Маз-7904

Силовой агрегат

На тягач Апокалипсиса был установлен газотурбинный агрегат ГТД 1250 мощностью 1200 лошадиных сил. (Сложно себе представить, каким должен быть табун живых лошадей).

Для сравнения – мощность МАЗ-500 всего 180л.с.

Танковый двигатель крепится впереди на балке лонжерона, длина которого 562 см. Сверху над двигателем размещается трехместная кабина.

Электрогенератор

Внутри рамы тягача установлены 24 тридцатикиловаттных силовых электродвигателя. ГТД запускал электрический генератор переменного тока ВСГ-625, а от него электроток передавался на трансмиссионные узлы и на ДСТ. Следует заметить, что этот электрогенератор был разработан специально для данной машины и нигде больше не применялся.

Тяговая электросеть машины предусматривала наличие тиристорных преобразователей, преобразующих постоянный ток в переменный. Система охлаждения была воздушно-масляной. В конце шасси размещались охлаждающие радиаторы и система электрического управления. Все электрооборудование разрабатывалось в Новосибирске.

Трансмиссия, призванная передавать крутящий момент от электродвигателей к каждой паре колес, состоит из трансмиссионных и карданных осей, редукторов, которые синхронизировали работу всех электродвигателей, при необходимости понижали или повышали их обороты, тяговых и колесных передач, коробки отбора мощности.

Размер широкопрофильных шин, разработанных в Воронеже – 166×67-69см, дорожный просвет – 48,5 см. Машина была рассчитана на пусковую установку длиной 32 и высотой 5,6 метра.

На видео вы можете увидеть езду этого гиганта:

Не машина, а песня

Так что закупали и впредь закупать будем. Несмотря на массированные неофициальные заявления «источников из оборонно-промышленного комплекса» о том, что совсем скоро мы избавимся зависимости РВСН от «коварного Батьки». Что прекрасные машины, «которые посрамят МЗКТ», с блеском прошли все необходимые испытания. Более того, уже полгода сообщают, что отечественные платформы для «Ярса» уже приняты на вооружение… в количестве пяти машин. Причем только одна из этой пятерки по внесенным в ТТЗ характеристикам способна обслуживать ПГРК.

«Посрамить Батьку» Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Министерства обороны решило в середине нулевых годов. И даже не посрамить, а разбить наголову за счет использования в новой разработке трансмиссии, которую в военной технике пока еще никто в мире не смог довести до серийного производства.

В 2008 году на КамАЗе была открыта НИР «Платформа», которая спустя два года перешла в фазу ОКР «Платформа-О». И началась разработка пяти машин: трех колесных платформ грузоподъемностью 25, 50 и 85 тонн с колесными формулами 8х8, 12х12 и 16х16, а также тяжелого седельного и балластного тягачей с колесной формулой 8х8 для транспортирования тяжелой техники массой до 165 тонн и буксирования прицепных систем и самолетов массой до 400 тонн.

Главным достоинством всех этих машин должно было стать использование электромеханической трансмиссии. Ее принцип действия в том, что в ступице ведущих колес расположен электродвигатель, являющийся тяговым. В шасси для «Ярса» КамАЗ-7850 все 16 колес являются ведущими. И соответственно используется 16 электродвигателей. Дизельный двигатель вращает ротор генератора, который вырабатывает электроэнергию и раздает ее на электродвигатели колес. Водитель при помощи электронной системы управления изменяет режимы работы. Этот принцип передачи энергии на колеса обладает целым рядом достоинств по сравнению с традиционными трансмиссиями.

Существенно снижается вес машины, поскольку вместо тяжелых валов, тяг, дифференциалов и редукторов используются «невесомые» провода.

Электродвигатели развивают максимальный крутящий момент сразу же после подачи на них питания.

Все колеса могут вращаться с различной скоростью и даже в разных направлениях, что используется автоматизированной системой управления для обеспечения оптимальных режимов движения. Так, например, шасси способно вращаться вокруг своей вертикальной оси. Или двигаться «крабом», то есть вбок.

При торможении вырабатывается электроэнергия, заряжающая аккумулятор.

Обеспечивается повышенная надежность и эффективность антиблокировочной системы за счет управления каждым колесом.

В общем, не машина, а песня! Но это в теории.

Технические характеристики

Габаритные размеры (шасси):

  • длина – 12669 мм;
  • ширина – 3070 мм;
  • высота – 3017 мм;
  • дорожный просвет – 400 мм;
  • радиус разворота – 15000 мм (14500 мм для МЗКТ 79306).

Весовые показатели (МЗКТ 7930/МЗКТ 7930-300/ МЗКТ 79306):

  • снаряженная масса – 20800/20500/21000 кг;
  • грузоподъемность – 22200/24200/24000 кг;
  • полная масса – 43300/45200/45000 кг.

Прочие характеристики:

  • предельная скорость – 70 км/час (75 км/час для МЗКТ 79306);
  • максимальный преодолеваемый подъем – 55% (60% для МЗКТ 79306);
  • угол съезда – 35 градусов;
  • угол въезда – 25 градусов;
  • боковой уклон – до 40%;
  • ширина преодолеваемого рва – 2000 мм (2500 для МЗКТ 79306);
  • глубина брода – 1400 мм;
  • диапазон рабочих температур – от -45 до +50 градусов (от -30 до +50 градусов для МЗКТ 79306);
  • запас хода – 1000 км.

На чем ездит «Щит Родины»

Изначально все шасси минских автомобилестроителей «выстраивалось» вокруг ракеты – конструкторы внимательно прислушивались к требованиям военных и учитывали их в максимальной степени. Яркий пример – легенда отечественных Вооруженных Сил шасси 543-й серии. В 1961-м для запуска ОТР «Темп» по заказу военных был создан МАЗ-543, с той поры после неоднократных модернизаций эта проверенная временем модель не сходит с конвейера. И судя по всему, еще долго будет выпускаться, настолько удачной оказалась конструкция. На базе этого шасси выпускались даже автопоезда.

Первым четырехосным автомобилем с колесной формулой 8х8 стал МАЗ-535 грузоподъемностью до 10 тонн. Минские конструкторы совершили революцию в автомобилестроении. На машине появились гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности, торсионная независимая подвеска, централизованная накачка шин, семь дифференциалов в системе силового привода и многое другое, чему не было аналогов в мире.

В кинохронике конца 50-х – начала 60-х годов можно увидеть, как минские МАЗы в парадном строю везли макеты грозных советских ракет по Красной площади.

К созданию специального колесного шасси МЗКТ-7930 с формулой 8х8 (ОКР «Астролог») минчане приступили в 1989 году после утверждения техзадания Министерством обороны СССР. Шасси с единой трехместной кабиной и улучшенной эргономикой должно было заменить спецавтомобиль МАЗ-543. Новинку тестировали на ракетном полигоне Капустин Яр, испытательных трассах военного НИИ автотехники, на дорогах общего пользования. После того как образец пробежал 30 тысяч километров, его испытали в климатической камере при минус 60 градусах, а затем «продули» в аэродинамической трубе, чтобы оценить стойкость машины к ударной волне.

После окончания проверочного цикла гос­комиссия рекомендовала шасси к принятию на вооружение и серийному выпуску. Сегодня это семейство автомобильных тягловых средств пользуется у ракетчиков особым уважением.

На их базе размещаются ОТРК «Искандер», БРК «Бал» и «Бастион», БРК Club-М, РСЗО «Ураган-1М» и «Полонез», береговой комплекс разведки надводной и воздушной обстановки «Монолит-Б», антенные посты ЗРК С-400 «Триумф», тяжелый механизированный мост ТММ-6. В белорусскую армию поступает на вооружение ракетный комплекс «Полонез» на этой же колесной базе с 500-сильным мотором ЯМЗ.

Опытный образец специального колесного шасси создали в 1990 году, а в серию изделие белорусских автомобилестроителей пошло восемь лет спустя. На вооружение Российской армии шасси поступило в 2003-м. В 2016 году отпраздновали знаковое событие – с конвейера сошло тысячное изделие.

В конце 80-х на вооружение РВСН СССР поступили ракетные комплексы «Тополь», которые ставились на шасси МЗКТ-7917 (семиосное).

Выпускались также восьмиосные 80-тонные шасси МАЗ-7922 «Зубр» и МАЗ-7923 «Бизон», оборудованные электромеханической трансмиссией и 800-сильным мотором ЯМЗ, причем полные технические характеристики этих махин до сей поры широкой публике неизвестны. Снаряженная масса такого тягача – 44 тонны, и груз он везет достойный – 80 тонн.

Ответный удар

Разработка твердотопливной ракеты нового поколения велась в Московском институте теплотехники с 1975 года. Этот НИИ специализировался на твердотопливных ракетах мобильного базирования — именно здесь ранее были созданы комплексы РТ-2С «Темп-2С» и РСД-10 «Пионер» (SS-20). Руководил проектом генеральный конструктор Александр Надирадзе. После его смерти в 1987 году работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Официальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке «Тополя» вышло 19 июля 1977 года. Новая ракета получила название РТ-2ПМ и обозначение по договору СНВ — РС-12М. Однако она была не модифицированной версией шахтной ракеты РТ-2П (РС-12), находившейся на вооружении с 1972-го, а оригинальной разработкой.

Советские военные рассчитывали, что подвижный ракетный комплекс будет сложно обнаружить, что существенно уменьшит его уязвимость по сравнению с ракетами шахтного базирования. США, и их союзники по НАТО не имели мобильных межконтинентальных ракет, ограничившись созданием комплексов средней дальности MGM-31C Pershing II.

Развернуть

РС-12М «Тополь»

 Александр Неменов/ТАСС

Как рассказал ТАСС доктор технических наук, профессор, генерал-майор Владимир Дворкин, «Тополь» стал первым развернутым в массовом порядке мобильным комплексом в Советском Союзе в ответ на постоянно повышающуюся точность попадания американских ракет (до этого был создан мобильный комплекс «Темп-2С» в ограниченном количестве только на полигоне в Плесецке).

Мы ждали, что будет в скором времени в шахты поставлена МБР США MX с повышенной точностью попадания, и также повышалась точность попадания американских морских ракет. В этих условиях повышение инженерной защищенности шахтных пусковых установок уже не могло повысить их выживаемость, и это снижало наш потенциал ответного удара Владимир Дворкин доктор технических наук, профессор, генерал-майор

Эксперт отмечает, что еще были морские ракетоносцы ВМФ, они также выполняли функции сдерживания, то есть часть ядерного потенциала для ответных действий. «Но флот был слабее, чем наземная составляющая. Только небольшая часть лодок могла находиться на морских маршрутах патрулирования. Таким образом, «Тополь» — первый мобильный ракетный комплекс, который обеспечивал значительный потенциал ядерного сдерживания в тех условиях», — говорит Дворкин.

Развернуть

Учебно-боевой пуск ракеты «Тополь»

 Александр Неменов/ТАСС

Дворкин отмечает, что мобильный «Тополь» находился на такой площади, что «поражать его, тем более с моноблочной головной частью, не могло быть приоритетом для американцев, у них не хватало для этого ракет».

По моделям стратегических операций с обменом ядерными ударами основная часть американских атакующих блоков, которые должны были участвовать в разоружающем ударе, тратились на стационарные пусковые установки, а затем уже на железнодорожные. Потому что для них поезд был опасней — на каждой ракете там было по десять боевых зарядов, а на «Тополе» один. Поэтому значительная часть пусковых установок с «Тополь» выживала Владимир Дворкин доктор технических наук, профессор, генерал-майор

Поэтому «Тополь», полагает военный эксперт, сыграл свою важную роль по мере повышения точности попадания американских ракет и девальвации нашего ответного удара, который находился на стационарных пусковых установках.

С мнением Дворкина согласен и экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник Виктор Есин. «Шахтные координаты комплексов всем известны — мы даже обмениваемся с американцами этими координатами. С большой вероятностью, если ракета не успеет оттуда уйти, то если она не уничтожена, может быть засыпана крышка шахты, не готова к пуску, то мобильный комплекс — местоположение его очень трудно определить и точно по нему нанести удар. Это средство гарантированного нанесения ответного удара вместе с морской составляющей», — говорит он.

Устройство

МЗКТ 79221 – сверхнадежная техника. Ходовая часть включает 16 ведущих колес, оснащенных шинами с переменным давлением. Колеса для 3 первых и 3 последних осей являются управляемыми, что делает технику невероятно маневренной. Это позволяет технике передвигаться по любому типу дорог и местности. Колебания из-за неровностей дороги амортизируются за счет гибкой рамы, отличающейся возможностью предсказуемой деформации. Оборудование на шасси крепится в 3 точках. Подобный способ позволяет минимизировать колебания без негативных последствий для прочности самих креплений.

Высота каждого колеса МЗКТ 79221 – порядка 2 м. Причем для повышения маневренности колеса передних осей поворачиваются влево, колеса задних осей – вправо. В базовом исполнении на шасси устанавливается система контроля давления в шинах. Для этого используются специальные насосы (накачка шин осуществляется прямо в процессе движения).

Для управления используется гидромеханическая коробка передач с возможностью автоматической работы. Переход на автоматический режим выполняется после того, как автомобиль набирает скорость более 10 км/час (2 первые ступени включаются вручную рычагом). Для выхода на максимальную скорость также придется перейти на ручной режим управления. Данная особенность необходима для оптимизации управления. Используемая трансмиссия представляет собой 4-диапазонный «автомат». При этом за задний и передней ход отвечает специальная клавиша.

Кабина МЗКТ 79221 располагается в передней части шасси и немного сдвинута влево. Все элементы салона сделаны из металла. Перечень оборудования не содержит ни электрических стеклоподъемников, ни кондиционера. В салоне техники все максимально упрощено, но различных кнопок и рычагов очень много. Для управления машиной потребуются усилия 3 человек (водителя и 2 помощников). Более того, обучиться вождению МЗКТ 79221 не так просто – навыками управления данной техникой овладевают целый год. Уровень комфорта в салоне не самый высокий, но достаточный для длительной работы. Рулевое колесо отличается большими размерами, но крутится очень легко. Ремней безопасности в технике не предусмотрено, но уровень пассивной безопасности у машины весом более 120 тонн и так запредельный. Также модель оснащается специальным бортовым компьютером, который контролирует состояние ходовой системы, мотора и регулирует давление в шинах.

Конструкция и возможности «Тополя»

РТ-2ПМ — трехступенчатая твердотопливная МБР с последовательным расположением ступеней. Использует твердое смесевое топливо. Каждая из трех ступеней — с твердотопливным двигателем с одним неподвижным соплом. На первой ступени размещены поворотные газоструйные и аэродинамические рули. Также оснащена отдельной ступенью выведения боевого блока.

ТАСС/Минобороны РФ

Старт «Тополя» — из транспортно-пускового контейнера, «минометный», с использованием порохового аккумулятора давления: ракета «выстреливается» из контейнера, после чего запускается двигатель первой ступени. Операции предстартовой подготовки и пуска полностью автоматизированы. Система управления — автономная инерциальная.

Комплекс патрулирует на площади по дорогам различной категории. «Для него должна быть густая сеть дорог. Если дорог будет мало, то живучесть его снизится. Поэтому необходимо, чтоб была плотность этих дорог по площади», — подчеркивает Дворкин.

И надо иметь в виду, что он не все время движется, обычно стоит либо в «Кронах» (стационарные легкие укрытия) на пунктах постоянной дислокации, откуда он может выходить по тревоге, либо на полевых стартовых позициях. Он в основном стоит, но периодически меняет свое положение, поскольку противник может обнаружить его из космоса или другим способом Владимир Дворкин доктор технических наук, профессор, генерал-майор

На время эксплуатации ракета размещается в герметичном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживаются постоянная температура и влажность. Пусковая установка размещена на автомобильном шасси МАЗ-7912/7917.

Развернуть

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления

 Богдан Руденко/Минобороны России

Комплекс способен преодолевать реки вброд высотой 1,1 м. Пусковая установка может перевозиться на понтонах. «Да, определенная местность должна выдерживать определенную нагрузку на грунт. Я хочу сказать, что удельная нагрузка комплекса, там делается специальное приспособление, когда шины подспускаются. Он идет по не очень твердой местности. Удельная нагрузка — это как человек весом 100 кг давит на грунт», — рассказывает генерал-полковник Есин.

Комплекс может заходить в лесную местность, маскироваться под кронами деревьев, если его ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между этими деревьями. То есть «Тополю» не требуется инженерной подготовки местности Виктор Есин экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник

Согласно данным из открытых источников, РТ-2ПМ имеет следующие характеристики:

  • дальность полета — около 10 тыс. км;
  • стартовый вес — 45,1 т;
  • забрасываемый груз — до 1 т;
  • боевое оснащение — один термоядерный заряд мощностью 550 кт;
  • точность (круговое вероятностное отклонение) — 150–900 м;
  • габариты: диаметр — 1,8 м, высота — 21,5 м.

У РС-12М две модификации: «Тополь-М» — твердотопливная ракета универсального (шахтного и мобильного) базирования с новой системой управления, повышенной точностью, большей полезной нагрузкой и новым комплексом преодоления ПРО; «Тополь-Э» — экспериментальная ракета для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР.

Развернуть

Автоматический гирокомпас пусковой установки «Тополь»

 Роман Азанов/ТАСС

Кстати, на многих фото комплекс «Тополь» часто показывают только с одного бока. Дворкин объясняет это обычной традицией, «потому что на другом боку находится устройство, которое помогает обеспечивать ему прицеливание». Эта система связана с определением местоположения пусковой установки после того как она начинает развертываться. «Она определяет местоположения точки, хотя он считывает, когда идет, — у него тоже курсовая система считывается. А здесь — чтоб окончательно определить свое точное местоположение и точно азимут пуска», — говорит о предназначении этой системы Есин.

О названии комплекса часто высказывалось много домыслов и предположений, почему вдруг «Тополь». Генерал Есин так прокомментировал: «Все опытно-конструкторские работы (ОКР), которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, сведены в единый свод, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и оно потом утверждается. «Тополь», «Ярс» — некоторые пытаются к чему-то привязать, а на самом деле это название ОКР, шифр который задается, чтоб не секретно можно было вести переписку по той или иной ОКР, не раскрывая ее смысл, задается такое название». При этом заводское название уже совсем другое.

Особенности тягача

Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.

Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.

Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м2. За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.

Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.

Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.

Устройство

МЗКТ 7930 оборудован жесткой рамой лонжеронного типа (швеллерное сечение лонжеронов). Базовая модель оснащается передним и задними механизмом буксирования, остальные версии – двумя буксирными вилками в передней части и буксирным устройством сзади.

Передняя и задняя подвеска автомобиля – независимая торсионного типа (используются усиленные или стандартные гидравлические амортизаторы). МЗКТ 7930 плавно трогается с места и обеспечивает комфортные ощущения даже при движении по бездорожью. Важную роль здесь играет не только подвеска, но и широкопрофильные бескамерные шины с системой центральной накачки (в экспортной модели используются шины Michelin).

Управляемыми ведущими являются первая и вторая оси. В автомобиле используются центральные редукторы с межколесными и межосевыми дифференциалами и планетарные колесные редукторы. При этом блокировки для дифференциалов управляемых колес не предусмотрено, она присутствует на неуправляемых колесах. Благодаря подобной особенности техника способна преодолевать практически любые препятствия даже при полной загрузке.

В зависимости от модификации на модели используются различные версии трансмиссий:

  • МЗКТ 7930 – механическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
  • МЗКТ 7415 – механическая ЯМЗ 202-04 (9 передач вперед, 1 передача назад);
  • МЗКТ 7930-300 – автоматическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
  • МЗКТ 79306 – автоматическая Allison HD45P (6 передач вперед, 1 передача назад) с одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором с однодисковой фрикционной муфтой с гидравлическим приводом.

Независимо от модификации на МЗКТ 7930 устанавливается 2-скоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом.

Тормозная система МЗКТ 7930 включает несколько подсистем. В основной используется двухконтурный механизм с пневмогидравлическим приводом. Стояночная тормозная подсистема включает пружинный энергоаккумулятор для затормаживания. Также присутствует механическое устройство, используемое для аварийного растормаживания стояночной подсистемы. Запасная тормозная подсистема представлена исправным контуром рабочей подсистемы и задействуется при проблемах в одном из контуров. Во вспомогательной подсистеме используется моторный тормоз с электропневматическим управлением.

Внешность МЗКТ 7930 внушает уважение. Брутальная кабина автомобиля выдвинута перед мотором и шасси. Подобная компоновка позволяет монтировать надстройки больших размеров без выхода за габариты. Сама кабина сделана из стеклопластика и имеет 2 двери. 3-секционное ветровое стекло обеспечивает отличную обзорность автомобиля. Салон рассчитан на 3 человек. Водительское сиденье выполнено на пневмоподвеске и имеет боковые поддержки, обеспечивающие безопасность управления. В сравнении с прежними армейскими версиями от минских производителей органы управления практически не изменились. Обновилось лишь рулевое колесо, которое стало значительно удобнее.

Особенности модели

  • Предшественником МЗКТ 79221 был МАЗ 7919. В сравнении с этим тягачом, МЗКТ 79221 отличается усовершенствованными техническими характеристиками. Заметно снизился диаметр разворота – на 34 метра. При этом модель 79221 больше в длину на несколько метров. Прочитайте и про другие модели МАЗ – МАЗ-500 и МАЗ-541.
  • На 100 км тягач расходует до 300 л топлива. Без дополнительной заправки машина может пройти 500 километров.
  • МЗКТ 79221 оснащен АКП (в отличие, например от Taytra-t815), однако первые 2 ступени передач включаются исключительно вручную.
  • Тягач раньше поставлялся для советской армии под другим названием – «МАЗ». Сегодня машина 79221 применяется в военных целях не только для перевозки «Тополь-М», но и для транспортировки ядерного оружия.
  • Все составляющие салона изготовлены из металла.
  • В кабине отсутствует кондиционер, электрические стеклоподъемники. Сравните с оборудованием кабины Камаз-53501.
  • В кабине расположено большое количество рычагов, тумблеров. При использовании тягача в военных целях за ними следят водитель и двое членов экипажа.
  • Тягач тяжело парковать. Справиться с этим могут только несколько человек.
  • Обучение управлению тягачами данного типа длится один год.
  • МЗКТ 79221 отличается большими габаритами, но при этом входит в число наиболее маневренных тягачей.

Кабина, в сравнении с передней осью, выдвинута вперед. Любые действия при управлении водитель должен производить на «опережение».

МЗКТ 79221 100 относится к новейшей серии тяжеловесных тягачей от Минского завода. Предприятие с советских времен и по сей день продолжает выпускать машины, придерживаясь прежних традиций, используя при этом передовых технологии современного машиностроения. Сверхтяжелым тягачем минского автомобильного завод является МАЗ-7907. Прочитайте о нем тут.

Описание ракетного комплекса

Ракета 15Ж65 имеет три подъемные ступени и оснащена твердотопливными двигателями. Каждая ступенька изготовлена ​​из высокопрочного композитного материала. Его корпус выполнен по принципу «Кокон», то есть он цельный. Внешне ракета 15Ж65 отличается от ракет «Тополь» отсутствием решетчатых стабилизаторов и рулей. В полете ракета управляется изменяемым вектором тяги, обеспечиваемым поворотом сопел подъемных двигателей.

Масса ракеты с топливом превышает 47 тонн. Время выполнения шагов составляет 60, 64 и 56 секунд соответственно. Три мощных двигателя придают ракете достаточно большое ускорение, что делает ее практически неуязвимой на участке разгона. Маневры во время полета выполняются с помощью десятков вспомогательных двигателей и планируются современной системой управления. Таким образом, ракета летит к цели по труднопрогнозируемой противником траектории.

Термоядерная боевая часть мощностью 550 килотонн (эквивалент тротила) размещается в моноблочной отделяемой боевой части. Отличительной особенностью ракеты 15Ж65 от других типов стратегических межконтинентальных боевых ракет является то, что моноблок может быть в кратчайшие сроки заменен многоблочной боевой частью с индивидуальным наведением. Грузоподъемность каждой части составляет 150 тонн (эквивалент тротила).

  1. Уменьшено время разгона ракеты. Для справки отмечается, что ракета разгоняется до скорости 7 км/с менее чем за 3 минуты.
  2. Возможность маневрировать на активном участке полета, а также программно маневрировать в облаке ядерного взрыва. В результате маневра снижается вероятность перехвата цели противником.
  3. Прочное покрытие корпуса ракеты защищает ее от повреждений, в частности, от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.
  4. Наличие пассивных и активных ложных целей, а также наличие средств искажения характеристик боеголовок. Ложные цели ничем не отличаются от реальных боеголовок вне зависимости от дальности электромагнитного излучения радаров противника. Они имитируют характеристики боеголовок на внеатмосферном участке и части атмосферного участка движения ракеты. Боевая часть обезвреживается при снижении до высоты 2 км. Комплекс противоракетной обороны «Тополь-М» устойчив к радиолокационному излучению сверхвысокого разрешения. Реальная дальность обнаружения ракет составляет всего 100-200 км. Определить положение ракеты с помощью оптической или ИК-радиолокации достаточно сложно, так как во время полета в кильватерную зону МБР впрыскивается специальный жидкий продукт, что снижает интенсивность излучения. Искажение характеристик БЧ происходит из-за использования радиопоглощающего покрытия.

Боевая часть «Тополь-М» была практически заимствована у комплекса «Тополь», поэтому временные и финансовые затраты на ее разработку были сведены к нулю. Несмотря на унификацию, новая боевая часть обладает более выраженной устойчивостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва с меньшим удельным весом. Боевая часть оснащена современными механизмами, повышающими ее безопасность при хранении и транспортировке.

Ракета 15Ж65 унифицирована для использования в стационарных (15П065) и мобильных (15П165) ракетных комплексах. В состав стационарного комплекса входят шахтные пусковые установки. По договору СНВ-2 такие комплексы подлежали демонтажу. Модифицированная ШПУ 15П735 или 15П718 подходит в качестве пусковой установки для ракеты 15Ж65.

Стационарный боевой комплекс 15П065 состоит из 10 ракет 15Ж65 и, соответственно, 10 пусковых установок. Сюда же относится командный пункт, который крепится на амортизирующей подвеске внутри шахты. В стационарном комплексе ракета хранится в металлическом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). В мобильном комплексе ТПК выполнен из прочного стеклопластика. Шахтный ТПК играет роль транспортно-перегрузочной машины. Он также используется при установке ракеты.

Мобильные ракеты входят в состав комплекса 15П165. Комплекс оборудован на базе шасси МАЗ-7922. Разработкой шасси занимался Минский завод колесных тягачей. Конструкторское бюро «Титан» занималось адаптацией ТПК под колесный тягач. Двигатель трактора мощностью 800 лошадиных сил в паре с восьмиосным шасси делает мобильную установку проходимой. Может преодолевать практически любые бездорожья, рвы, броды (глубиной до 1,1 м). Три передних и три задних моста трактора поворотные. Радиус поворота составляет около 18 метров. В системе 15П165 есть несколько уникальных решений. Неполное вывешивание позволяет разворачивать пусковую установку даже на мягком грунте. «Тополь-М» может быть запущен практически с любой занимаемой территории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: