Ввод войск в Афганистан
В 1979 году, когда экономика СССР находилась в стагнации, а страна под международным давлением и санкциями, правительство страны решилось на ещё один шаг, который приблизил государство к краху — ввод войск в Афганистан. И хотя советский контингент был ограниченным, это привело к серьёзным тратам. Кроме того, после введения армии в Афганистан СССР оказался в ещё большей изоляции. Хотя стоит отметить, что СССР ввёл войска в Афганистан по просьбе правительства этой страны, и это являлось не военным вторжением, а исполнением обязательств по Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1978 года.
Проблемой было то, что вооружённые формирования, с которыми сражались советские войска, щедро финансировались странами НАТО, исламского мира и Китаем
Эти отряды получали современное вооружение, деньги, и, что важно, высококачественную пропаганду, где они выставлялись борцами за свободу против «кровавого режима» СССР. Кстати, именно в это время были взращены Усама бен Ладен и другие известные радикалы, которые позже, оставшись без привычного финансирования, направили свой гнев уже в сторону тех, кто натравливал их на Советский Союз
Резкая смена политического курса в 80-х из-за гибели нескольких генсеков
10 ноября 1982 года скончался Леонид Брежнев. На его смену пришёл новый генсек — Юрий Андропов, бывший глава КГБ, который выступал за весьма жёсткие методы. Так, например, именно в это время началась борьба с прогулами, вплоть до того, что людей, прямо во время просмотра фильма в кинотеатрах, опрашивали о месте и времени работы. Однако в заслуги Андропова можно внести попытки побороть коррупцию в высших кругах власти, а также повышение производительности труда. К слову, реформы СССР, направленные на демократизацию, которые позже назвали «перестройкой» были разработаны по указанию Андропова. Но вступив в должность 12 ноября 1982 года, он пробыл на посту генсека чуть более одного года, умерев от почечной недостаточности 9 февраля 1984 года.
Следом за ним генеральным секретарём стал Константин Черненко в возрасте 72 лет. Он свернул часть преобразований, начатых Андроповым, другие же, наоборот, расширил, например, стал бороться с теневой экономикой. При Черненко было предложено немало реформ, направленных на улучшение качества жизни граждан СССР, но им не суждено было сбыться, ведь генсек умер от сердечной недостаточности 10 марта 1985 года, пробыв на посту ещё меньше, чем Андропов.
Постоянные смены политического курса не пошли на пользу и без того находившемуся в кризисе советскому государству.
История автобусов Ikarus
Производство автобусов на венгерском заводе «Икарус» началось в послевоенное время – в 1951 году. При этом компания существовала уже более 50 лет.
Первой моделью автобуса стал Ikarus 30. Данная модель транспортного средства получилась очень удачной. Венгерские инженеры отлично поработали над всеми характеристиками автобуса. Транспортное средство обладало кузовом вагонной компоновки. В качестве сердца автобуса служил дизельный силовой агрегат Csepel D-413. Который обладал мощностью 60 лошадиных сил.
После начала выпуска модели Ikarus 30 была разработана модель с индексом «60». Именно она первой попала в Советский Союз. Старшему поколению людей которые жили в СССР хорошо знакома другая модель венгерских автобусов – Ikarus 55 Lux. Начиная с 1955 года данный автобус можно было видеть в Советском Союзе. Они проработали на различных рейсах вплоть до начала 1980 годов.
На версии 55 Lux был установлен шестицилиндровый дизельный мотор Csepel D-614, который обладал мощностью в 145 лошадиных сил. Согласно официальной информации, в СССР было импортировано 3 тыс. 762 автобусов данной серии. Это совсем не удивительно. Ведь автобус был довольно комфортабельным и в то же время очень любим советскими водителями
Венгерский автобус был довольно надежен, удобен в работе и что немало важно являлся очень экономичным транспортным средством
Как все начиналось
С 1895 года открывается небольшая мастерская в городе Будапешт для кузнечно-каретной деятельности. А с 1949 года в результате слияния двух компаний начинает свою работу предприятие Икарус. Так в 1953 году и начинают появляться автобусы Икарус от венгерского производителя.
Даже спустя года Икарус — это символ того времени, который порадовал своей многогранностью и разными видами очертаний.
После 1960-х годов выпускаемые автобусы Икарус поставлялись в Скандинавию, а также в страны Африки, СЭВ и ФРГ. С 1970-х годов поставки дошли и до СССР. Удивительно, но факт: также было организовано совместное производство в Кубе, Индонезии, КНДР, Канаде и США.
https://youtube.com/watch?v=Ru6FocvszAY
ДТП с Виктором Цоем
Громкое ДТП, которое потрясло фанатов Виктора Цоя, произошло в полдень 15 августа 1990 года на трассе Слока — Талси. Водитель «Икаруса» возвращался без пассажиров из рижского аэропорта в Талси и спешил за цветами и подарком Инте: в тот день у него с супругой была фарфоровая свадьба.
На 35-м километре шоссе в лоб рейсовому автобусу на высокой скорости врезался темно-синий «Москвич–2141». За рулем находился лидер группы «Кино», который не справился с управлением, из-за чего машину вынесло на встречную полосу и ударило о выезжающий из-за поворота «Икарус».
Водитель «Икаруса» Янис Фибикс / Фото: Kronshtadt Online
От полученных тяжелейших травм музыкант скончался мгновенно. Его тело было сильно обезображено в аварии, поэтому хоронили рокера в закрытом гробу, из-за чего и появилась легенда о том, что Цой до сих пор жив.
Из-за удара «Икарус» вылетел в реку у дороги, но 44-летний Фибикс серьезных травм не получил и попытался помочь пострадавшей звезде. О том, кто вел легковушку, Янис узнал только в отделении милиции, ведь раньше он не слышал ни одной песни «Кино». После инцидента прибалт и сам стал знаменит, а фотографии водителя «Сельхозтехники» и его транспортного средства заполонили газеты.
ДТП признали несчастным случаем, уголовное дело открывать не стали. С этим была не согласна вдова музыканта Марьяна Цой, которая много лет пыталась встретиться с Фибиксом, но так и не смогла этого сделать.
После трагедии уроженец Сабиле продолжить водить «Икарус», но старался объезжать трассу Слока — Талси. Тот участок с плохо просматриваемым поворотом до сих пор имеет славу нехорошего места.
Спустя пару лет после аварии в прессе появились слухи о том, что Янис был убит, предположительно, поклонниками Цоя. Только в 2010 году эти сообщения опроверг сам Фибикс, который наконец согласился на интервью Первому каналу. Злополучное происшествие мужчина назвал черным пятном на своей судьбе.
По словам водителя, в гибели рокера его никогда не винили, поклонники ему не досаждали. Много лет Янис избегал интервью, чтобы журналисты не смогли неверно истолковать его воспоминания, и после 2010 года его публичные заявления можно посчитать по пальцам.
Тем не менее ежегодно в середине августа пресса гоняется за Фибиксом, превращая жизнь шофера в кошмар. В годовщину гибели солиста «Кино» латыш старается в одиночку навестить памятник, установленный на месте аварии, и принести цветы. Также Янис признавался, что хочет лично встретиться с отцом музыканта Робертом Цоем, чтобы пообщаться без камер.
Военные расходы перекроют все
В силу сложившихся обстоятельств военные расходы будут приоритетнее социальных. Это приведет к увеличению дефицита бюджета и сокращению экономики.
Снижение доходов бюджета может произойти по двум причинам: падение доходов от продажи нефти и газа из-за неизбежного падения цен на энергоносители в 2023 году в сочетании с усилением энергетического эмбарго в отношении России, которое не может быть полностью заменено азиатским рынком. Падение внутренних доходов также станет результатом модели потребления населения, основанной на сбережениях, краха частных инвестиций и внутреннего спроса.
Задачи индустриализации
Вот какие цели ставились при проведении индустриализации в Советском Союзе:
- преодоление технической отсталости СССР от стран Запада;
- достижение экономической и технологической независимости;
- появление тяжелой и военной промышленности;
- обеспечение села современной сельскохозяйственной техникой и дальнейшее проведение
- коллективизации (индустриализация сельского хозяйства);
- превращение аграрного государства в одну из ведущих индустриальных супердержав;
- обеспечение достойного уровня жизни населения СССР.
Все эти причины и цели индустриализации послужили толчком к немедленным практическим действиям.
Индустриализация в СССР
Ставилась цель превратить Советский Союз из земледельческого государства в развитую индустриальную державу, не уступающую ведущим странам капитализма. Ускоренное наращивание промышленных мощностей началось в мае 1929 года. Основу индустриализации составляли пятилетние планы развития хозяйства.
К началу войны тяжелая промышленность увеличила объемы производства в 4 раза. Теперь советское государство стало экономически независимым и обороноспособным.
Предпосылки и начало индустриализации в СССР
Чтобы понять, почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей, обратимся к истории.
Предпосылки индустриализации возникли к середине 20-х годов 20 века, когда молодое советское государство оправилось от последствий Первой мировой и гражданской войн. Развитие промышленного производства, сельского хозяйства и торговли в условиях объявленной большевиками новой экономической политики (НЭП) вывело СССР на уровень довоенного 1913 года.
Но за время потрясений Советский Союз значительно отстал от Запада. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость сократить это отставание. Несмотря на сложные отношения с остальным миром, мы в значительной степени зависели от зарубежных стран. Большая часть оборудования, автомобилей и многого другого закупалось за рубежом, так как индустрия средств производства у нас практически отсутствовала.
Причины индустриализации заключались в преодолении этих негативных моментов. Особенности индустриализации в СССР, отличавшие ее от подобных процессов в других странах, были вызваны сокращенными сроками на ее проведение.
Остро назрела необходимость индустриализации в СССР, которая бы привела к превращению страны в современную, экономически развитую державу.
Активная роль государства в индустриализации предусматривала решение трех основных задач:
- Экономическую. Наличие тяжелой индустрии является главной гарантией экономической независимости.
- Социальную. Сильная экономика обеспечивает необходимыми средствами социальную сферу.
- Военно-политическую. Только промышленно развитому государству присуща военная мощь.
Развитию советской промышленности во время индустриализации препятствовали следующие факторы:
- сложные отношения с другими государствами;
- нехватка специалистов;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Индустриализация
Под этим термином понимается ускоренный социально-экономический переход от традиционной к индустриальной ступени развития, со значительным увеличением доли промышленности в экономике. Процесс перехода базируется на новых научных знаниях и технологиях. С точки зрения экономической науки цель индустриализации — опережающее развитие тяжелой промышленности и перерабатывающих отраслей экономики в сравнении с сельским хозяйством и добычей ресурсов. Этому процессу присущ глобальный мировой характер. Великобритания первой осуществила в полной мере промышленную революцию в середине 19 века.
Это интересно: 707,История Северодвинска
Почему российскую экономику ждут тяжелые времена
Самое важное и значительное изменение — расщепление частного бизнеса. Другое важное, что произошло в России за последние 10 лет, — это усиление государственного контроля над экономикой
Это когда государство берет на себя основные денежные потоки в ключевых секторах. Эта тенденция ускорилась после 24 февраля, а с 21 сентября произошло, можно теперь точно сказать, радикальное расширение государственного контроля в российской экономике, которое будет только увеличиваться.
Россияне с апреля скупают валюту
Государственный оборонный заказ будет запущен в мобилизационном статусе, что означает, что частные предприятия будут вынуждены выполнять свои обязательства перед государством без возможности маневрировать или искать большую прибыльность.
Быстрые темпы перехода вооруженных сил к рыночной экономике вызовут проблемы в отечественной экономике. Переход будет происходить слишком быстро, и это вызывает экономические кризисы, пока экономика не сможет адаптироваться.
Военная и космическая гонки
Как мы уже сказали ранее, политическая изоляция СССР, а также небезосновательный риск нападения со стороны США и её сателлитов, вынуждали СССР тратить огромные деньги на разработку новых вооружений. Это сильно выматывало экономику, которая и так серьёзно пострадала после Второй мировой войны, когда пришлось, по сути, заново строить большую часть промышленности и жилого сектора. По подсчётам западных экспертов, только за 1989 год СССР потратил на оборону 250 миллиардов долларов, что более чем в 2,5 раза превышает затраты на ту же отрасль в России в 2016 году. И это при том, что в 1989 году активно шла перестройка и налаживались отношения с западными странами.
При этом американские расходы на армию были несопоставимо выше советских. США, благодаря полученной в ходе Второй мировой войны выгоде как минимум по ленд-лизу, а также своим сателлитам, чьи рынки сбыта были монополизированы компаниями этой страны, могли позволить себе огромные военные траты, которые значительно увеличились после избрания президентом Рональда Рейгана. Тот не только повысил военный бюджет, но и начал активное финансирование антикоммунистических правительств и формирований, а также стал лоббировать введение законов и санкций против стран соцлагеря.
Что касается космической гонки, то она шла не менее напряжённо. И СССР и США желали быть первыми во всём и разрабатывали высокотехнологичные дорогостоящие проекты. В большинстве случаев СССР опережал США, но какой ценой? На это уходили огромные средства, при том, что космические исследования, по крайней мере в те времена, не имели большого значения для науки и военной отрасли. По большей части, космическая гонка ставила своей целью пропаганду что в СССР, что в США. Это был в первую очередь вопрос престижа, а не науки. Причём престиж этот покупался за огромные деньги, которые СССР хоть и мог себе позволить, но в долгосрочной перспективе это ударило по его экономике.
Советские автомобили
Первый в мире внедорожник малого класса ВАЗ-2121 «Нива» (год выпуска – 1977) быстро стал легендарным более чем в ста странах мира, куда экспортировался в огромных количествах: 80% всех произведенных в СССР машин уходило на экспорт, при этом дома машина была огромным дефицитом. По комфортабельности «Нива» приравнивалась к всемирно известным и признанным брендам Range Rover и Mercedes-Benz; по эксплуатационным характеристикам ей не было равных среди машин похожего класса. «Нива» не раз побеждала в международных гонках. Из желающих приобрести советский внедорожник составлялись очереди, что немыслимо для зарубежной торговли.
Экспортный вариант многочисленной линейки ВАЗа – автомобиль «Лада» — тоже был очень востребован за пределами СССР. Другим ходовым автомобилем был «Москвич-408»; более половины всех выпускающихся в стране машин шло на экспорт.
Всемирно известен и советский грузовик «КамАЗ». Изначально проектировавшийся для оборонной отрасли, он получился настолько удачным, что продавался ежегодно партиями по несколько десятков тысяч машин.
О нюансах
По городу очень автоматической коробки передач здесь не хватает. Мне же надо сцепление выжать, передачу переключить, за оборотами следить, чтобы не дергал, а плавно трогался. Чтобы зад никому не смять впереди стоящему. А другой электроники тут не надо — все нужное есть.
Люфт еще вот был небольшой. Сейчас-то побольше, где-то 150 — я за 32 года рулевое не делал ни разу, износ уже. На ТО 2 механики нынешние побаиваются его поднимать. Кузов снизу подгнил в некоторых местах, и когда «вывесить» автобус надо, то все смотрят — не сорвется ли. Шутка ли, 11 тонн накроет. Зимой вот с ним сложно, если не в теплом боксе стоит. Он же на воде, а не на антифризе, как сейчас многие автобусы. Чтобы не замерз — каждые два-три часа надо заводить — греть. Котел подогрева включать, радиатор закрывать с двух сторон. С вентилятора снимали ремни, чтобы не работал и только помпа водяная качала. Тогда двигатель дольше не остывает.
Но потерь было бы ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, если бы людям честно сказали, что происходит и помогли бы с этим справиться.
В пору писать инструкции «для выживания граждан во время экономической депрессии», потому что финансовой помощи регионам в ближайшее время не видать.
Экономические трудности в первую очередь давят на самооценку. Люди становятся менее уверенными в себе. Неуверенность в бизнесе один раз – потеря клиента. Многолетняя неуверенность = ГАРАНТИРОВАННАЯ потеря бизнеса, завода, рабочих мест, отставание технологий.
В условиях сильнейшей конкуренции – маленький спад уверенности, помноженный на много лет оказывается катастрофическим для человека, для бизнеса, для страны! Больше не надо никого бомбить – достаточно людей загнобить и со временем они сдадут свои позиции.
Нефть
Экспорт нефти и нефтепродуктов приносил значительный доход в казну страны: в общем объеме он составлял около трети всего торгового экспорта СССР.
Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина «Московский дом книги на Арбате», торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.
На мировом рынке советская нефть имела марку URALS. Она пользовалась заслуженным спросом и имела достойную цену, пока в 1986 году искусственно не была обвалена, что стало настоящим крахом для СССР.
Советские автомобили
Первый в мире внедорожник малого класса ВАЗ-2121 «Нива» (год выпуска – 1977) быстро стал легендарным более чем в ста странах мира, куда экспортировался в огромных количествах: 80% всех произведенных в СССР машин уходило на экспорт, при этом дома машина была огромным дефицитом. По комфортабельности «Нива» приравнивалась к всемирно известным и признанным брендам Range Rover и Mercedes-Benz; по эксплуатационным характеристикам ей не было равных среди машин похожего класса. «Нива» не раз побеждала в международных гонках. Из желающих приобрести советский внедорожник составлялись очереди, что немыслимо для зарубежной торговли.
Что из советского прошлого пригодилось бы сегодня?
В последние годы ностальгия по советскому прошлому ширится. А если взглянуть на эту страницу истории здраво: что мы могли бы перенять у страны, которой больше нет?
Борис Якеменко, историк, политолог:
— Сперва важно разобраться с тем, что именно люди понимают под советским прошлым. Если речь идёт о восстановлении института социальной справедливости, то тогда, конечно, многие бы хотели возвращения в советские времена
Советский Союз был первой и единственной в истории попыткой создать систему социальных гарантий тем, кто их никогда не имел. Неслучайно все эти идеи пользуются такой популярностью на Западе, их изучают в университетах. Если говорить о «возвращении» к СССР в этом смысле, то ничего плохого в этом нет. Тем более что о недостатке справедливости, о её кризисе, о тотальном социальном расслоении, об абсолютном отсутствии прав — международных, личных — сегодня говорит весь мир.
Другое дело, что мы не сможем туда вернуться. Прежде всего потому, что мы сами изменились навсегда. Именно поэтому Советский Союз всё больше превращается в миф, в который обычно переносится всё самое лучшее из нашей жизни. Он становится тенью реальности.
Почему мы сейчас вспоминаем СССР с таким восторгом? Не обманываем ли себя, идеализируя то время? Не является ли это ностальгией в том числе и по собственной молодости? Я жил в Советском Союзе и знаю, что это было не самое мечтательное время в жизни. Тогда существовала масса проблем. Но в том, что все мы чувствовали себя спокойнее, нет никаких сомнений.
Михаил Веллер: Откуда такая ностальгия по СССР?
Подробнее
Что имело бы смысл из того времени перенести в день сегодняшний? Первое — профессионализм. Отношение к делу. Когда раньше вы видели директора ЗИЛа или министра советского, то понимали, что он к этой работе шёл всю жизнь. А сейчас часто, когда глядишь на какого-нибудь начальника, возникает ощущение, что «и я бы так мог». Что люди во власти и управлении — совершенно случайные.
Второе — ответственность за то, что сделано. Был орган, который эту ответственность внушал. Была партия, перед которой провиниться было страшнее, чем порой перед домашними. Такая провинность имела тяжелейшие последствия.
Третье — система социальной справедливости. Было кому жаловаться. Была социальная защищённость, защита людей труда. Сегодня тех же профсоюзов фактически не существует. Вспомним недавнюю страшную трагедию на шахте в Кузбассе. Люди были вынуждены спускаться туда с угрозой для своей жизни, иначе бы им не платили. Сегодня работающий человек не защищён. Он понимает, что если заболеет и хотя бы ненадолго выпадет из обоймы, то ему не на что будет жить, нечем кормить семью.
Вот эта уверенность в завтрашнем дне, в том, что и через пять, и через десять лет цены будут те же, поэтому можно копить, можно строить планы, — это то, что однозначно стоило бы восстановить и вернуть в наше время.
«Приближающаяся катастрофа». Почему референдум не смог сохранить СССР?
Подробнее
Однако надо понимать, что для возвращения таких реалий придётся многим пожертвовать. Ведь что такое социальная справедливость? Это когда я плачу за то, чтобы другому было хорошо. Когда я, имея всё, что мне необходимо, защищаю тех, у кого этого нет.
Это вопрос определённой ментальности, готовности что-то отдать, чтобы остальным было лучше. И это не вопрос каких-то правительственных решений, по крайней мере не только в них всё упирается. Социальную справедливость нельзя насадить сверху.
Модель 260
Треть века — до второго года нашего столетия продолжался выпуск автобуса «Икарус-260». Интересно, что у данной модели было 30 модификаций (выпускались версии даже для горных районов). В отличие от других автобусов этой фирмы, цвет поставляемых в СССР «Икарусов» был желтым.
Также впервые была применена пневматическая подвеска, которая ранее была механической и «сгорала» за год езды. Кузов – стандартный, с тремя пассажирскими дверями (четыре складывающиеся створки). Двигатель расположен под полом, отопление салона — как от системы охлаждения двигателя, так и воздушное. Вместимость до 107 человек, мест для сидения – 22. При полной вместимости, масса автобуса могла превышать 15 тонн. Максимальная скорость 66 км/час в пределах населенных пунктов не разрешалась.
Интерьер салона
По сравнению с иными моделями автобусов, «Икарус 256» отличается своей комфортабельностью и практичностью. Десять рядов пассажирских кресел и пятиместное заднее сидение установлены на так называемом подиуме, что обеспечивает отличную обзорность и дополнительное удобство. Кресла мягкого типа, с откидными спинками и подлокотниками, с высокой спинкой. Как правило, обивка сидений выполняется из прочных видов тканей и кожзаменителей, а для практичности на кресла можно надеть чехлы. Преодолевая длительные дистанции, пассажир не утомляется, а также имеет возможность изменять положение своего тела. Также возможно перемещение кресла по специальным салазкам, при этом изменяется расстояние между пассажирами. Вопрос увеличения полезного пространства и повышения удобства был решен путем снижения количества посадочных мест до сорока трех штук.
Ногам пассажиров тоже уделили внимание — под сидения вмонтированы ножные подставки с функцией регулировки. Как и в иных модификациях автобуса, в 256-м над креслами расположен отсек для мелкой ручной клади, позволяющий освободить зону комфорта от различных вещей, необходимых в длительных поездках
Как и в иных модификациях автобуса, в 256-м над креслами расположен отсек для мелкой ручной клади, позволяющий освободить зону комфорта от различных вещей, необходимых в длительных поездках.
На окнах автобуса установлены занавески из качественного материала, позволяющие защититься от попадания прямых солнечных лучей, так как ранее окна в данном виде транспорта не имели тонировки.
Вентиляция салона может осуществляться как через люки в потолке, так и принудительно. Над каждой парой сидений расположены элементы индивидуальной вентиляции и дополнительного освещения зоны пассажира.
Многие автобусы дальнего следования оснащаются телевизором, и 256 модель не исключение. Это позволяет пассажирам коротать время при длительном переезде. Взгляните на салон автомобиля «Икарус 256». Фото ниже указывает, что автобус вполне комфортабельный и удобен для длительных путешествий.
С первого раза и не скажешь, что транспортное средство проектировалось и разрабатывалось в прошлом веке и на данный момент этот автобус может составить конкуренцию более современным аналогам.
Итог обзора
В целом автобус венгерской фирмы имеет неплохие характеристики и обладает высокой надежностью.
Несмотря на появление новых разработок в данном классе автобусов, старый «Икарус» остается на линии конкурентоспособности и до сих пор широко используется. Вот еще один факт, который говорит о популярности модели «Икарус 256». «Омси» — игра-симулятор, в которой каждый желающий может попробовать себя в качестве водителя туристического, экскурсионного или же рейсового автобуса. В этом проекте также использована точная копия рассматриваемого детища венгерских производителей.
Итак, мы выяснили, какие имеет автобус «Икарус 256» технические характеристики, салон и экстерьер.