Газ-3102: история создания автомобиля мелкой партийной элиты

История появления ГАЗ-24

Сначала этот автомобиль называли «новой Волгой». На тот период данная машина была самой престижной среди тех, которые возможно было приобрести на просторах СССР.

Более того, далеко не каждый гражданин Советского Союза мог позволить себе такую покупку. Цена Волги составляла более девяти тысяч рублей.

Лучший автомобиль Советского Союза

В массе эти автомобили попадали в распоряжение государственных и партийных структур, осуществляли перевозку пассажиров в такси. Зачастую владельцами новых Волг оказывались люди, приближенные к власти:

  • ученые;
  • деятели культуры;
  • лица, занимающие руководящие посты.

Теперь ГАЗ-34 по праву признан эпохальным легковым автомобилем, история которого составляет более полувека. Многочисленные фото доработок, изменений конструкции и модернизаций являются ярким тому подтверждением.

«волга» газ-24: 10 любопытных фактов, которые вас удивят

Каждый узнает на дороге легендарную 24-ю “Волгу”. Но многие не представляют, насколько это был инновационный автомобиль для своего времени. Десять любопытных фактов о ГАЗ-24 могут удивить отечественных автолюбителей.

1. На ГАЗ-24 впервые в СССР были установлены гнутые стёкла на дверях.

2. Ленточные спидометры впервые были установлены именно на ГАЗ-24 первой серии.

3. В 1964 году на ГАЗ-24 был наибольший среди советских легковушек угол наклона ветрового стекла, что способствовало аэродинамической эффективности.

4. Именно ГАЗ-24 стал самым тихим автомобилем в СССР, до 1982 года, когда был выпущен ГАЗ-3103, благодаря высококачественным шумоизоляционным материалам и двойному уплотнению дверей.

5. 24-я “Волга” была единственной легковушкой в СССР, которая уже на заводе комплектовалась противотуманными фарами.

6. В заводскую комплектацию входила радиоантенна с сервоприводом. На то время такой роскошью могли похвастать только представительские ЗИЛы и Чайки.

7. И только на “Волгу” устанавливали электромагнитную муфту, которая срабатывала от датчика температуры охлаждающей жидкости и включала вентилятор у радиатора.

8. На ГАЗ-24 был отдельный механизм, регулирующий положение и угол наклона спинки заднего дивана.

9. Ресурс 24-й “Волги” до капремонта – 250 тысяч километров, что в два раза больше аналогичного показателя у ВАЗ и АЗЛК.

10. До сих пор “Волга” остаётся единственным отечественным легковым автомобилем с тремя рядами сидений, рассчитанный на 7 человек.

Вторая волна мобилизации в России: экспертное мнение

Краснодарский политолог Андрей Гусий объяснил причины отчётов ряда регионов России о выполнении планов по частичной мобилизации на фоне продолжения получения повесток из военкоматов военнообязанными гражданами.

По словам политолога Андрея Гусия, в Краснодарском крае, а также в Ростовской и Волгоградской областях, отчитались об успешном окончании частичной мобилизации в своих регионах, но жители данных субъектов РФ продолжают получать повестки.

По мнению политолога, не исключается выступление перед нацией главы государства на тему частичной мобилизации.

Андрей Гусий видит две причины данной тенденции, пишет «Блокнот Краснодар».

Политолог напомнил, что частичная мобилизация может быть остановлена исключительно Указом Президента России.

Отсутствие нормального снабжения

« Наконец, следует указать еще на один факт, имевший тяжелые последствия для 6 армии, как и для всего южного крыла Восточного фронта. Вся группа армий «А», а также 4 танковая армия, 6 армия, румынские 3 и 4 армии и итальянская армия опирались на один-единственный путь через Днепр — на железнодорожный мост в Днепропетровске. Железнодорожный мост в Запорожье, трасса, ведущая через Украину (через Николаев — Херсон) в Крым и оттуда через Керченский пролив, частично не восстанавливались, а частично не были еще закончены строительством. Не хватало коммуникаций также в тылу вдоль фронта (в направлении с севера на юг). Поэтому немецкое Главное командование в отношении скорости подвоза войск или переброски сил всегда находилось в невыгодном положении по сравнению с противником, который располагал коммуникациями, обладавшими лучшей пропускной способностью во всех направлениях.»

Брошенная немецкая техника в Сталинграде

Говоря о немецком снабжении, я хочу отметить, что Гитлер и Генеральный штаб Вермахта, при планировании операции «Барбаросса», сделали огромную ставку на этот аспект. Перед тыловыми подразделениями поставили сложные задачи по снабжению, с которыми они не справились.

В первую очередь, немцы пытались взять под контроль железные дороги, но «рельсовая война», которую партизаны и подпольщики проводили на оккупированной территории, не позволила им использовать советскую инфраструктуру в полной мере.

Кроме того, молниеносная война предусматривала основную ставку на танки, которым требовалось много горючего и запасных частей. Танковые части Вермахта сильно зависели от снабжения, которое не справлялось со своими задачами.

Советские мальчишки на улицах Сталинграда с трофейными немецкими пулеметами, февраль 1943 года

« По-видимому, всякий полководец, если он хочет добиться успеха, вынужден брать риск на себя. Но риск, на который пошло немецкое Главное командование поздней осенью 1942 г., не должен был заключаться в том, чтобы связать на длительное время наиболее боеспособные соединения группы армий «Б» ведением боевых действий под Сталинградом, а на Донском фронте слишком долго удовольствоваться таким слабым прикрытием. В оправдание можно только сказать, что Главное командование не рассчитывало на такую полную несостоятельность союзных армий, которая обнаружилась позже. Во всяком случае, румынские соединения, которые продолжали оставаться лучшими из наших союзников, сражались точно так, как этого можно было ожидать после опыта крымской кампании. Однако относительно боеспособности итальянцев всякая иллюзия была излишней. »

Город Сталинград имел не такое важно стратегическое значение, чтобы бросать на него все доступные силы и пытаться взять его без нормальной подготовки. Скорее всего, Гитлер просто хотел захватить населённый пункт, который носил имя советского вождя, чтобы использовать этот факт в пропагандистских целях

По сути, немцы смогли почти полностью оккупировать город, ведь там сохранились только отдельные очаги сопротивления. Но сил на его удержание, а тем более развитие успеха, у них уже не оставалось.

Прочитав выводы Манштейна, я понял лишь одно – он не готов признать того факта, что к моменту сражения за Сталинград, Вермахт уже растратил все свои основные ресурсы, и сил для развития успеха первого года Восточной кампании у него уже не было.

Как вы считаете, какие факторы действительно повлияли на поражение Вермахта под Сталинградом?

4 серия 2003-2006

В середине 2003 года, последнего года выпуска ГАЗ 3110, завод произвел очередную модернизацию легковых машин. Для ГАЗ-3102 сертифицирована АБС, но на машинах она встречается редко.

Коммерческая ГАЗ 3110 заканчивала свой выпуск, готовилась следующая машина ГАЗ 31105, нововведения для выпуска которой обкатывались на серийных ГАЗ-3102.

Технические новшества (относительно предыдущей серии):

Изменения экстерьера 2003

  1. Колесные диски: Колпаки исчезли окончательно. Штампованный диск поменял форму. Теперь он пятиспицевый, с эмблемой в центре.

     
  2. Зеркала: Зеркала наружного вида теперь в окрашенном под цвет кузова корпусе.

Как все начиналось: ГАЗ-21

Прототипом для первой модели «Волги» послужила легендарная «Победа», ГАЗ М-20. Машина на тот момент имела передовой дизайн и хорошие технические характеристики. Но ближе к 50-м ее заметно обошли иностранные конкуренты. Возникла потребность в создании принципиально нового автомобиля, ком стал ГАЗ-21. Машина получила «американизированный» дизайн и новую агрегатную начинку. В разработке внешности был задействован известный художник Лев Еремеев. Именно он применил мировые тенденции автомоды последних лет. Так, внешность машины имела «ракетно-космические» мотивы.


автомобиль премиум-класса,

2 серия 1992-1997

В 1992 году выпуск ГАЗ 24-10 прекращен. Основной легковой машиной Горьковского автозавода становится ГАЗ 31029.

Государство перестало быть основным и единственным заказчиком ГАЗ-3102. Вплоть до окончания выпуска будет модернизирована только система обмыва фар и добавлена шумоизоляция капота. Все последующие изменения произойдут добавлением деталей машин сборочного конвейера.

С целью очередного удешевления производства ГАЗ-3102, модель унифицируют по узлам с ГАЗ 31029.

Модификации

индекс год выпуска двигатель описание/особенности
31017 1996 ЗМЗ-4064 R4, 2280 куб.см., 200 л.с., турбонагнетатель
31024 1992-1999 Ford Cologne V6 V6, 2935 куб.см., 150 л.с. КПП 5 ст или АКПП (Ford A4LD). Версия COSWORTH – 195 л.с., только с АКПП A4LD.
1993 Toyota 3S-FE R4, 1998 куб.см., 169 л.с.
1994-1997 ROVER 20T4 R4, 1994 куб.см., 136 л.с.
1995-1998 ROVER V8 V8, 3946 куб.см., 180 л.с. АКПП (zf4hp22)

Комплектации

индекс год выпуска двигатель описание/особенности
3102-40 1992 ЗМЗ 402 R4, 2445 куб.см., 100 л.с., карбюратор К151
3102-12 1993 ЗМЗ 4062 R4, 2280 куб.см., 130 л.с.

Технические новшества: (относительно предыдущей серии):

Регулировка зеркал заднего вида из салона.

Изменения экстерьера 1992

  1. Топливный бак, заднее левое крыло и обшивка багажника: Топливный бак переместился изнутри багажника над задним мостом под багажник за задним мостом. Соответственно люк заливной горловины теперь не на выштамповке поясной линии а на середине заднего крыла. Полость лючка заливной горловины лишилась дренажа. Запасное колесо из ниши в полу багажника переместилось на пол багажника.
     
     
  2. Наружное зеркало заднего вида. Старый корпус металлический, на ножке. Крепился к верхней части поясной линии двери. Новый корпус пластмассовый. Крепится вместо треугольных заглушек впереди окна передней двери. Появилась регулировка зеркала изнутри салона.
  3. Молдинг порога: Исчез вместе с его направляющими (порог и переднее крыло).
  4. Накладки вытяжной вентиляции: Хромированная цельная накладка заменена пластмассовой черной, со вставленной металлизированной эмблемой.
     
  5. Опайка швов крыши: Перестают делать серийно. В дальнейшем до конца выпуска – опция.
     
  6. Орнамент «Волга» на крышке багажника: Вместо хромированного и окрашенного вокруг букв надписи из сплава ЦАМ4 – теперь металлизированный поверх букв и канта силумин (от ГАЗ 24-10).

Изменения интерьера 1992

  1. Комбинация приборов: Ставится комбинация 31029.
     

    Стекла могут быть конусом, если проборы слева старого типа, с подиумом под центральным дублирующим сигнализатором или плоские, если комбинация новая.

     

    Центральное трехцветное табло закрыто черной заглушкой или трехсекционным желтым отражателем. Лампы габаритов и задних противотуманных фар теперь расположены на табло спидометра.

     
  2. Выключатель аварийной сигнализации: ВК422 заменен на 24.3710
     
     
  3. Дефлекторы воздуховодов: Металлические вставки в ручках исчезли. Появился металлизированный кант.
     
  4. Педали сцепления и тормоза: Изменена форма и площадка
     
  5. Рукоять рычага переключения передач: Становится грушевидной

Изменения в моторном отсеке 1992

  1. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости. Сигнализатор старого типа, основанный на принципе разницы давления между тормозными контурами, удален. Вместо него в крышке бачка главного тормозного цилиндра появился датчик уровня тормозной жидкости поплавочного типа. Поменялся также расширительный бачок главного тормозного цилиндра.
       
  2. Крепление радиатора. Радиатор теперь крепится на верхний кронштейн спереди, а не сверху, как раньше
     

Изменения в моторном отсеке 1994

  1. На ГАЗ-3102 появляется ЗМЗ 406.
  2. Обмыв фар. Место бачка обмыва фар старого типа (3102-3756014) за корпусом правой фары занял корпус воздушного фильтра на машинах с двигателем ЗМЗ 406. Емкость обмыва фар в этом варианте объединили с емкостью для жидкости стеклоомывателя. На новом бачке (3102.3756014-50) два электронасоса. Электронасос стелоомывателя и электронасос омывателя фар (нового типа).

     

Тестдрайв

Управление автомобилем требует определенной подготовки. Несмотря на то, что в багажнике находится плита весом в 90 кг, машина при старте оставляет черный след на асфальте. Тестировали в паре с Митсубиши Лансер. Со старта ГАЗ-31013 сразу ушел в отрыв и все попытки догнать его на «японце» провалились. Во время езды в 31013 чувствуешь себя комфортно, машина на ходу ведет себя плавно, отсутствует какая-либо тряска, даже на брусчатке. При наборе скорости выше 100 км/час выясняется, что мотор развил чуть более четверти своего потенциала, и автомобиль готов в любой момент продемонстрировать всю мощь советских разработок. Слышимость двигателя в салоне начинается после 140 км/час. Когда передвижение происходит на менее высоких скоростях, то создается впечатление, что управляешь отнюдь не машиной с бензиновым мотором, а электромобилем. Напоследок хочется отметить, что скорость автомобиля ограничена только желанием водителя, других ограничений обнаружить не удалось.

Представьте степень нашей гордости за отечественный автопром советской эпохи, когда при передвижении по трассе, автомобилям импортного производства, мы предоставляли возможность созерцать только задние фонари нашей «Волги».

А может взять да и нарисовать сзади чайник?

История модели 31029

Предшественница «Двадцать девятой» Волга ГАЗ-24 выпускалась с 1967 года, и была очень популярной автомашиной с СССР. Иметь в личной собственности данное транспортное средство было очень престижно, но 80-х годах прошлого века дизайн модели стал заметно устаревать. Несмотря на то, что в 1985 году произошел рестайлинг автомобиля (появилась модель ГАЗ-2410), стране нужна новая легковая автомашина, что соответствует духу того времени, поэтому на Горьковском автозаводе конструкторы приступили к разработке новой марки.

Прототипом «двадцать девятой» Волги стала модель 3102, сами кузова этих машин практически не отличаются друг от друга. Разработана «ноль вторая» была еще в 1978-м, но в серию автомобиль пошел только в 1982 году, и был предназначен для госчиновников и партийных работников высокого ранга.

Но серия 3102 была ограничена – таких машин выпускалось немного. Когда в стране началась перестройка, из-за границы стали поступать иностранные авто, и они составили серьезную конкуренцию устаревшей модели ГАЗ-2410. К тому же штампы 24-й Волги основательно износились, а оборудование, предназначенное для 3102, можно сказать, простаивал, так как авто представительского класса выпускалось максимум 3000 штук в год. Нужно было принимать решения – новая марка легковой машины стране была необходима, и ей стала в начале 1992 года 31029 Волга.

«Призрачный автомобиль»

Внешне машина очень похожа на обычный ГАЗ-21, которых во времена СССР было много, да и сейчас осталось немало. Но только стоит чуть сильней надавить на педаль газа, как ничем не примечательный ГАЗ-23 ускорится настолько сильно, что едва ли его сможет догнать любое другое советское авто. Для современного мира его разгон нельзя назвать рекордным, но тогда на этом поприще он производил приятное впечатление. К тому едва ли кто-то ожидал чего-то подобного от обычной Волги, что говорило безупречности маскировки.

В литературном произведении «Три Товарища», написанным Ремарком, встречается машина, которую прозвали «Карл – призрак шоссе». С виду она была похожа на обычный рыдван с облезлой краской, но под её простым на вид кузовом находился гоночный двигатель компрессионного типа. Благодаря такой «начинке» машина легко могла соревноваться в скорости с любыми пижонскими машинами. Карл Ремарка очень похож на Волгу ГАЗ-23.

«Призрачным автомобилем» ГАЗ-23 прозван не просто так. Об этом автомобиле никогда не встречались сведения в газетах. Информацию о нём невозможно было найти даже в самом подробном автомобильном справочнике. Что же до эксплуатационных инструкций к авто, то они были, но только на некоторых автобазах, да и те отмечались штампом «для служебного использования». Для простого обывателя Волги ГАЗ-23 будто не существовало!

Автомобили ГАЗ-31029

ГАЗ 31029 — серийный легковой автомобиль Горьковского автомобильного завода, выпускавшийся в период с 1993 по 1997 год. Условно является производной модели ГАЗ 24-10, часть конструкций в котором были взяты из ГАЗ 3102 (по большей части те, что касались именно кузовных компонентов). Является одним из самых успешных автомобилей за всю историю существования концерна ГАЗ в плане выпуска транспортных средств для широкого применения населением, а не специализированного типа (как та же ГАЗель, к примеру).

Классический вид Волги Газ-31029

История создания ГАЗ 31029

Интересно, что история создания автомобиля ГАЗ 31029 началась практически за 20 лет до его поступления на конвейер. Уже тогда в мире появились первые транспортные средства с обтекаемыми формами, форсированные двигатели, которые потребляли чуть больше 10 литров, но давали прирост в мощности почти в 3-4 раза.

Волга ГАЗ 31029 должна была заменить модель 24 в средине 70-х годов, вот только проект оказался долгостроем. На тот период финансирование завода было несколько урезано, из-за чего пришлось выпустить просто ГАЗ 3102, который практически в полной мере сохранил внутренности модели 24, получив лишь незначительные изменения в ходовой, несколько обновленный двигатель и кузов. А проект той Волги, которую все увидели в начале 90-х годов, просто заморозили.

Вид сзади ГАЗ 31029

Кстати, прототип неоднократно демонстрировался на той же Парижской выставке в 1981 году. И уже тогда несколько автомобилей выпустили, но исключительно для обслуживания партийных руководителей. Сам же государственный заказ на массовый выпуск не поступал. И, как оказалось впоследствии, его вообще не издали.

Зато прототип ГАЗ-3102 заменил собой выпуск лимузинов ГАЗ-13, последняя модель которых с конвейера сошла в 1981 году. А затем наступил кризис, развал Советского Союза, и сами инженеры верили в то, что проект можно считать утерянным и забытым. Но не тут-то было! Уже в 1992 году старые записи завода подняли, государство поддержало идею выпуска. И это было весьма рискованное решение! На западе, в Японии на тот момент выпускались созданные по российским меркам автомобили, с которыми «соревноваться» было практически безнадежной затеей.

Салон Волги 31029

Но риски были оправданы, так как производство завода ГАЗ ориентировалось исключительно на потребителя стран СНГ. И именно благодаря этому завод, как оказалось, выжил. Выпуская ежегодно порядка 115 тысяч автомобилей (в общей сумме, а не определенной модели). И это невзирая на тот факт, что и другие автомобильные концерны уже давно перешли на новое поколение, среди которых были «Спутник», «Таврия», «Ока». Они более экономичны, безопасны, легки в управлении.

Плюсы и минусы

  • Невысокая ценовая политика и легкость взаимозаменяемости запчастей и деталей;
  • Стильный внешний вид, который может радовать глаз любителям стиля даже сегодня;
  • Хорошая мощность силовых агрегатов;
  • Достойная высота дорожного просвета;
  • Наличие большого багажного отделения;
  • Хватает свободного пространства внутри автомобиля;
  • Удобные анатомические кресла с подголовниками;
  • Неплохие динамические характеристики;
  • Мягкая подвеска, которая позволяет проглатывать большинство неровностей и выбоин на дороге;
  • Были целых пять улучшений машины;
  • Автомобиль не боится нагрузок;
  • Небольшой радиус разворота для такого большого седана;
  • Улучшенная и информативная приборная панель;
  • Неприхотливое транспортное средство;
  • Гидравлический усилитель рулевого колеса и тормозной системы;
  • Хорошая вентиляционная система машины;
  • Наличие 5-ступенчатой механической коробки переключения передач;
  • Улучшенная тормозная система;
  • Качественное освещение;
  • Применение заранее деформируемых зон при ударах.
  • Большая масса автомобиля;
  • Массивные габариты Волги;
  • Минимальные настройки рулевой колонки и сидений;
  • Большой расход топлива ГАЗ 3102;
  • Недостаточная обзорность из-за длинного и большого капота;
  • Имитация деревянных вставок на торпедо, тогда как в зарубежных вариантах было настоящее дерево;
  • Нет тахометра.

Отказ Гитлера оставить Сталинград и отвести войска

« Причину гибели 6 армии следует, разумеется, искать в том, что Гитлер — главным образом из соображений престижа — отказался дать приказ об оставлении Сталинграда.Но то обстоятельство, почему 6 армия могла вообще оказаться в таком положении, имеет своей причиной оперативные ошибки, допущенные немецким Главным командованием раньше, при организации и проведении наступления 1942 г. и, главным образом, в его последней фазе.Об оперативной обстановке, в которой вследствие этих ошибок оказалось южное крыло немецкого Восточного фронта глубокой осенью 1942 г., речь будет идти ниже, при описании зимней кампании 1942/43г. Здесь я хотел бы подчеркнуть только те моменты, которые были решающими для судьбы 6 армии.Вследствие того, что Гитлер определил цель наступления 1942 г., исходя главным образом из военно-экономических соображений, наступление развивалось в двух расходящихся направлениях — на Кавказ и на Сталинград. Поэтому после прекращения немецкого наступления возник фронт, для удержания которого на немецкой стороне не имелось достаточных сил. На этом крыле фронта в распоряжении немецкого командования не было оперативного резерва, после того как оно разбросало по различным направлениям освободившуюся в Крыму 11 армию. »

В этой части я согласен с мнением немецкого фельдмаршала, поскольку изначально, при планировании операции по захвату Сталинграда, немцам должно было стать очевидно, что такой крупный город взять незначительными силами не получится. Им пришлось тратить войска не только на захват самого города, но и на удержание флангов, с которых Красная армия могла бы нанести сокрушительный удар.

Адольф Гитлер и Манштейн в 1943-ем году

« Группа армий «А» стояла фронтом на юг в северной части Кавказа между Черным и Каспийским морями. Группа армий «Б» держала фронт, обращенный на восток и северо-восток, начинавшийся на Волге южнее Сталинграда, поворачивавший севернее города к среднему течению Дона и проходивший далее вдоль этой реки до района севернее Воронежа. Обеим группам армий приходилось держать фронты такой протяженности, для каких у них было слишком мало сил, тем более, если учесть тот факт, что южное крыло противника не было по-настоящему разбито, а смогло избежать уничтожения путем отвода сил, хотя и понеся значительные потери. К тому же противник располагал очень крупными оперативными резервами на остальных участках фронта, а также в глубоком тылу. В конце концов, между обеими немецкими группировками в районе калмыцких степей (Астраханская область) образовался разрыв шириной 300 км, который прикрывался совершенно недостаточными силами одной дивизии (16 мотострелковой дивизии), располагавшейся в районе Элиста (Степная).Попытка удержать этот чрезмерно растянутый фронт длительное время представляла собой первую ошибку (не считая ошибок в организации и проведении летнего наступления), поставившую 6 армию в конце ноября 1942 г. в критическое положение. »

Очевидно, что у немцев не хватало средств даже для того, чтобы сдерживать фронт, не говоря уже о начале такого крупного сражения.

Отсутствие сведений о значительных резервах РККА на этом участке, стало следствием плохой работы немецкой разведки. Но даже без этих сведений в Генштабе Вермахта должны были прекрасно понимать, что битва за Сталинград не может быть выиграна с самого начала. Скорее всего, тут сыграла свою роль эксцентричность Гитлера и его желание отыграться за провал под Москвой.

Солдаты Красной Армии на улицах Сталинграда

Лента новостей

В Севастополе открыли фасад многострадального музея Крошицкого

Крым может лишиться воды в случае подрыва Каховской ГЭС

Интерес застройщиков к Севастополю не исчез, но снижается, — власти

Кто должен ответить за гибель незаконно мобилизованных россиян?

В Севастополе женщину повторно привлекли за дискредитацию Российской армии

Закавказье: дефицит мира и интересы России

Слухи разные, реальность суровая: что раздражает российский Донбасс

Как сертификаты херсонцев изменят рынок жилья в южных регионах

В Запорожской области экстренно ремонтируют дорогу на Крым

МАГАТЭ приедет на Украину в ближайшие дни для поисков «грязной бомбы»

Взрослый сын верблюда Барика переехал из Анапы на ранчо в Севастополе

Унижение короля: экоактивисты бросили торт в лицо «Карлу III»

В Севастополе пассажирка сильно травмировалась в троллейбусе

Рогозин взял позывной «Космос» и уехал в зону СВО осуществлять мечту

В политике Вашингтона заметили признак критического состояния ВСУ

Севастопольцам представят новую концепцию парка Победы с вертолётным заводом и гостиницами

ГАЗ-3101 – «загадочный» прототип легендарной «Волги»

В 70-х Горьковский автомобильный завод в рамках развития 24-й «Волги» представил первый прототип проекта ГАЗ-3101.

В конце 1960-х руководство Горьковского автомобильного завода задумалось о создании нового поколения «Волги». Только выпущенный ГАЗ-24 рассчитывался на 10-летнюю эксплуатацию, как, собственно, и предыдущие модели предприятия («Эмка» М-1 — 1936-1946, «Победа» М-20 — 1946-1958). Разработка новой платформы началась совместно с «Чайкой». В частности, один из макетов перспективной модели среднего класса был представлен на заседании заводского КЭО в 1968-м году. В качестве основы образца послужил серийный ГАЗ-24, а оформление переняли у 14-й «Чайки».

Главной задачей, поставленной перед разработчиками, было максимальное сохранение уже находящихся в производстве узлов и агрегатов, и в первую очередь это касалось кузова. Руководство завода решило не менять дверные проемы и крыши, что, собственно, и предопределило внешний вид будущего автомобиля. Коллектив ГАЗа в условиях жестко заданных рамок создал настоящий шедевр.

Первой моделью нового семейства стал собранный в декабре 1973-го года ГАЗ-3101. Этот автомобиль занимал загадочное место в производственной программе завода: с одной стороны, машина получила серийный номер в соответствии с единой отраслевой нормалью (ОН 025270-66 от 1966 года), а с другой стороны – никто из руководителей так и не дал указаний о развертывании массового производства уже имеющейся в виде готового промышленного образца новой модели. Поэтому сборка машины так и не вышла за пределы цеха, и зря.

Силовой агрегат этой «Волги» был представлен шестицилиндровым двигателем объемом в 2990 см³. Это был альтернативный мотор из серии ГАЗ-24. Техника с установленным на нее агрегатом успешно прошла испытания, однако серийного производства так и не увидела. С ГАЗ-3101, завод надеялся воплотить переход на V6, и если мотор ГАЗ-24-14 с его чугунным блоком был бы оптимальным для резких нагрузок (предполагалась даже спортивная версия), то ГАЗ-24-18, имея идентичную поршневую группу, оснащался традиционным для ГАЗа алюминиевым блоком с мокрыми гильзами.

В рамках этого проекта даже предполагалась автоматическая трансмиссия. Учитывая, что опытные образцы свернутого АЗЛК 3-5 имели подобную коробку передач, очевидно, советские автопроизводители планировали устранить технический разрыв в данной области. Впоследствии ГАЗ пытался развить данную линейку, однако чиновники упорно сворачивали все проекты.

Материал подготовил Сергей Перелесов

Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)

У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей. Основные отличия экстерьера:

  1. Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.

Габаритные размеры газ 3102

Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.

  • Появились хромированные бамперы, решетка радиатора, колпаки колес, некоторые другие детали.
  • Бамперы получили резиновую окантовку, предохраняющую от деформаций при мелких толчках.
  • Появились утопленные ручки дверей.
  • Исчезли угловые форточки на окнах. Это повысило защиту от угона, хотя и ухудшило вентиляцию салона.
  • Установлены фары немецкой фирмы Ruhla с габаритными лампочками внутри. Они расположены ниже, чем у ГАЗ-24, что улучшило освещение дороги. Доступ для замены лампочек предусмотрен из отсека двигателя.
  • Появилась система омывания фар с форсунками на бампере.
  • В задних фонарях совмещены все необходимые сигнализаторы (заднего хода, габаритный, торможения и катафот), добавился противотуманный огонь.
  • Все сигналы поворотов увеличились в размерах и стали видны сбоку, что позволило отказаться от повторителей на крыльях.
  • Противотуманные фары располагались под бампером, низкое расположение увеличивало их эффективность. Закрывались съемными кожухами.

Основные отличия интерьера:

Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
Кресла стали более удобными, появились подголовники;
Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).

Плюсы и минусы

Преимущества и недостатки обычно познаются в сравнении с предыдущей моделью. Если сопоставлять 24 с 21, то значительно улучшилось лакокрасочное покрытие благодаря применению синтетической эмали вместо нитро.

Важнейшим отличием и плюсом 24-ки стал новый кузов, благодаря которому повысилось качество управления, несмотря на старую шкворневую подвеску и заднюю рессорную.

Сохранение старой подвески связано с тем, что большую часть машин поставляли в госаппарат и другие структуры. «Волга» должна была проходить ТО на действующих автобазах со старым оборудованием, специализирующимся на предыдущей конструкции.

Минусы были в конструкции кузова:

  • слишком низкие двери, затрудняющие посадку;
  • неудобный плоский багажник, хоть и обладающий огромным объемом в 700литров; задняя стенка его находится настолько далеко впереди, так что при достаточно высоком бортике погрузка тяжелых предметов дело достаточно затруднительное.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: