А у кого из известных лиц были иномарки
В СССР по большей части иномарками владели влиятельные и известные личности:
- В. И. Ленин владел автомобилями марки: Turcat-Mery, Delaunay-Belleville, Renault 40 CV, Rolls-Royce Silver Ghost;
- В. В. Маяковский имел в пользовании Renault;
- И. В. Сталин распоряжался Packard Twin Six и Packard Twelve;
- Л. И. Брежнев пользовался различными автомобилями: Rolls-Royce Silver Shadow, Cadillac Eldorado, Mercedes-Benz 600 Pullman, Nissan President;
- Ю. А. Гагарин в качестве подарка получил купе Matra-Bonnet Jet VS;
- В. С. Высоцкий отличался особенно страстью к иномаркам. За свою жизнь Владимир Высоцкий сменил более 5 иностранных авто: 2 Мерседеса, 2 BMW, Renault;
- Балерина О. В. Лепешинская владела Ford V8.
По большей части иномарки дарили за выдающиеся заслуги. Приобрести новенькое авто могло только высшее сословие.
Дед рассказывал мне, что один раз видел, как Владимир Высоцкий катался по улицам Москвы.
Исходя из всего, отмечу, что иностранные легковые автомобили пользовались спросом, но владели ими только высшие чины. А среди ваших друзей, знакомых кто-нибудь владел иномаркой во времена Советского союза?
ВОЛГА
Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии
Прототипом для создания «Волги» стала «Победа», но художник Лев Еремеев решил придать новой машине американский стиль. В 1956 году выпустили первые «Волги», их было всего 3, но их внешнее оформление раскритиковали и отправили на доработку. На авто 2 серии появился знаменитый олень и массивная радиаторная решетка. 3 серия уже выпускалась без оленя.
Модель ГАЗ-21 выпускали в кузове седан и универсал, с механической и автоматической трансмиссией. Отдельная модель была разработана для такси – с раздельными сидениями и встроенным таксометром. «Волга» стала первым автомобилем премиум-класса, на ней ездило партийное руководство, члены КГБ, известные деятели искусства. ГАЗ-24 была выпущена в 1967 году, ее серийное производство завершилось в 1985 году. История «Волги» на сегодняшний день завершена, в 2010 году сошли с конвейера последние модели ГАЗ «Волга Сайбер».
Интересно! Легендарному космонавту Юрию Гагарину за первый полет в космос презентовали черную «Волгу» специальной сборки с голубым салоном. Сейчас она находится в музее г. Гагарин (Гжатск).
По ленд-лизу, в качестве трофея, дипломатический путь
Ленд-лиз (так называлась государственная программа) заключался в том, что военные силы США могли поставить технику, боеприпасы, сырье другим странам-союзницам.
Конечно, все оборудование не отдавалось безвозмездно, поэтому долг Советского Союза постепенно рос. На данный момент задолженность по ленд-лизу составляет около 100 млн долларов.
Крупные поставки по ленд-лизу проводились в период Великой Отечественной войны (с 1943 по 1945 год). В таблице я указал 8 марок военных автомобилей, которые получил Советский Союз.
Иностранная военная техника | Описание |
Willys | Самый популярный джип за время Великой Отечественной войны. Достаточно проходимые внедорожники применяли для командирских авто и тягачей для 45 мм пушек. |
Dodge WC | Уравновешенный внедорожник с высокой проходимостью. Машина обладала грузоподъемностью равной 750 кг. Внедорожники нашли применение в качестве тягачей для противотанковых пушек, разведывательных машин, командирских авто. |
Studebaker US6 | Грузовик, оснащенный легковым мотором с грузоподъемностью в 4 тонны. Во время войны в СССР обрел статус перевозчика реактивных установок «Катюша». |
Ford-6 (2G8T, G8T) | Автомобиль обладал грузоподъемностью равной 2 тонны и служил для перевоза солдат. В послевоенные годы грузовик был передан на службу в сельское хозяйство. |
Chevrolet G 41 и 71 | Более известные авто под названием «полуторки». Для грузовиков нашли применение благодаря набору различных модификаций: автомобили с открытыми платформами и кузовами, с лебедкой и без, самосвалы, машины связи и бомбовоз с открытой кабиной. |
GMC CCKW | Грузоподъемность автомобиля составляла 2,2 тонны. Грузовик использовался в качестве седельного тягача, бомбовоза, машины РХБЗ, топливозаправщика, автоцистерны, машины связи, водовозки, водоочистительной установки. |
International Harvester | Грузовик легко овладевал грузом в 2,2 тонны. Он служил в качестве тягача для артиллерийских орудий. Помимо основного предназначения грузовик выступал как снегоуборочная техника. |
Mack NR | Mack NR перевозил груз до 10 тонн и тягал прицеп массой до 15 тонн. Грузовики обладали высокой степенью надежности, за счет этого, многие послевоенные авто были отправлены на службу в сельское хозяйство. |
На фото партия новых грузовиков, поставляемых СССР в качестве ленд-лиза.
Studebaker US6.
Просто покупали
Для простых граждан иномарки были доступны в комиссионных магазинах, но для покупки нужно было разрешение властей, проверка доходов и т. д. Но высоким качеством автомобили не отличались.
При этом все они были очень дорогими. За «стукнутую» иномарку брали 5000-6000 рублей.
Законно купить иномарку было сложно, да и дорого. Потому советские люди начали искать обходные пути, чтоб приобрести зарубежное авто. Так появились черные рынки.
О черных рынках я узнал от дедушки. Он часто посещал такие места, восхищался иностранными автомобилями. «Там было опасно, но жутко интересно», — говорил он.
«Милиция могла появиться в любой момент, причем арестовывали всех, и продавцов, и покупателей, не разбираясь. Потом, конечно, отпускали, но все равно неприятно».
Знаковые довоенные легковые машины
Шло время, росли кадры, формировался опыт, и вот уже советские конструкторы попытались предложить свои разработки легкового автотранспорта.
НАМИ-1
Эта машина была первой, созданной советским инженером К. Шараповым. Несмотря на то, что она никогда не выпускалась большими партиями, всё-таки это был первый по-настоящему отечественный автомобиль оригинальной конструкции. Идея была в том, чтобы на максимально простых агрегатах мотоколяски разместить кузов, который мог бы полноценно вмещать четырёх человек.
Как выглядел НАМИ-1
ГАЗ-А
Эту машину нельзя назвать полностью советской – здесь мы видим полную копию старенького Ford A. Кстати, лицензия на воспроизводство была куплена абсолютно легально, хотя уже к 1932 году, когда машина встала на конвейер, модель безнадёжно устарела. Зато это была уже крупная серия, и тысячи машин разошлись по автохозяйствам и гаражам. К тому же, в СССР начала 30-х и это было верх комфорта.
ГАЗ М-1
Знаменитая «Эмка» пришла на смену ГАЗ-А, была намного совершенней и комфортабельней. Хотя за основу снова была взята одна из моделей Ford, коллектив завода основательно переработал конструкцию. Были радикально переделаны рама, подвеска, амортизаторы, изменения коснулись и внешности, а двигатель был создан на советской оснастке. В целом, модель стала намного более живучей, долговечной и неприхотливой к дорожным условиям, что позволило ей стать самым известным штабным автомобилем в период Великой отечественной войны.
ГАЗ М-1 – советский легковой автомобиль, выпускавшийся с 1936 по 1943 год
ВАЗ-2107 в современной России
После развала Советского Союза ВАЗ-2107 продолжал сохранять лидирующие позиции в продажах. Появление нового переднеприводного семейства «Лады» на нем особо не отразилось. Единственное, что после дебюта «девяносто девятой», он перестал считаться наиболее люксовым автомобилем. Поскольку страна находилась в “ауте”, а рыночная экономика диктовала свои жесткие условия, «семерка» потеряла в лоске. На предприятии, чтобы выжить, серьезно экономили на всем. И, в первую очередь, на материалах отделки салона.
ВАЗ-2107 быстро стал просто автомобилем без какой-либо «изюминки». Затем произошла еще и унификация колес всех автомобилей Волжского предприятия. В новом тысячелетии процесс удешевления и унификации продолжился. Сначала «семерка» лишилась своей крышки багажника, которую заменили на запчасть от «пятерки». Затем пороги «потеряли» резиновые молдинги.
Поскольку ВАЗ-2107 все еще оставался неплохим автомобилем, ремонтопригодным и недорогим в обслуживании, его начали собирать на Украине (в Луцке, Запорожье и Кременчуге). В России тоже сменилась география. Появилась Сызрань, Чечня, Удмуртия. Но в 2012 году официально производство «семерки» было прекращено. Причем, как в России, так и на Украине. Но модель, что называется, без боя не сдалась. Она умудрилась еще два года продержаться на заводе в Каире, где ее производством занималось предприятие Lada Egypt.
Lada Egypt
В 2014 году «семерка» окончательно ушла на пенсию. Правда, модель все равно не канула в Лету. И более или менее живые экземпляры продолжают попадаться и по сей день. На конвейере ВАЗ-2107 продержался более тридцати лет. И за это время было выпущено свыше 3,1 миллиона экземпляров.
МОСКВИЧ
Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии
Целью создателей был полноприводный автомобиль для бездорожья. Изначально конструкторы просто хотели модернизировать «Жигули», но в итоге получилась совершенно новая машина. Первые экземпляры, созданные в 1972 году, были неказистыми, их даже обозвали «крокодилами», зато по проходимости не имели себе равных. Серийное производство началось в 1977 году, «Ниву» несколько раз модернизировали.
Фактически «Нива» стала первым в мире внедорожником. Она была настолько популярна, что 80% выпускаемых моделей уходило на экспорт в Японию, Австрию, Германию, Голландию и прочие страны. Оставшиеся 20% считались огромным дефицитом. Комплектация, кстати, тоже отличалась: автомобили для экспорта были более высокими, со складными анатомическими сидениями, улучшенным салоном. С 2003 года «Нива» выпускается под брендом Lada 4×4.
Интересно! Нива – машина-рекордсмен. В 1998 году на этой машине смогли подняться на Эверест до лагеря на высоте 5200 метров. «Ленд Ровер» этот рекорд побить не смог, до отметки 5600 метров его пришлось тянуть на тросах.
ЖИГУЛИ
Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии
История этого автомобиля начинается с 1966 года, когда в г. Тольятти было решено построить крупный завод. В 1970 году с конвейера сошел ВАЗ-2101. Логотип для модели придумал Александр Декаленков – ею стала ладья. Спрос на машины был огромен, через 2,5 года количество выпущенных машин превысило 1 млн. Помимо базовых моторов 1,2 литра появились версии на 1,3 – 1,6 л, а также мелкие серии дизельных модификаций и моделей с моновпрыском.
Прототипом для первых моделей «Жигулей» стал Фиат-124. 2105 и 2106 – это детище советских конструкторов. Дизайн 2108 разрабатывала компания Porsche, когда встал вопрос о модернизации продукции. За границу первую модель «Жигулей» начали поставлять в 1973 году, но уже под брендом «Lada». Как выяснилось, в Европе слово «Жигули» ассоциировалось с «Жиголо». Автомобили Lada выпускаются и по сей день – это бюджетная версия автомобилей, рассчитанная на массовое использование.
Интересно! На первых логотипах стояло название города – Тольятти. Иностранцы перепутали буквы и вместо «Я» написали «R». Партия с браком была небольшая, и эти логотипы разобрали работники завода «на память».
Какие иномарки поставляли в СССР
Самой первой иномаркой в СССР была «Рено». Автомобиль завезен из Франции в 20-х годах XX века. В начале 30-х годов в Советском Союзе появились первые «Форды».
В военные годы союзники СССР поставляли иностранную военную технику, это были грузовики, мотоциклы, легковые автомобили.
Среди наиболее популярных иностранных автомобилей после войны выделялись немецкие легковушки. Мой дед говорил, что многие советские граждане мечтали о новеньком Мерседесе.
На фото одна из первых моделей мерседеса в СССР.
В меньшей степени на автомобильном рынке СССР присутствовали модели: «Альфа», «Вольво», «ФИАТ», «Датсун», «Шевроле» и «Феррари».
Рычаг переключения передач
Одним из наиболее распространенных элементов тюнинга советских автомобилей была замена набалдашника ручки КПП. В подобном преображении не было ничего сложного. Заводской набалдашник снимался, а на его место одевался более стильный аналог, который обычно был изготовлен кустарно.
Пример розочки на рычаге передач ВАЗ 2106
Подобные изделия в Советском Союзе делали
народные умельцы, используя эпоксидную смолу или же пластик. Особой
популярностью у автомобилистов того времени пользовались набалдашники с
насекомыми или цветами, размещенными в прозрачном кристалле или «янтаре».
Катафоты
Данные светоотражающие элементы чаще всего использовались велосипедистами для украшения своих двухколесных «коней». Однако этот опыт переняли и владельцы автомобилей, которые крепили катафоты на машины согласно своим представлениям о прекрасном. Эти разноцветные пластиковые и стеклянные «украшения» блестели на солнце, придавая экстерьеру авто оригинальности.
Пример катафот на кузове ВАЗ 2101
Подобный эффект создавали и монетки, которые водители засовывали под уплотнители лобового стекла со стороны салона. Они также играли на солнце и выглядели оригинально. Такой советский тюнинг авто был характерен, прежде всего, для водителей автобусов.
Ответы (5)
В середине 70-х годов ВАЗ-2101 стоит 5500 рублей, ну тут конечно надо учитывать ту экономическую ситуацию, какие деньги были. Если на копейку можно было купить хлеб и разных пирожных)
В 80-е годы копейка уже стоила больше 6000 рублей
Дорого стоит, если в то время вы могли позволить купить себе копейку или другую модель автоваза — вы считались очень богатым или хотя бы обеспеченным человеком
В 1971 году копейка стоила 5 150 рублейК середине 70-х цена поднялась до 6 000 рубВ 1979 году цены выросли до 7 300 рубВ 1983 году 2101 уже стоила 6400 руб
В 1972 г. ВАЗ 2101 стоил: без приёмника 5500 р., с приёмником 5600 р.. Волга ГАЗ-21 в то время стоила где-то порядка 6000 р., что сопоставимо. ЗАЗ-968 — 3500, Москвич-412 (ижевский) — менее 5000 (4000 с чем-то).
В СССР автомобиль был не средством передвижения, а настоящей роскошью. Мало того, что его было очень сложно достать, он еще и стоил целое состояние. Давайте изучим, сколько стоили авто в советские времена, и соотнесем это со средним зарплатами.
На дворе 1975 год. Средняя зарплата рядового советского гражданина — 120 руб.
Экстерьер
Каждый водитель перед тем, как заглянуть под капот автомобиля, оценивает его внешний вид. Конечно же, по современным меркам «шестерка» уже считается очень устаревшей. Ее кузов сделан по принципу коробки, весь состоит из четких прямых линий. Местами они выглядят даже несколько грубовато. Небольшие округления наблюдаются только в районе головной оптики.
Передняя часть автомобиля оформлена в четких геометрических пропорциях
Первое, на что стоит обратить внимание, – фары. Всего их по две с каждой стороны
Они имеют круглую форму, но при этом вписаны в прямоугольные «очки». Между ними находится решетка радиатора. Она также выполнена в форме прямоугольника. Состоит из частых горизонтальных и вертикальных ребер. По центру красуется фирменный знак компании. Не нарушена целостность геометрических фигур и противотуманками. Они также имеют четкую прямоугольную форму. Бампер в данной модели довольно узкий. На нем имеются пластиковые элементы. По бокам сделан в Г-образной форме. Для номерного знака предусмотрено крепление, однако без какой-либо выемки.
Задняя часть машины «Жигули 6» также построена по принципу прямоугольника. Данная геометрическая фигура просматривается во всех элементах. Фары и номерной знак между ними обрамлены хромированной рамкой. Бампер ничем не отличается от переднего. Как видно, весь дизайн автомобиля оформлен в строгом стиле. Если посмотреть на машину сбоку, то и здесь можно заметить четкие прямые линии. Хромированная отделка, проходящая по всей длине, выступает в качестве дополнения. От каких-либо лишних элементов дизайна производитель намеренно отказался, чтобы не нарушить гармоничность стиля.
Технические характеристики
Успех автомобиля был колоссальным. За «русским мерседесом» выстраивались очереди. При этом, что касается технической части, «семерка» недалеко ушла от ВАЗа-2103. И под капотом находился все тот же архаичный агрегат с рабочим объемом 1,5-литра и мощностью в 72 л.с. Конечно, его модернизировали, оснастили новым более экономичным и экологичным карбюратором.
Оснащали ВАЗ-2107 также мотором и от «пятерки» (1,3-литра, 64 л.с.), и от «шестерки» (1,6-литра, 75 л.с.). Что касается коробки передач, то автомобиль получил как 4-ступенчатую «механику», так и 5-ступенчатую.
Успех «семерки» в СССР повлиял на ее перспективы и в других странах. Автомобиль поставлялся не только в дружественные государства, но в Западную Европу. Например, для рынка Великобритании было создано две модификации «Жигулей»: ВАЗ-21077 (с мотором на 1,3-литра) и ВАЗ-21078 (с мотором на 1,6-литра). И руль у этих версий, естественно, находился справа. Помимо этого, экспортные автомобили получили изменения в дизайне и интерьере. А вот для китайского рынка «семерку» (ВАЗ-2107-71) оснащали 1,4-литровым мотором на 66 л.с.
ЗАПОРОЖЕЦ
Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии
В 1959 году на заводе «Коммунар» в Запорожье была выпущена первая модель «Запорожца» ЗАЗ-965. Уже через год конструкторы разработали ЗАЗ-966 и презентовали ее на выставке ВДНХ. «Запорожец» пользовался популярностью, ведь стоил в 2 раза дешевле, чем «Жигули».
Первая модель – это имитация Фиата 600. Конструкторы позаимствовали стиль оформления кузова, рулевой механизм и трансмиссию. Это одна из немногих машин, в которых двигатель находился сзади. «Запорожец» комплектовался редким V-образным четырехцилиндровым мотором. Продукция Запорожского завода шла и на экспорт. Правда, отличалась улучшенными характеристиками. С 1960 по 1994 год с конвейера ЗАЗа сошло порядка 3 миллионов «Запорожцев».
Интересно! Практически у каждой модели авто было свое народное прозвище. 965 модель прозвали «горбатым» за необычный кузов. ЗАЗ-966 и 968 были названы «ушастыми», а после модернизации «Запорожец 968М» стали звать «мыльницей».
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
ВАЗ-2106: немного истории
Очередная модель Жигулей с «рабочим» индексом ВАЗ-21031 (по аналогии с ВАЗ-21011) должна была стать осовремененной «трёшкой», о которой мы вспоминали совсем недавно . Если ВАЗ-2103 позиционировался как люксовое исполнение обычных Жигулей, то «шестёрка» должна была стать еще более комфортабельной и динамичной версией самой «тройки». Так сказать, полный люкс.
При этом у конструкторов по-прежнему не было карт-бланша на серьезную модернизацию кузова – как и в случае с «трёшкой», им было разрешено лишь немного видоизменить переднюю и заднюю часть. При этом новый автомобиль должен был избавиться от «налёта шестидесятых» – в моду стремительно входили более угловатые линии и значительное использование пластиковых деталей в отделке. Вдобавок конструкторы должны были таким образом решить и противоположную задачу – более «роскошную» модель по себестоимости необходимо было сделать дешевле предыдущей, отказавшись от сложных и дорогостоящих в производстве деталей вроде обрамляющей оптику решётки радиатора и бамперов с Г-образными окончаниями.
Со своей задачей конструкторы ВАЗа справились «на отлично», о чем мы поговорим чуть позже и более детально. А пока – немного хронологии. Первую «шестёрку» собрали в конце 1975 года, а уже с февраля 1976-го началось массовое производство ВАЗ-2106. В декабре этого же года «шестёрка» стала трехмиллионным автомобилем, произведенным в Тольятти, а в июне 1978-го – и четырёхмиллионным. Год спустя «шестёрка» вдобавок отметилась как миллионный советский автомобиль, поставленный в страны Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Модификация для немецкого рынка от импортёра Deutsche Lada
Как и прежние модели, «шестёрку» выпускали и с правым рулём
На Волжском автозаводе шестую модель выпускали до 2001 года – то есть, ровно четверть века. А в знаменитом своим дефолтом 1998-м «география распространения шестёрки» стала обширнее, ведь её производство частично перенесли на другие предприятия – сначала в Сызрань на завод «Рослада», а затем на предприятие «ИжАвто» в Ижевск, где её выпускали до конца 2005 года. Таким образом, «шестёрку» на разных автозаводах производили в общей сложности ровно тридцать лет – один из самых длительных сроков конвейерной жизни для конкретной модели. Конечно, в процессе выпуска не обходилось без модернизаций и обновлений, которые далеко не всегда шли на пользу самой машине. И все же, чем «шестёрке» удалось заслужить такую любовь и уважение советских и российских автомобилистов? Ведь машин с характерными пластиковыми «очками» вокруг четырех круглых фар за три десятилетия выпустили ни много ни мало свыше четырех миллионов экземпляров – опять же, практически рекордный показатель для одной конкретной модели.
ПОБЕДА
Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии
«Победа» – это автомобиль понтонного типа: округлые формы, без выступающих фар и крыльев. Выпускался на Горьковском автозаводе имени Молотова. Первый прототип был создан в 1944 году, за основу решили взять кузов довоенного Opel Kapitan. В 1946 году с конвейера сошла 1 серия «Побед», вот только дефекты обнаруживались один за другим и модель было решено модернизировать.
«Победа», которую мы знаем, появилась в 1955 году, ее назвали ГАЗ М-20В. Салон стал выше, его оснастили печкой, радиоприемником, освещением. Конструкторы расширили радиаторную решетку, оснастили машину стеклоочистителями, электрическими стоп-сигналами и указателями поворотов. На базе «Победы» в 1955 году выпустили кабриолет – необычайная редкость для послевоенной страны, а позднее – и «внедорожник» ГАЗ-М72. В 1958 году производство «Победы» прекратили.
Интересно! Изначально машину хотели назвать «Родина», но это наименование не одобрили, ведь тогда бы получилось, что «начинается продажа Родины».
Соотношение зарплаты и стоимости машины в 70-80 гг.
Средняя зарплата в СССР в 70-е годы составляла 150 руб. При этом:
- «Жигули» ВАЗ-2101 стоили 5620 руб.;
- «Волга» ГАЗ-21 — 8500 руб.;
- «Москвич-412» — 4936 руб.;
- «Запорожец» ЗАЗ-966 — 3000 руб.
То есть обходилась машина гражданину СССР примерно в 24-70 зарплат. Копить на автомобиль семьям приходилось около 2-4 лет при условии того, что откладывалась бы полностью зарплата одного из супругов.
В 80-х годах соотношение зарплаты и стоимости автомобилей изменилось в лучшую сторону, но лишь немного. Средняя зарплата в это время была равна 210 руб. Автомобили стоили:
- ВАЗ-2101 — 5690 руб.;
- ГАЗ-24 — 9513 руб.;
- «Москвич-2140» — 6865 руб.