Назначение
МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими.
Новые требования
Холодная война, набравшая обороты к середине XX столетия, требовала не только прогресса в создании наступательного и оборонительного вооружения, но и разработок в области фортификации. Советские военные нуждались в мобильных укрепленных объектах, предназначенных для размещения командных пунктов. Главное требование к ним – легкость и быстрота перебазирования вслед за оперативным перемещением воинских контингентов. Работы в этом направлении в СССР велись с середины 1950-х годов.
Итогом поисков советских конструкторов стала родившаяся в 1957 году концепция защищенной машины на автомобильном шасси с активным полуприцепом. Начиная 1960-х годов, советские инженеры проводили испытания по определению прочности и герметичности кабин, выработке способов и механизмов самовыкапывания машин, а также отлаживанию систем автономного жизнеобеспечения, предназначенных для различных носителей.
Результатом этих работ стала специальная самозащищенная машина (СЗМ) под шифром «Стрела» на шасси ЗИЛ-135Л. Образец появился на свет в 1965 году в единственном экземпляре. Серийному производству техники помешали ее высокая стоимость и негативная реакция маршала Андрея Гречко во время показа экспериментального образца. Идею специальной защищенной машины с единым кузовом пришлось забыть на 10 лет.
Однако технический прогресс в области вооружения не стоял на месте. В конце 1970-х годов армии многих стран мира, в том числе и НАТО, обзавелись новыми разведывательно-ударными комплексами, позволявшими наносить высокоточные удары по различным объектам, расположенным на местности. Это вызвало необходимость подумать о надежной защите мобильных органов управления. Прежние способы защиты в виде сборно-разборных железобетонных или стальных конструкций в этих условиях были малоэффективны.
Разработка была поручена сразу трем организациям: Центральному научно-исследовательскому институту No15 им. Д. М. Карбышева, фортификационному бюро и заводу инженерных войск No54. Работы возглавил генерал-полковник Сергей Аганов. Задача звучала так: создание защищенной машины на базе автомобильного шасси с высокой проходимостью и грузоподъемностью, оснащенной единым защитным кузовом и встроенной системой углубления.
Технические характеристики МАЗ-500
Конструкция МАЗ-500 получилась настолько удачной, а экономические показатели так впечатляли, что машина стала очень востребованной народным хозяйством СССР. При этом ремонт можно было осуществлять в чистом поле. За это среди водителей дальнобойщиков МАЗ 500 получил статус «не убиваемый».
Длина минского грузовика составляла 7,14 м, ширина – 2,5 м, высота по крышу кабины – 2,65м. Автомобиль имел клиренс 27 см и колёсную базу 3,85 м. На машину устанавливались шины размерностью 12х20.
Эксплуатационные параметры автомобиля МАЗ-500:
- собственная масса – 6,5 т;
- грузоподъёмность – 7,5 т;
- максимальная скорость – 75км/ч;
- объём топливного бака – 200 л;
- расход топлива на 100 км – 25 л.
На волне успеха, проектировщики начали изменять базовую модель под конкретные производственные задачи. Так появились лесовоз, тягач, автокран и МАЗ-500 бензовоз. Выпускался и топливозаправщик с цистерной ёмкостью 7 000 литров.
Самосвал
Технические характеристики МАЗ-500 самосвал отличались от параметров бортового грузовика. Колёсная база уменьшена до 3,2 м. Вначале на самосвал установили кузов объёмом 3,8 м³, но в 1970 году его вместимость увеличили до 5,1 м³. Грузоподъёмность поднялась до 8 т. Вес автомобиля составлял 7,25 т. При полной загруженности общая масса автомобиля могла немного превышать 15 т.
В качестве силового агрегата использовался двигатель ЯМЗ-236, расход топлива которого составлял 28 л на 100 км. Кузов опрокидывался гидравлической системой телескопического типа и управлялся из водительской кабины. В конце разгрузки запускался механизм встряхивания грузовой платформы для полного освобождения от материала.
Седельный тягач
Первый МАЗ-500 тягач конструкторы собрали в 1969 г. Через три года завод начал массовый выпуск автомобиля данной конфигурации.
На двухосной машине, которой присвоили индекс МАЗ-504, стоял восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Длину и колёсную базу уменьшили для большей эффективности. Переднюю подвеску усилили гидравлическими амортизаторами, заднюю – дополнительными рессорами.
Технические характеристики седельного тягача МАЗ-504:
- длина x ширина x высота (м) – 5,63 x 2,6 x 2,65;
- база – 3,4 м;
- клиренс – 0,29 м;
- предельный вес автопоезда (тягач + полуприцеп) – 24,38 т;
- максимальная скорость по шоссе полностью загруженной машины – 85 км/ч;
- тормозной путь – 24 м при скорости 40 км/ч;
- расход топлива – 32 л на 100 км;
- запас топлива – 2 бака по 350 л.
Бортовой грузовик тоже мог использоваться в качестве тягача с установленным прицепным устройством.
Лесовоз
Для нужд леспромхозов в 1966 году были изготовлены опытные образцы МАЗ-500 лесовоз. После доработки и устранения недочётов в 1969 году завод начал серийную сборку автомобиля.
На МАЗ установили усиленную раму, что позволяло ездить по лесным дорогам с глубокой колеёй. Лесовоз оснастили лебёдкой для погрузки-выгрузки. При порожнем перегоне прицеп-роспуск складывался и укладывался на тягач. Несмотря на то, что сам МАЗ 500 перестали выпускать в конце 70-х, изготовление лесовоза на его базе продолжали вплоть до 1990 года.
Машина имела свой индекс – МАЗ 509. Его длина составляла 6,77 м, а высота была увеличена до 3 метров. Увеличили и дорожный просвет, который стал 310 мм. Грузоподъёмность лесовоза составляла 21 т, а длина перевозимых деревьев могла доходить до 27 метров. Максимальная скорость гружёного автомобиля составляла 60 км/ч.
Автокран
Широкой популярностью пользовался МАЗ-500 автокран. На заводе в Иванове шасси минского автомобиля оборудовали крановой установкой КС 3561 грузоподъёмностью 10 т. После прохождения сертификационных испытаний машина была запущена в серию в 1966 году.
На шасси грузовика установили опорную раму, где разместилась поворотная платформа с рабочими агрегатами и кабиной крановщика. Устойчивость крана обеспечивали выносные опоры. Привод кранового механизма осуществлялся от двигателя грузовика через коробку отбора мощности.
Автокран комплектовался жёсткой решётчатой стрелой с вылетом до 10 м. Для увеличения высоты подъёма использовались удлинённая стрела и гусёк. Благодаря делительному оборудованию автокран КС 3561 на шасси МАЗ мог поднимать грузы на высоту до 20 м.
Поделиться
Самый большой трактор в мире
Мощных большого размера тракторов произведено немало. Но есть среди них признанный самым большим в мире. Речь идет о бульдозере, который так никогда и не был использован – это ACCO dozer мощностью тысяча триста лошадиных сил. Он был спроектирован итальянской компанией ACCO для Ливии в начале восьмидесятых. Бульдозер должен был помочь в освоении новых территорий.
ACCO dozer самый большой трактор в мире
В те годы Каддафи, который и являлся заказчиком этого гиганта, был обвинен в международном терроризме, из-за чего ООН санкционировала торговые эмбарго для Ливии. В результате ACCO dozer так и остался в Италии. Там он находится и по сегодняшний день.
Большим трактором считается произведенный в Америке «Big Bad». Его полное название — Big Bad 747. Гигант был построен в 1977-ом году и предназначался для работы на хлопковых плантациях. Акр земли он способен обработать за минуту.
Ну очень большие трактора Caterpillar D9
Самый мощный в мире бронетрактор собираются создать в России, при этом за основу будет взят бульдозер Т-800. Эта машина будет мощнее, чем американский агрегат Caterpillar D9.
Сходства и различия конструкций
Принцип действия и устройство роторных экскаваторов у большинства механизмов одинаковые. Они представляют единую систему и состоят из поворотной платформы, к которой крепятся важные узлы: ходовая часть, кабина с пультом управления, надстройка с мачтами, отвальная и роторная стрелы с конвейерной лентой.
Разница бывает существенной только в:
- количестве ковшей, диаметре круга, к которому они крепятся;
- длине стрелы;
- размещении надстройки;
- метраже отвала, его поворотах и в тоннаже противовеса;
- мощности двигателя;
- способах разгрузки ковшей (от центробежной силы или от тяжести) и в передвижении.
Существуют незначительные отличия модификаций, выраженные в ковшовой вместительности, глубине, высоте копания. Они сказываются на том, как используют агрегаты.
№4: Bagger 293
Bagger 293 — один из крупнейших карьерных экскаваторов в мире, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса.
Вес механизма составляет 14 тонн, высота равна тридцатиэтажному зданию, а его длина более двух сотен метров. Bagger 293 строился специально для рытья карьеров. Для управления машиной работает бригада из пяти человек. Передвигается агрегат со скоростью чуть более 6 км за час. Ежедневно это машина способна перелопатить около 3 миллионов кубометров. За день работы Bagger 293 может выкопать яму площадью с футбольное поле. На борту спецмашины имеются грузоподъемные механизмы и мастерские для ее ремонта.
Т-800
Т-800 — сверхтяжелый гусеничный трактор, самый мощный, из когда-либо построенных в России или Советском союзе. Всего выпущено 10 экземпляров, а первый сошел с конвейера в 1983 году. В 1990 году Т-800 был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый производительный бульдозер в мире. Выпускается на Челябинском тракторном заводе.
Т-800 не просто большая техника, это небольшой завод на колесах. Его высота составляет 4,7 метров, а вес более 100 тонн, это как два танка Т-72, даже немного тяжелее. Только навесное оборудование весит порядка 30-ти тонн, а топливный бак вмещает 2 тонны. Благодаря своей мощи, он может использоваться в самых сложных условиях вечной мерзлоты, а так же вскрывать тяжелые скальные породы, что особенно полезно в добыче ценных минералов, которые при взрыве могут повредиться, в отличие от работы Т-800 отвалом. Сердцем машины является российский двигатель 6ДМ-21Т, который выпускают на УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод) в Екатеринбурге. Точно такие же двигатели устанавливаются на БелАЗы.
- Двигатель — 6ДМ-21Т
- Мощность двигателя л.с. — 820
- Частота вращения об/мин — 1900, V-образный
- Объем двигателя, л — 43.6
- Масса кг — 106 000
№6: Big Muskie
Big Muskie — самый большой в мире шагающий экскаватор, созданный во второй половине прошлого столетия американской компанией Bucyrus-Erie.
Общая масса махины составляет порядка 13 тысяч тонн. Высота Big Muskie почти 68 метров, ширина превышает 46 метров, а длина — около 150 м. Объем ковша драглайна равен 168 кубометрам — площадь, которой достаточно, чтобы уместиться двум автобусам. На его постройку у компании ушло целых два года, а его конечная стоимость составила 25 миллионов американских долларов. Big Muskie нуждался в потреблении такого количества электричества, которого хватило бы для обеспечения электроэнергией порядка 30 тысяч квартир. В эксплуатации машина находилась 30 лет. За этот промежуток времени драглайном было добыто 20 миллионов тонн угля.
Сельскохозяйственная отрасль
Специальная техника и оборудование в аграрном секторе страны представлены двумя направлениями: обеспечение эффективных работ в сфере животноводства и растениеводства. Основной транспортной единицей, которая механизирует труд человека в сельском хозяйстве, является трактор. Чаще всего это колёсная модификация.
А вот на его основе производители на рынке спецтехники выполняют разные конструкторские решения, которые способны выполнить самую непредсказуемую работу: сеялки, жатки, копалки, рыхлилки, косилки, разбрасыватели удобрений. Кроме того, аграрии активно применяют машины для очистки зерна, для возделывания и уборки овощей, для подготовки кормов к скармливанию, кормоуборочные и почвообрабатывающие машины.
Одной из последних инновационных разработок учёных является целый агропромышленный комплекс, способный не только перерабатывать и производить сельскохозяйственное сырьё, но и изготавливать из него качественную продукцию.
Конструктивные особенности
Основное отличие МАЗ-500 от других советских грузовых машин – бескапотная кабина. Она откидывалась вперёд под углом в 45° и удерживалась в поднятом положении пружинами. Это открывало доступ к узлам мотора при ремонте. Внутри салон обивали материалом, обеспечивавшим тепло- и шумоизоляцию. Решётка радиатора состояла из 14 вертикальных рёбер.
Особенностью машины являлась её независимость от электрической сети. Автомобиль, заведённый «с толкача», дальше мог работать бесперебойно даже при неисправном электрооборудовании.
К нововведениям также относились бездисковые колёса и двухскоростной задний мост.
БелАЗ 75601
75601 имеет грузоподъемность 396 тонн. Он был специально разработан для перевозки разрыхленной породы с глубоких открытых горных выработок и для перевозок в различных климатических условиях. Он оснащен 20-цилиндровым четырехтактным V-образным двигателем и может развивать скорость до 64 км / ч.
К слову, этот грузовик потребляет 1300 литров на 100 км. Благодаря использованию усовершенствованной высокопрочной стали в сочетании с уникальной конструкцией «БелАЗ» создает огромные грузовики, которые имеют значительные преимущества с точки зрения производительности и экономии топлива. В подвеске оси используется высокопрочная конструкционная сталь Weldox, чтобы уменьшить толщину и выдержать экстремальные нагрузки на ось.
Равномерное распределение нагрузки на передние и задние колеса в сочетании с низким центром тяжести приводит к повышению устойчивости и безопасности. Кроме того, использование износостойкой пластины Hardox в корпусе снижает абразивный износ и ударные вмятины. Грузоподъемность Caterpillar 795F AC составляет 345 тонн. Самосвал имеет модульную конструкцию и предлагает два варианта кузова, включая популярный MSD (конструкция для шахт) и кузов для угля без ворот.
Устаревший автопарк требовал обновления
500-я серия была призвана перевернуть сознание советских инженеров, водителей и механиков. Конструкторы минского автозавода предложили разместить мотор не перед кабиной, как это делалось ранее, а убрать его как бы «внутрь» кабины, а точнее — под нее. Кабина должна была стать откидывающейся, за счет чего обеспечивался бы доступ к деталям двигателя. Помимо прочего бескапотное строение кабины позволяло увеличить рабочую длину кузова, что обеспечивало бы большую грузоподъемность и вместимость. Первоначально такая конструкция вызвала множество споров, однако тот факт, что за рубежом уже успешно освоили эту технологию, спровоцировал техническую комиссию принять изменения.
Также с целью увеличения рабочей мощности автомобилей, было решено оборудовать их более производительным двигателем, освоение которого как раз началось на Ярославском моторном заводе в середине 1958 г.
Однако апробация и обкатка новых технических решений требовали времени, которого у инженеров МАЗ не было. В связи с этим в качестве опытных образцов было решено использовать новые модели 200-й серии: 200М и 200П. Именно на их последовательно устанавливались новые кабины. двигатели, коробки передач, рамы и пр. Это решение с одной стороны помогло конструкторам увидеть своими глазами неточности и недоработки, а с другой стороны позволяло не прекращать серийное производство. Таким образом, с 1962 — 1965г. параллельно со сборкой прототипов МАЗ 500 завод осуществлял мелкосерийный выпуск промежуточных агрегатов. В 1965г. производство МАЗ 200 было окончательно прекращено, и началась новая эпоха, связанная с МАЗ 500.
В серию вошли самосвал под индексом 503, седельный тягач под индексом 504 и лесовой автопоезд МАЗ 509П, пробный выпуск которого был начат 06.04.1966г. Как и все автомобили новой серии, лесовоз выпускался ограниченными «опытными сериями», которые позволяли практически без остановки выпуска, устранять недостатки прямо на готовых автомобилях.
Это интересно: Характеристики бортового грузовика МАЗ-4371 и нескольких популярных модификаций: рассматриваем вместе
Самые большие грузовики СССР
Производство тяжелой грузовой техники в Советском союзе началось с завода имени Лихачева в Москве. В 20-е годы XX столетия планировалось построить шесть предприятий данной направленности. Первые грузовики в СССР назывались «АМО», половина деталей для них изготавливалась итальянским «Fiat».
КамАЗ
Завод известен далеко за пределами бывшей территории СССР. Выпускаются различные категории транспортных средств:
- седельные тягачи;
- самосвалы;
- бортовые машины;
- спортивные модели (многократно становились победителями ралли «Дакар»).
Спортивный вариант Камаза
Открыты предприятия по сборке в Индонезии, Казахстане, Вьетнаме, Пакистане, Индии. Крупнейшим представителем марки является модель стандарта Евро-5 — «КамАЗ-65801».
КрАЗ-255
Автомобиль, ставший легендой, способный перевозить грузы и пассажиров в условиях бездорожья. Колесная формула 6х6, производство прекращено в 1993 году. Оснащался дизельным двигателем в 8 цилиндров «ЯМЗ». Длина корпуса — 8645 метров, грузоподъемность — 7500 килограмм.
КрАЗ на авиашоу МАКС в 2013 году
Урал-375
Представленная модель — это полный привод, повышенная проходимость и возможность взять на борт до 4500 кг. Оснащался силовой установкой с 8 цилиндрами на бензиновом топливе, именно эта деталь имела больше всего нареканий во время эксплуатации: расход, частые ремонты потребовали закрытия проекта.
Урал-375
ГАЗ-66
Эту машину в народе называли шишкой за созвучие с двумя шестерками в наименовании. Созданная в 1964 году, она могла перевозить 2 тонны грузов. Выпускался в десятках модификаций в зависимости от типа климатических условий. Поставлялся на экспорт в тропические страны.
ГАЗ-66 в условиях бездорожья
БелаАЗ-75501
Первая модель советского тяжелого карьерного самосвала относится к самым большим грузовикам в мире, видео и фото которых представлены выше. Он задумывался как совершенно новая техника, перевозил с места на место груз весом 280000 килограмм.
Сборка экспериментальной советской модели в цеху
В советский период оптимизировать грузовик не удалось по причине отсутствия шин должного качества. Рассчитали, что новые покрышки обойдутся чрезвычайно дорого.
МАЗ-7922
Автомобиль «Зубр» — шасси, построенное в 1990 г. в единственном экземпляре. Прототип мог перевозить вооружение массой 125 тонн, последующий серийный выпуск ограничил этот параметр до 90 т.
Ядерный комплекс Тополь-М на новейшей модификации шасси МАЗ-7922
Колесная формула 16х16, сегодня используется в качестве подвижной установки для ракетного комплекса «Тополь-М».
МАЗ-7904
Шасси для тяжелого ракетного комплекса «Целина» — результат секретных разработок. Предприятие выпустило единственный образец техники для испытаний в 1984 году. Максимальный вес груза составлял рекордные 220000 килограмм. Никто на земле в те времена не смог повторить достижение.
Опытный образец шасси для тяжелого ракетного комплекса
История создания
Идея копающих колес была высказана еще в начале шестнадцатого столетия знаменитым ученым Леонардо да Винчи. Однако прототип современного экскаватора, оснащенного парой роторных колес, симметрично расположенных по отношению к конвейеру, был запатентован американским инженером Ч. Смитом лишь в конце девятнадцатого века.
На сегодняшний день индустрия производства подобного оборудования развивается путем выпуска машин, обладающих высокой производительностью, а также увеличенной удельной силой, с помощью которой осуществляется процесс выкапывания траншей и добычи полезных ископаемых.
Какой нужен экскаватор для работы в определенной отрасли
Практически в любой отрасли на объекте, где есть возможность доступа, эксплуатируется экскаваторная техника. Экскаваторы получили наибольшее применение в строительных и горнодобывающих отраслях, где они выполняют полный цикл задач практически при постоянной занятости. В остальных отраслях экскаваторная техника используется для выполнения разовых, сезонных или периодических заданий.
В сельскохозяйственной отрасли широкое применение получили многофункциональные экскаваторы-погрузчики, которые могут быть задействованы для работы на складах с сыпучими грузами, для уборки территорий, для погрузки сена или соломы с полей, для разовых строительных работ.
Коммунальные предприятия применяют колесные экскаваторы для работы в условиях города, где существует необходимость постоянного перемещения техники с одного объекта на другой. Для работы в стесненных условиях наиболее востребованы мини-экскаваторы, которые могут работать в труднодоступных местах.
Отдельным направлением является мелиоративная и озеленительная сфера, где экскаваторам предназначено выполнение сложных технологических задач по очистке водоемов, для разработки каналов, во время пересадки взрослых высокорослых растений. Для этих целей разработаны специальные одноковшевые гусеничные экскаваторы, которые функционируют как на уровне, так и ниже уровня рабочей поверхности.
Это интересно: Цепные и роторные траншейные экскаваторы — разбираем развернуто
Технические параметры
Лесовоз МАЗ-509 выпускался с 1966 по 1978 гг.
Технические характеристики:
- Привод — 4х4.
- Мощность дизельного двигателя — 200 л.с.
- Габариты — 6770х2600х2900 мм.
- Клиренс — 300 мм.
- Грузоподъемность — 10 т.
- КПП — пятиступенчатая.
- Скорость — 65 км/ч.
- Радиус разворота — 11,5.
Лесовоз МАЗ-500 выпускали для северных регионов. Грузовик оснащен утепленной кабиной, жидкостным отопителем высокой мощности. Установлен предпусковой подогреватель. На крыше можно устанавливать прожектор для работы в условиях полярной ночи. Этот грузовик не слишком популярен из-за такой специфики.
Технические характеристики:
- Привод — 4х2.
- Мощность — 180 л.с.
- Установлен дизельный двигатель.
- Габариты автомобиля — 6800х2600х2900 мм.
- Клиренс — 270 мм.
- Грузоподъемность — 8 т.
- КПП — пятиступенчатая.
- Скорость — 60 км/ч.
- Радиус разворота — 12.
Машина снабжена кабиной с металлической обивкой. Тягач полноприводный, эксплуатируется с прицепом-роспуском. Грузовик оснащен также поворотными кониками. Более поздние модели не имеют капота.
Технические характеристики:
- Привод — 4х4.
- Мощность — 120 л.с.
- Двигатель — дизельный.
- Грузоподъемность — 15 т.
- КПП — пятиступенчатая.
- Скорость — 45 км/ч.
Более современный лесовоз МАЗ-6317 выпущен в 1991 г., он производится и сейчас. Усовершенствовался двигатель машины. Модель изготавливается в виде сортиментовоза или с прицепом-роспуском. Были улучшены узлы и системы, появилась возможность работать с различными видами бревен.
Технические характеристики:
- Привод — 6х6.
- Мощность — 420 л.с.
- Двигатель — дизельный.
- Габариты — 10300х2550х4000 мм.
- Полная масса — 28,7 т.
- Грузоподъемность — 13,4 т.
- КПП — 9-ступенчатая.
- Скорость — 80 км/ч.
Лесовоз МАЗ-МАН 632559 — это сортиментовоз с гидроманипулятором и подпорками. Механизм находится не в середине рамы, а сзади. Это одна из последних конструкций, она проста в обслуживании в сервисных центрах ввиду наличия необходимых деталей.
Технические характеристики:
- Привод — 6х4.
- Мощность — 400 л.с.
- Габариты — 6600х2500х3700 мм.
- Грузоподъемность — 15,8 т.
- КПП — 9-ступенчатая.
- Скорость — 90 км/ч.
Предпосылки
Паровые экскаваторы Путиловского завода, занятые на строительстве железной дороги под Петроградом: одноковшовый «Путиловец» (слева) и многоковшовый. 1915 год Хотя непосредственно траншейные экскаваторы (относящиеся к экскаваторам продольного копания) появились в СССР лишь в 1930-х годах, предпосылки к их появлению возникли значительно ранее. Ещё до Октябрьской революции Путиловский завод освоил производство многоковшовых экскаваторов поперечного копания; это были машины на железнодорожном ходу с паровым приводом рабочего оборудования и ковшами ёмкостью 100 л, выпущенные в количестве 12 экземпляров в 1903—1917 годах по лицензии немецкой и применявшиеся в том числе при строительстве Транссибирской магистрали. Хотя эти экскаваторы, будучи машинами поперечного копания, и не являлись траншейными, они представляли собой образцы наиболее близкой к многоковшовым экскаваторам продольного копания (и, как следствие, конкретно к траншейным экскаваторам) разновидности землеройных машин и первые в Российской империи образцы многоковшовых экскаваторов вообще. В СССР начало производства многоковшовых экскаваторов также началось с машин поперечного копания: в 1932—1934 годах было построено небольшое количество полукустарных машин «Красный кирпичник», собираемых практически поштучно московским и в центральных механических мастерских «Укрбудматериал» и применявшихся в кирпичной промышленности.
Эти первые русские и советские многоковшовые экскаваторы дали экскаваторостроительной промышленности первоначальный опыт, поспособствовавший ей в разработке и производстве в промышленных масштабах большого количества моделей собственных многоковшовых машин разнообразных конструкций и назначения, включая траншейные экскаваторы.
Мировые роторные экскаваторы-монстры
Большой горный комбайн работает в Германии близ Кёльна на шахте «Гамбах». Bagger 288 имеет высоту 94 метра и длину 220 м. Огромное колесо диаметром 32 м весит 13 500 т, закреплено на 60-метровой стреле. Производительность гигантского роторного экскаватора – 245 тысяч м3 в сутки. Способен выкапывать уголь с глубины 100 м. Передвигается по поверхности на 12 гусеницах. Их размеры (высота 3, ширина 3,5, длина 15 метров) рассчитаны в соответствии с общим весом.
Обслуживается чудо техники бригадой из 5 человек. Работа на одном месторождении продолжается до тех пор, пока будет целесообразной и выгодной. Главная трудность – при перемещении удерживать равновесие ротора и правильное направление, чтобы избежать раскачки
Кроме того, очень важно выбирать ровную поверхность
Конкурировать со своим сородичем может Bagger 293. Он построен в 1995 году для формирования карьеров, работает непрерывно по 3–5 суток. Входит в Книгу рекордов как обладатель крупнейшего механизма.
Людей не перестаёт удивлять, как это работает. Оказывается, достаточно просто соблюдать правила техники безопасности, владеть инженерными знаниями, и обслуживание подобных агрегатов не составит труда.
Достоинства использования налицо. Длительный срок эксплуатации (60–70 лет), огромнейшие объёмы работ и количество выполняемых функций быстро окупают затраты на строительство, техническую поддержку.