Неуловимый «авангард»: космическая скорость и сложная траектория

АРК «Кинжал» с аэробаллистической ракетой 9-А-7660

Уже само понятие — «аэробаллистическая ракета» предполагает сочетание авиационной и наземной баллистической ракет, поэтому вполне логично, что в создании «Кинжала» приняли участие специалисты двух ведущих предприятий ВПК в этой области — концерна «Тактическое ракетное вооружение» и коломенского КБ Машиностроения, хорошо известного своим РК «Искандер-М».

Местом развертывания «Кинжала» в 2018 году стала авиабаза Ахтубинск в ЮВО. В качестве его основного носителя был выбран дальний перехватчик МиГ-31. В перспективе ими могут стать дальний бомбардировщик Ту-22М3 и многоцелевой истребитель Су-57.

Как и все авиационные ракеты 9-А-7660 предельно компактна — она твердотопливная, одноступенчатая с неотделяемой БЧ, ее корпус имеет специальное теплозащитное покрытие в сочетании с малозаметностью. После отделения от носителя ракета переходит на баллистическую траекторию. При подлете к цели на основе данных радиолокационных средств и систем навигации осуществляется коррекция полета. Цель поражается вертикально.

В полете 9-А-7660 полностью автономна с коррекцией по данным ГЛОНАСС, системы экстремальной навигации и радиолокационной карты местности.

Российская ракета «Сатана»

РС-28 «Сармат» (по классификации НАТО Satan-2) — перспективный российский стратегический ракетный комплекс шахтного базирования пятого поколения с тяжёлой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Концепцией комплекса «Сармат» является не просто акцент на максимальный вес забрасываемых боеголовок, как в Р-36М, которые могут быть уничтожены средствами ПРО, а доставка пусть меньшего числа боеголовок, но по траекториям и способами, существенно затрудняющими их уничтожение даже перспективными комплексами ПРО.

Заложенная в ракете технология «орбитальной бомбардировки» позволяет нанесение удара по территории США по суборбитальной траектории через Южный полюс Земли в обход развёрнутых средств ПРО, а также позволяет осуществлять запуски гражданских космических аппаратов.

Также управляемые боевые блоки «Авангард» позволят впервые применять российские и советские МБР в локальных войнах по стратегии «глобального удара», с поражением стратегических объектов кинетической энергией боевого блока, без использования ядерного взрыва. Ракета использует модернизированную версию двигателя РД-264, уже применяемого в советской МБР Р-36М2.

Серийное производство МБР «Сармат» планируется начать на Красноярском машиностроительном заводе только в 2021 году (!); первый полк, оснащённый такими ракетами, встанет на боевое дежурство к тому же сроку.

Однако не все эксперты превозносят до небес МБР «Сармат». Так, в частности, кадемик Соломонов не раз подвергал серьёзной критике тяжёлые ракеты на жидкостном топливе, такие как Р-36М, ввиду того, что большая забрасываемая масса жидкостных МБР скрывала за собой то, что Р-36 является «довольно лёгкой жертвой» для ПРО по сравнению с твердотопливными ракетами, которые легче, а потому возможны для пуска даже с мобильных установок, имеют более короткий разгонный участок.

Более короткий разгонный участок имеет существенное значение для устойчивости против ПРО, так как после окончания разгона возможно уже разделение боеголовок и выброс ложных баллистических мишеней, поэтому возможно поражение ракетой ПРО только одной боеголовки и с небольшой вероятностью. При поражении ракеты на разгонном участке возможно уничтожение всего комплекта боеголовок и крупная МБР — намного «более простая» цель.

Сторонники же жидкостных ракет из ГРЦ им. Макеева указывают на больший забрасываемый вес и большую дальность своих ракет, в том числе способность нести более крупный комплект ложных целей и поэтому жидкостная ракета имеет преимущество перед твердотопливной по защищённости от ПРО на баллистическом и, главное, на завершающем участках за счёт большего комплекта квазитяжёлых ложных целей.

Тем временем в России

Шесть лет назад в российских СМИ появилась информация об успешном испытании гиперзвукового блока для МБР. Тогда Минобороны оставило ее без комментариев.

О чем идет речь стало понятно из текста послания президента РФ к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, в котором В. В. Путин сообщил о поступивших в Российскую армию новейших видов вооружений и среди них ракетный комплекс «Авангард», оснащенный управляемым гиперзвуковым боевым блоком и авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» с аэробаллистической ракетой 9-А-7660.

Главная особенность новинок состоит в том, что они уничтожают цели не только мощностью своей БЧ, но и колоссальной кинетической энергией за счет гиперзвуковой скорости. У «Авангарда» она составляет 27, а у «Кинжала» 10 Махов.

О том, что это не «мультики» и тем более не «фейк», как настойчиво утверждали многочисленные скептики и недоброжелатели, весь мир убедился 18 марта.

Первые успехи гиперзвука

В начале 2000-х гиперзвуковая гонка возобновилась с новой силой. В 2001 году США испытали ГЗЛА Х-43 с ПРД. Потребовалось 13 лет, чтобы он достиг скорости свыше 11000 км/ч на высоте 33,5 тыс. метров.

Проект советского ГЗЛА «Спираль»

В 2009 году начались испытания гиперзвукового аппарата Boeing X-51A Waverider. Его личный «рекорд» — 5,1 Маха на высоте свыше 20 тыс. метров.

В России также велись разработки в рамках проектов «Холод», «Игла» и «Клипер». Свои гиперзвуковые проекты разрабатывали Германия, Китай, Великобритания и Австралия.

Очевидно, что работы по гиперзвуковой тематике в этих странах проводились в условиях строгой секретности и, как оказалось, без особых успехов. В частности, американские опытные ГЗЛА по-прежнему сгорали в атмосфере.

Ракеты для «Авангарда»

УР-100Н УТТХ

Первоначально предполагалось, что маневрирующими боевыми блоками «Авангард» будут оснащаться разрабатываемые ракеты РС-26. Однако в 2018 году стало известно, что комплекс РС-26 «Рубеж» и БЖРК «Баргузин» исключены из госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-27).

Вместо них в ГПВ-27 включён комплекс шахтного базирования с советской ракетой УР-100Н УТТХ (по классификации США — SS-19 «Стилет») и боевым оснащением «Авангард», как имеющий «более важное значение» (!) для обороноспособности страны. Причиной исключения названа невозможность одновременного финансирования вышеназванных программ!. Ракета УР-100Н УТТХ — глубокая модификация созданного ОКБ-52 Владимира Челомея в 1960-х годах (!) ракетного комплекса УР-100

Принята на вооружение в 1980 году

Ракета УР-100Н УТТХ — глубокая модификация созданного ОКБ-52 Владимира Челомея в 1960-х годах (!) ракетного комплекса УР-100. Принята на вооружение в 1980 году.

Эти 30 ракет были поставлены в Россию в начале 2000-х годов с Украины за «газовые долги». УР-100Н УТТХ, после распада СССР, хранились на складах в незаправленном состоянии. То есть (по мнению ряда военных экспертов) они «практически новые!» и способны стоять на боевом дежурстве несколько десятков лет.

Стартовая масса — около 100 тонн, забрасываемая — около 4,5 тонн. С принятием на вооружение тяжелой ракеты РС-28 «Сармат» блоки «Авангард» будут устанавливаться и на нее.

На пути к гиперзвуку

Гиперзвуковой «барьер» начинается с пяти Махов — от 5400 до 6130 км/ч в зависимости от высоты полета гиперзвукового летательного аппарата (ГЗЛА). Первой его преодолела немецкая Фау-2, разгонявшаяся на завершающем участке полета до 6120 км/ч. В 60-е годы в США был разработан экспериментальный ракетоплан Х-15, стартовавший с внешней подвески СБ В-52. В 1967 году он смог достичь 6,7 Махов.

Немецкая ракета Фау-2

Помимо Х-15 в годы Холодной войны американцы пытались воплотить в жизнь несколько подобных программ, в частности, Dyna-Soar (1957-1963 г. г.) и Rockwell X-30 (80-е годы). Советским ответом стал гиперзвуковой самолет «Спираль», однако в начале 70-х проект был закрыт. Та же участь постигла и американские программы.

Причина всех неудач — отсутствие на то время необходимых технологий в решении двух главных проблем. Первая — перегрев корпуса при полете на гиперзвуке, из-за чего «жизнь» ГЗЛА того времени измерялась несколькими минутами.

Американский ГЗЛА Х-15

Вторая глобальная проблема — двигатель. ТРД не приспособлен для таких скоростей. Оптимальный вариант — прямоточный реактивный двигатель (ПРД), который, запускается при скорости не меньше 5 Махов, поэтому для него требовался специальный разгонный блок. Как следствие, в 80-90-е годы гиперзвуковая тема вынужденно «взяла тайм-аут».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: