8.

Немного из истории автотопливозаправщиков на шасси ГАЗ

За время своего существования Горьковский автозавод производил всякие виды автотопливозаправщиков. Первым АТЗ сталь автомобиль, собранный на базе двухтонного трехосного грузовика ГАЗ ААА. Модель получила название БЗ-48, использовался авто в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах.

Емкость цистерны такого АТЗ составляла 1350 литров. Машина появилась в 1938 году, а в 1939 году бочку увеличили до 1500 литров – в годы войны с помощью такой техники заправляли военные самолеты.


Трехосные автомобили были неудобны в эксплуатации, и поэтому в скором времени появился еще один вид топливозаправщика – БЗ-42. Машина была создана на базе «полуторки» ГАЗ АА, емкость цистерны оставалась прежней – 1500 литров.

На шасси ГАЗ 51А производились две модели АТЗ. Первая из них выпускалась с 1950 года и имела название АБЗ-50, вторая модель АТЗ-2,2-51А появилась в 1966 году. Обе машины имели одинаковую емкость цистерны – 2000 литров.

В дальнейшем с появлением модели ГАЗ 53 стали собираться АТЗ и на базе этого грузовика. Модель поучила название АТЗ-3,8-53А. По аббревиатуре понятно, что машина построена на шасси 53А, а объем цистерны составляет 3,8 м³ (3800 литров).

Кабина ГАЗ-53

Особого упоминания заслуживает интерьер кабины, поскольку на момент выпуска она считалась удобной и эргономичной. На сегодняшний день она явно морально устарела, что проявляется не только в дизайне, но и эксплуатационных характеристиках. В сравнении с предшественником ГАЗ-51 кабина стала значительно просторнее.

Кроме того она обладает неплохой теплоизоляцией, особенно модификации, предназначенные для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Сиденья изготовлены из искусственной немаркой кожи, что значительно облегчает уход за кабиной. Их размер позволяет разместиться в кабине 1 водителю и 2 пассажирам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: