Навигация в полете
«Военный энциклопедический словарь» дает такое общее определение крылатой ракеты: «Управляемая ракета с несущими поверхностями (крылом), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. На крылатых ракетах используются ракетные (жидкостные, твердотопливные) и воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие) двигатели». Нетрудно заметить, что под такое определение попадают ракеты самых разных классов и дальностей. Однако в печати и в обиходе «крылатыми ракетами» обычно называют ракеты большой дальности, причем выполненные по самолетной схеме (с одним крылом), предназначенные для поражения особенно важных целей в глубине обороны или территории противника. Интерес к крылатым ракетам (КР) большой дальности тем более широк, что две сверхдержавы, США и СССР, хотя и по разным причинам, сделали их «национальным оружием».
«Управляемое» оружие, конечно, имеет в своем составе систему наведения. Уже в первом поколении КР можно встретить различные системы всех основных направлений — автономные, телеуправления, самонаведения, комбинированные.
Автономная система обеспечивает полет ракеты по заранее заданной (программной) траектории с помощью приборов, расположенных на ее борту. Из различных вариантов (автопилотирование, астро-и радионавигация, инерциальные системы) наибольшее распространение получили последние, став практически обязательным элементом в ракетах большой дальности. Инерциальная система основана на выдерживании программной траектории с помощью гиростабилизированной платформы, задающей собственную систему координат на ракете, и акселерометров, измеряющих ускорения ракеты относительно координатных осей. В астронавигационных системах, вызывавших одно время широкий интерес разработчиков крылатых ракет, привязка траектории производилась по двум ярким звездам. Астронавигация сочеталась с автопилотом или инерциальной системой.
Телеуправление предполагает наличие внешней аппаратуры управления, измеряющей координаты цели и ракеты и вырабатывающей необходимые управляющие команды. Применялись системы с передачей команд по радио, с автоматическим наведением по лучу радиолокатора, телевизионные (изображение с ракеты передавалось оператору).
Самонаведение используется на конечном участке траектории и обеспечивается головкой самонаведения ракеты. Последняя работает либо за счет контраста самой цели с окружающим фоном в радио-, инфракрасном, оптическом диапазонах (пассивное самонаведение), либо использует отраженное целью излучение от устройства подсветки, установленного на самой ракете (активное самонаведение) или отдельно (полуактивное).
Дальнейшая судьба машин
Обе указанные машины долгое время находились на хранении на территории завода. Периодически они привлекались для выполнения различных уникальных работ. Одной из таких задач стала перевозка в 1996 году 90-тонного теплохода по маршруту протяженностью почти 250 км. Изначально шасси МАЗ-7907 должно было выступить в роли гигантского трейлера и буксироваться тягачом МЗКТ-79221. Но тот смог протащить автопоезд всего около 30 км, после чего вышел из строя.
Дальнейший путь в одну сторону шасси прошло самостоятельно. При разгрузке оно было загнано в воду безо всякой герметизации узлов. Такое испытание и долгий простой не пошли на пользу технике – на МАЗ-7907 отказали все тяговые электродвигатели, и машину привезли назад на завод на буксире. На фотографиях можно увидеть процесс перевозки теплохода.
В 2006 году из двух шасси было собрано одно, которое в настоящее время проходит восстановительный ремонт. По окончании ремонта рекордсмен МАЗ планируется выставить в музее завода колёсных тягачей МЗКТ Volat.
Технические характеристики
Колесная 543-я модель представляет собой длиннорамное 4-осное шасси со всеми ведущими колесами. Колесная формула — 8х8.
Технические характеристики военного МАЗа-543:
- Грузоподъемность — 20 т.
- Максимальная масса прицепа — 25 т.
- Вес машины — 23 т.
- Снаряженный вес — 43,3 т.
- Габариты — 11657х2975х2950 мм.
- Колея — 2375 мм.
- Клиренс — 400 мм.
- Поворотный радиус — 13500 мм
- Скорость передвижения — 60 км/ч.
- Тормозной путь — 21 м.
- Гидромеханика:
- гидравлический трансформатор — 4-колесный, 1-ступенчатый;
- коробка передач (КП) — 3-ступенчатая планетарного типа с ручным управлением.
- Раздаточная коробка — механическая, 2-ступенчатая с межосевым дифференциалом.
- Колесная передача — планетарная.
- Передаточные числа КП:
- I — 3,2;
- II — 1,8;
- III — 1,0;
- задний ход — 1,6.
- Размеры шин — 1500х600-635 мм.
- Внутренние габариты платформы — 7222х2848х707 мм.
- Высота погрузки — 1850 мм.
Параметры двигателя:
- Марка — Д12А-525А
- Тип — 4-тактный быстроходный дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива.
- Мощность мотора — 525 л. с.
- Количество цилиндров — 12.
- Расположение цилиндров — V-образное под углом 60°.
- Скорость вращения коленвала — 2000 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 2206 Н*м.
Емкостные и заправочные данные:
- Объем бака для топлива — 260 л.
- Количество емкостей — 2 шт.
- Дополнительный топливный резервуар — 180 л.
- Объем цилиндра — 38,8 л.
- Система смазки двигателя — 90 л.
- Система охлаждения мотора с подогревателем — 84 л.
- Система охлаждения трансмиссии — 18,5 л.
- Бак рулевого управления — 32 л.
Первые МАЗ-543 Ураган расходовали топлива около 100 л на 100 км. Расход топлива современного грузового проходимца составляет 125 л на 100 км.
В игровой и сувенирной индустрии
- Масштабная модель МАЗ-7310 в четырёх модификациях (бортовой и пожарный) производится в г. Казани на НПО «Элекон». Масштаб 1:43. Достаточно крупная и тяжёлая модель изготовлена из металла и пластика. Бортовые модели и модели с цистернами мало чем отличаются друг от друга, кроме цвета. Пожарная от модели аэрофлот отличается цветом и наличием пожарного оборудования.
- Масштабная модель боевой машины БМ-30 (9А52-2) ракетной системы залпового огня РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М производилась фирмой GE Fabbri и вышла в журнальной серии «Русские танки» (выпуск 29, октябрь 2011 г.). Масштаб 1:72. Модель изготовлена из металла и пластика.
- Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543, а также РСЗО 9К58 «Смерч» производились фирмой Trumpeter. Масштаб 1:35.
- Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации бортовой производилась издательством «ЮТ для умелых рук». Масштаб 1:32.
- Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась издательством «Левша». Масштаб 1:30.
- Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7911 производилась фирмой Modelcollect. Масштаб 1:72
- Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась фирмой A&A Models. Масштаб 1:72. Набор был представлен в штандартах Киевского аэропорта Жуляны, на широком торце крышки боковины 2-х Жулянских, 1-го Жуковского и 2-х Алма-Атинских схем маркировок.
- Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации Радиолокатор 30Н6Е1 производилась фирмой PST Models. Масштаб 1:72.
- Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543 производилась фирмой Toxsomodel. Масштаб 1:72.
- Дальнобойщики 2 (игра) — грузовик Шторм Т2310 основан на МАЗ-7310.
- В игре SpinTires носит название «модель E-7310».
- В игре Command & Conquer: Generals пусковая установка Скад, артиллерия ГАО, основана на МАЗ-7310.
- В игре Operation Flashpoint:Cold War Crisis и ArmA II: Operation Arrowhead в виде 9К72 «Эльбрус»
- В игре Grand Theft Auto Online — ракетоноситель на базе МАЗ-7310.
- В игре Fallout 76 — пожарная машина.
Достоинства и недостатки
По сравнению с предыдущим транспортером МАЗ 7906-двенадцатиосный тягач обладал существенными преимуществами. Лучшими были управляемость, звукоизоляция кабины, выше технологичность и живучесть, так как подвижность установки сохранялась даже при повреждении привода восьми колес.
Но и недостатков у тягача МАЗ 7907 хватало. Электромеханическая трансмиссия отличалась низкой работоспособностью и малым КПД. Кроме того, тяжелая машина обладала низкой проходимостью по мягким грунтам и недостаточной динамикой разгона, повышенной осевой нагрузкой.
Конструкция требовала серьезных доработок, хотя опытные образцы ракетовозов испытания прошли успешно. Может быть, недостатки и были бы устранены со временем, но закончилась холодная война и начался этап разоружения, ракетные войска стратегического назначения стали не нужны.
Перевернутая страница истории
Еще через десять лет из двух ракетовозов на заводском полигоне собрали один. Получился такой монументальный памятник в музейной экспозиции на территории Минского завода колесных тягачей. К сожалению, не нашлось на сегодня задач, для решения которых понадобилась бы такая мощная техника, как МАЗ 7907.
Фото уникальной машины встречаются не так часто. Грустные моменты упадка и разрушения и черно-белые снимки теперь уже почти двадцатилетней давности, на которых запечатлен путь от реки Березина до озера Нарочь – вот и все. Но и их хватает, чтобы показать мощь тягача и силу мысли минских конструкторов во главе с Б. Л. Шапошником, для которого этот проект стал последним.
Особенности кабин МАЗ-543
Изначально автомобили МАЗ-543 имели единую, цельную кабину и успешно проходили в таком варианте испытания по транспортировке ракет по пересечённой местности. Однако вскоре стало понятно, что ракетные комплексы более серьёзной длины (в 12,5 м) уже не могли разместиться на имеющемся шасси. Немного не хватало. Чтобы не прибегать к удлинению рамы и шасси, что было бы не рационально и требовало бы серьёзных изменений в конструкции, придумали поделить единую кабину на два отдельных отсека, между которыми и разместилась «голова» ракеты.
Изготавливались кабины из полиэфирной смолы, армированной стеклопластиком. Они оснащались отопителем, вентиляторами, с обдувом переднего стекла, переговорными устройствами для внутренней связи (Р-124) и радиостанцией для связи внешней. Окна кабин оснащались защитными шторками, а в шторках передних окон имелись смотровые щели. Окна дверей кабин откидывались наружу, а в задней части кабин имелись отверстия для фильтро-вентиляционного оборудования.
Для обеспечения доступа к двигателю правая кабина при помощи цилиндрической пружины, установленной под кабиной, откидывалась вперёд.
«Элемент ядерной триады»
Как полагают эксперты, в процессе создания «Ярса» конструкторы МИТ смогли значительно усовершенствовать характеристики предшественника — «Тополь-М». В частности, московские специалисты повысили надёжность комплекса, уровень защищённости и точность ракеты. Высокой оценки аналитики удостоили также шасси, которое поставляет МЗКТ.
Также по теме
«Обеспечивать максимальное сдерживание»: какие функции будет выполнять российская Единая космическая система
Минобороны России готовится развернуть новый космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении к 2024 году, сообщил…
«Ярс» — это органичное продолжение нашей легендарной межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь». Разница в том, что почти все основные её элементы удалось заметно улучшить», — сказал Подберёзкин.
Аналогичной точки зрения придерживается главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В комментарии RT эксперт отметил, что «Ярс» унифицирован с семейством «Тополь» и это позволило сократить издержки на производство и эксплуатацию новейших комплексов.
Коротченко считает, что в силу своих высоких характеристик детище МИТ заслужило статус нового поколения российских МБР. По мнению аналитика, полки, вооружённые «Ярсами», вносят существенный вклад в обеспечение ударного потенциала РВСН.
Труженики «Ураганы»
Модификация МАЗ 7310 появилась в 1977 году. Её использовали как пожарную машину для работы на аэродромах. В этой модели использовался автономный двигатель, установленный в хвосте, для работы насоса. Его позаимствовали у ЗИЛ 375. Он работал на бензине, имел восемь цилиндров. Когда для тушения огня стали использовать порошок, появилась модель АА 70 7310 220. В ней имелась ещё одна цистерна для хранения 2 тонн порошка.
Многие пожарные автомобили «Ураган» МАЗ 543, фото которого представлено ниже, до сих пор выполняют свои функции на аэродромах стран бывшего СССР.
Машина рассчитана на экипаж из 4 человек. Емкость бака для воды составляет 12000 л. Цистерна для образования пены имеет вместимость 900 л. Вода подается на дальность 70 м, а пена – 40 м. Расход топлива составляет 98 литров на 100 км пути.
Историческая справка
Стоит отметить, что данный вид техники до сих пор стоит на вооружении России и стран СНГ. Ежегодно эти автомобили можно увидеть во всей красе на парадах, посвященных Дню Победы в ВОВ.
Началась история с МАЗ 537, так как эта модель была взята за основу. После того как было налажено серийное производство 537-го, в Минск была отправлена группа инженеров во главе с выдающимся конструктором Б. Л. Шапошниковым. Целью разработки была необходимость пополнения военного транспорта.
Инженеры начали работать на исходе 50-х. А в 60-ом был спроектирован концепт нового тяжелого грузовика. Правительство СССР к концу года постановило приступить к серийному выпуску в ближайшее время.
Через два года пилотные концепты МАЗ 543, в количестве 6 штук, были подготовлены к испытаниям. Два автомобиля перенаправлены на завод в Волгограде, где на них впервые установили ракетные установки с образцами нового вооружения.
Впервые ракетоносец принял участие в испытаниях ракетного оружия в 1964 году. За все время испытаний каких-то серьезных недостатков в техническом плане не было выявлено.
Ниже представлено фото под названием Ракетовоз
Двигатель и коробка передач
МАЗ 543, технические характеристики которого схожи с МАЗ 537, имеет также аналогичный двигатель, но с прямым впрыском топлива и очистителем воздуха. Он имеет V-образное расположение двенадцати цилиндров, механический всережимный регулятор частоты вращения, работает на дизеле. Прототипом дизельного мотора стал В2, используемый в танках во время войны. Объем составляет 38,8 л. Мощность двигателя – 525 л. с.
Гидромеханическая передача, используемая в МАЗ 543, позволяет облегчить вождение, повысить проходимость на бездорожье и долговечность двигателя. Она состоит их трех частей: четырехколесного, одноступенчатого гидротрансформатора, трехступенчатой автоматической коробки передач и системы управления.
В машине установлена механическая раздаточная коробка, у которой есть две ступени с межосевым дифференциалом.
Технические характеристики МАЗ-543 в цифрах
- Мощность 12-цилиндрового дизельного двигателя – 525 л.с. Его рабочий объём – 38,9 литров.
- Количество передач КПП – 3×2.
- Колёсная база – 8х8, с автоматической подкачкой каждого колеса.
- Топливные баки – 2 х 250 л, и дополнительный на 180 л.
- Максимальная скорость – 60 км/ч.
- Расход дизтоплива – 80-120 литров на 100 км пути.
- Запас хода — 1525 км.
- Ширина колеи: 2,375 м, автомобиля в целом – 3,070 м.
- Длина – 11,675 м.
- Высота – 2,92 м.
- Колёсная база по крайним осям – 7,7 м. База: 2,2 + 3,3 + 2,2 м.
- Колея — 2375 мм.
- Передний свес – 2,5 м.
- Дорожный просвет – 400 мм.
- Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса — 13,5 м.
- Угол въезда — 28 градусов.
- Максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,1 м (при герметизировании двигателя и электрооборудовании — 1,3 м).
- Максимальная ширина преодолеваемого рва — 2,5 м.
- Максимальный угол подъёма — 30 градусов.
- Высота погрузки – 1,85 м.
- Шины – 1500х600–635, модель В-77 (далее – ВИ–203, ГОСТ 13298–90).
Эксплуатация военной техники
К управлению таким огромным транспортным средством допускаются водители, прошедшие соответствующее обучение. Прежде всего, необходима сдача экзаменов на знание тех. части, техники безопасности и, конечно же, само вождение. Вообще стандартный экипаж машины состоит из двух человек, поэтому нужно действовать сообща.
Новая техника обязательно обкатывается. Сначала через 1000 км. пробега проводится первое техническое обслуживание. Далее через две тысячи километров проводится замена масла.
Перед тем как запустить двигатель, водитель прокачивает систему смазки с помощью специального насоса (давление до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, двигатель перед запуском обязательно подогревается: для этого имеется специальная система подогрева.
После остановки двигателя повторный запуск допускается только через 30 минут. После мойки при низких температурах силовая установка запускается для выведения воды из турбины.
Было так, что транспортное средство стояло без дела продолжительное время при температуре окружающей среды менее 15 градусов. Тогда гидромеханическая КПП с повышенной передачей самостоятельно отключалась.
Стоит заметить, что задняя скорость включается только после полной остановки. При езде по твердому покрытию и сухому грунту включается повышенная передача, а в условиях бездорожья пониженная.
При остановке на уклоне более 7 градусов дополнительно к ручному тормозу используется привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна превышать 4 часа, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры под колеса.
Трансмиссия МЗКТ-65151
В качестве сцепления используется однодисковый механизм модели ЯМЗ-184. Коробка передач на самосвалах МЗКТ-65151 установлена собственного производства предприятия – механическая двухдиапазонная, девятиступенчатая, с синхронизированным включением всех скоростей, кроме первой и передачи заднего хода. Переключение диапазонов в понижающей передаче осуществляется при помощи силового пневматического цилиндра. Система смазки коробки переключения передач комбинированная – разбрызгиванием и под давлением, которое создаётся встроенным шестерёнчатым насосом.
Передаточное число высшей передачи – 0,795; передаточное число главной передачи – 6,59. Отбор мощности на гидравлический насос подъёма грузовой платформы осуществляется с заднего торца картера понижающей передачи – от специального вала, который соединён с промежуточным валом коробки переключения передач.
Ведущие мосты установлены также фирменного производства. Ведущий мост непроходной состоит из редуктора с конической передачей, блокируемого межколёсного дифференциала и двух планетарных колёсных передач. Ведущий мост проходной отличается редуктором с цилиндрической передачей и блокируемым межосевым дифференциалом. Также на нём установлен дублирующий насос гидравлического усилителя руля. Привод основного насоса – стандартный, от дизельного двигателя.
МАЗ 7907 в действии
Уникальные транспортеры так и остались на заводском полигоне, но один из тягачей прошел своеобразный тест-драйв, который, впрочем, подтвердив заявленные характеристики, закончился для него плачевно.
Спустя десять лет забвения, летом 1996 года, понадобилось по суше доставить к месту назначения прогулочное судно длиной 40 м и весом под 90 тонн. Да к тому же в носовой отсек хозяева загрузили строительные материалы, чтобы не тратить деньги еще и на их доставку. Обнаружилось уже после погрузки, что центровка судна нарушена, и пришлось срочно догружать корму. В итоге суммарный вес судна составил примерно сто тонн.
Специалисты МЗКТ почти два месяца готовили технику к работе. Был переделан существовавший для крепления ТПК надрамник. Теперь это были ложементы для дна прогулочного судна. Запустили газовую турбину, проверили электродвигатели колес. Четыре двигателя так и не заработали. Сто семьдесят тонн суммарной массы проделали путь на двадцати колесах. Как и заявлялось при создании тягача с серийным номером 7907.
МАЗ прошел своим ходом больше 200 км со скоростью примерно 20 км/час. Только при пересечении моста через реку Березина, не рассчитанного на транспорт такой массы, часть груза принял на себя четырехосный МЗКТ-79091 с лебедкой и кормовой мачтой, приподняв корму катера над платформой.
При разгрузке автокраны и тягач задним ходом загнали прямо в озеро Нарочь. Электрическая трансмиссия испытания водой не выдержала. Назад на базу МАЗ 7907 своим ходом уже не доехал, доставил его заводской тягач.
Вооружение
В начале 2000-х противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) «Москит» с одноименными ракетами стали поступать на вооружение эсминцев. Суда оснащались двумя счетверенными пусковыми установками КТ-190. До конца 1993 года «Северная верфь» построила 17 кораблей типа «Современный». Еще несколько судов остались недостроенными из-за распада СССР и прекращения финансирования. Пара таких кораблей (эсминцы «Важный» и «Вдумчивый») были проданы Китаю вместе с ПРК «Москит».
Кроме эсминцев проекта 956 и больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 11556, «Москиты» устанавливались на ракетные катера проекта 1241.1. Первый катер такого типа был оборудован парой двухконтейнерных пусковых установок КТ-152М и сдан в эксплуатацию в 1981 году. Позже на мощностях ПО «Алмаз», а также Хабаровского и Средне-Невского заводов было построено более двух десятков катеров.
Ракетами «Москит» оснащали также уникальные МРК (малые корабли) проекта 1239. Суда этого типа имеют алюминиево-магниевый корпус и весят всего 1050 тонн. Они оборудуются комбинированной силовой установкой, состоящей из: пары газовых турбин мощностью в 20 тыс. л. с. каждая, пары дизельных моторов мощностью по 10 тыс. л. с. и пары дизельных двигателей мощностью по 3,3 тыс. л. с. Скорость хода под газотурбинными моторами может достичь 50 узлов, а под дизелями судно идет в экономичном режиме (около 12 узлов). Такие корабли вооружаются двумя счетверенными ПУ «Москит». Головной корабль этой серии получил название «Бора» и поступил в эксплуатацию в конце 1989 года.
Кроме того, ракетами «Москит» вооружаются корабли МРК-5, самолеты Су-27 и Су-32ФН, а также экраноплан «Лунь».
Технические характеристики
- Грузоподъёмность: 20000 кг
- Допустимая масса прицепа: 25000 кг
- Собственная масса: 23000 кг
- Полная масса: 43300 кг
- Габаритные размеры, мм:
- длина: 11657
- ширина: 3050
- высота: 2900
- База: 2200+3300+2200 мм
- Колея: 2375 мм
- Дорожный просвет: 400 мм
- Радиус поворота: 13500 мм
- Максимальная скорость: 60 км/ч
- Тормозной путь со скорости 40 км/ч: 21 м
- Двигатель: Д12А-525А, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый
- Рабочий объём: 38,8 л
- Максимальная мощность: 525 л. с. (386,1 кВт) при 2000 об/мин.
- Максимальный крутящий момент: 225 кгс·м (2206 Н·м) при 1400 об/мин.
- Гидромеханическая передача:
- гидротрансформатор: четырёхколёсный, одноступенчатый
- коробка передач: трёхступенчатая, планетарная с ручным управлением переключения передач
- Раздаточная коробка: механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом
- Колесная передача: планетарная
- Передаточные числа:
- коробки передач: I-3,2; II-1,8; III-1,0; задний ход-1,6
- раздаточной коробки: I-1,88; II-1,0
- колесной передачи: 5,1
- Подвеска: торсионная, независимая всех колёс
- Размер шин: 1500×600—635
- Платформа: с пятью откидными металлическими бортами
- Внутренние размеры платформы: 7222×2848×707
- Погрузочная высота: 1850 мм
-
Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160А на шасси МАЗ-7310, аэропорт в Киргизии
-
РСЗО «Смерч» на шасси МАЗ-543М
-
Ракетно-пусковая установка SCUD-2 (Скад-2) в Афганистане
-
ТЗМ 5Т92 на шасси МАЗ-543М противоракетного комплекса А-135.
Устройство
МЗКТ 7930 оборудован жесткой рамой мачтового типа (швеллерное сечение мачт). Базовая модель оснащена передним и задним тягово-сцепным устройством, остальные версии оснащены двумя тягово-сцепными вилками спереди и тягово-сцепным устройством сзади.
Передняя и задняя подвеска автомобиля — независимая торсионная (используются усиленные или штатные гидравлические амортизаторы). МЗКТ 7930 едет плавно и обеспечивает комфорт даже при езде по бездорожью. Важную роль здесь играет не только подвеска, но и широкопрофильные бескамерные шины с системой центральной подкачки (на экспортной модели используются шины Michelin).
Первая и вторая оси управляются вперед. В автомобиле используются центральные редукторы с межосевыми и межосевыми дифференциалами и планетарные колесные редукторы. При этом блокировки дифференциалов управляемых колес нет, на неуправляемых колесах она присутствует. Благодаря этой особенности техника способна преодолеть практически любое препятствие даже при полной загрузке.
В зависимости от модификации в модели используются разные варианты трансмиссий:
- МЗКТ 7930 — механическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
- МЗКТ 7415 — механическая ЯМЗ 202-04 (9 передач переднего хода, 1 передача заднего хода);
- МЗКТ 7930-300 — автомат ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
- МЗКТ 79306: автомат Allison HD45P (6 вперед, 1 назад) с одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором с однодисковым фрикционом с гидравлическим приводом.
Вне зависимости от модификации МЗКТ 7930 оснащается 2-ступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межколесным дифференциалом.
Тормозная система МЗКТ 7930 включает в себя несколько подсистем. В основном используется двухконтурный механизм с пневмогидравлическим приводом. Подсистема стояночного тормоза включает пружинный аккумулятор энергии для торможения. Также имеется механическое устройство, используемое для аварийного отключения парковочной подсистемы. Запасная тормозная подсистема представлена рабочим контуром рабочей подсистемы и активируется при возникновении проблем в одном из контуров. Вспомогательная подсистема использует моторный тормоз с электропневматическим управлением.
Внешний вид МЗКТ 7930 вызывает уважение. Брутальная кабина автомобиля простирается впереди двигателя и шасси. Такая компоновка позволяет монтировать большие надстройки, не выходя за габариты. Сама кабина изготовлена из стеклопластика и имеет 2 двери. Трехсекционное ветровое стекло обеспечивает отличный обзор автомобиля. Гостиная рассчитана на 3 человек. Сиденье водителя имеет пневматическую подвеску и боковые поддержки, гарантирующие безопасность вождения. По сравнению с предыдущими армейскими версиями минских производителей органы управления практически не изменились. Обновился только руль, который стал намного удобнее.
Презентация
Комплекс «Москит» многократно демонстрировался российской и мировой общественности на авиасалонах в подмосковном Жуковском, Чили и Объединенных Арабских Эмиратах. Одноименная ракета произвела фурор и вызвала огромный резонанс в обществе. Иностранцев потрясли уникальные характеристики этого оружия и тот факт, что ему нет аналогов в мире. Ракета 3М-80 («Москит») была и остается единственной в мире, которая на малых высотах может развить скорость более двух «махов» (М). Уклониться от нее невозможно, как и сбить ее. По классификации НАТО, ракета получила имя Sunburn, которое переводится как «солнечный ожог».
Исторические предпосылки создания
В ответ на создание американскими специалистами межконтинентальной ракеты МХ, стартовая масса которой была почти 90 тонн, руководством МО СССР было принято решение о разработке аналога. Таким ответом стала ракета РТ-23 «Молодец», по коду НАТО SS-24 Scalpel весом почти сто тонн. Транспортно-пусковой контейнер с ракетой внутри весил уже сто пять тонн. Длина его была почти двадцать три, а диаметр – два с половиной метра. Проектные размеры пусковой установки составили: длина – 32 м, высота – больше 5,5 м.
Но создать ракету мало, груз с такой массой и таких габаритов еще нужно транспортировать по дорогам, а иногда и без них.
Поскольку специальное подразделение МАЗ уже имело богатый опыт проектирования супертяжелых тягачей, заказ на изготовление колесного транспортного средства грузоподъемностью более 100 тонн получил именно этот завод.
Итогом двухлетней работы специалистов предприятия, главным конструктором которого был доктор технических наук Б. Л. Шапошник, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, и стал уникальный МАЗ 7907.
Особенности конструкции
Чтобы обеспечить столь внушительную грузоподъемность, все колесные пары МАЗ 7907 должны были работать с полной нагрузкой без вывешивания колес на грунтовых дорогах. Поэтому, кроме конструкции подвески, в раме хребтового типа, которая сохраняла жесткость в горизонтальной плоскости, был предусмотрен силовой шарнир на подшипниках с одной степенью свободы. То есть платформа была двузвенной на двух шестиосных тележках, которые могли перемещаться в вертикальной плоскости относительно друг друга на угол до 8°.
Чтобы обеспечить маневренность такой длинной базы, восемь из двенадцати пар колес поворачивались. Это были первые и последние четыре пары. Причем предусматривались два варианта поворота. В первом восемь колес поворачивали в одну сторону, а восемь – в противоположную. Во втором же поворот был синхронным — так называемое движение «крабом» или боком.
Особенности кабины
Изначально автомобили МАЗ-543 имели цельную кабину и успешно прошли испытания по перевозке ракет. Однако вскоре разработанный комплекс ракет с боевым орудием почти в 12,5 м длиной уже не мог разместиться на имеющемся шасси. Существовало всего одно решение – удлинить шасси, однако это было бы не рационально и потребовало бы серьезных изменений в конструкции.
Главный конструктор автомобильного завода того времени Шапошников пошел на смелый шаг и поделил цельную кабину на две, между которыми и разместилась «голова» ракеты. Такое уникальное решение стало столь удачным, что далее использовалось в других моделях схожего типа.