Как рассчитывается зарплата учителей сейчас?
Проблему с зарплатами педагогов всерьез начали обсуждать только несколько лет назад – оказалось, что в стране до сих пор нет единой системы оплаты труда, и порядок начисления различается в каждом регионе и даже на уровне школ есть свои различия.
Сейчас зарплата учителя складывается из оклада (фиксированная сумма за каждую ставку), и всевозможных доплат. Если говорить более официально, в расчете зарплаты учителя учитываются 4 основных элемента:
- базовая часть – по сути, тот же оклад, который выплачивается за ведение уроков, проверку тетрадей, ведение дополнительных занятий и кружков;
- стимулирующие выплаты – их должны выплачивать учителям за различные достижения (как их учеников, так и самих учителей). Например, это могут быть доплаты за высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование современных технологий на уроках, длительный стаж и категорию;
- компенсирующие выплаты – например, надбавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- премии – другие вознаграждения.
По факту оказывается, что оклад учителя на одну ставку может быть ниже МРОТ (а в ряде регионов вообще составляет 3-4 тысячи рублей), а остальная сумма «добирается» стимулирующими выплатами и премиями. Но у этих выплат есть одна особенность – их распределением занимается руководство школы.
Другими словами, если у педагога не очень хорошие отношения с руководством школы, ему могут снизить стимулирующие (а более лояльным сотрудникам – наоборот, повысить их).
Дополнительно учителя получают надбавки за классное руководство – с 2020 года введена федеральная выплата в размере 5000 рублей в месяц (на каждый класс, но не более 10 тысяч рублей в сумме), за работу в сверхурочное время, и некоторые другие. Еще педагогам должно оплачиваться участие в организации ЕГЭ, но по факту некоторые этих выплат не видят (они есть, но премия снижается на ту же сумму – у школы просто нет свободных денег).
Но больше всего на сумму зарплаты влияет ситуация с бюджетом в регионе и городе – если Москва (до федеральных доплат) платила учителям по 12 500 рублей за классное руководство (плюс по 500 рублей за каждого ученика сверх 25), а школы доплачивали еще по 15 тысяч, то в регионах таких денег просто нет – там педагоги получают меньше за все свои обязанности. Соответственно, чем меньше средств в бюджете региона, тем меньше распределяется фонд стимулирующих выплат, и тем меньше реально доходит до учителей.
А недавний мониторинг, проведенный Министерством просвещения, показал – половина учителей вообще не понимает, по каким принципам им начисляется зарплата. И эту проблему собираются решить уже скоро.
Ученико-часовая оплата труда
По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.
Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.
Согласно письму Минобрнауки № ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько получает педагог-математик, если он:
- обучает 525 человек во всей школе;
- работает 36 часов в месяц;
- за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
- стоимость ученико/часа — 20 руб.
Подставляем в формулу и получаем:
Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.
Сколько пенсионных баллов начисляется за один год стажа
Чтобы определить, сколько баллов будет накоплено за год трудового стажа, для начала нужно рассчитать годовой доход работника — сумму, на которую начисляются страховые взносы.
- В нее входят зарплата, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные премии, отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск.
- Не включают в эту сумму материальную помощь, командировочные расходы, компенсации по оплате жилого помещения, продуктов, топлива, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособие по безработице, пособие во временной нетрудоспособности (больничные) и так далее.
Далее нужно произвести расчет по формуле ИПК = (СВгод / НСВгод) × 10, учитывая при этом , установленную на конкретный год.
Также можно узнать точную сумму отчислений в Пенсионный фонд, воспользовавшись сервисами портала Госуслуги или Личного кабинета на сайте ПФР.
Пример расчета: как рассчитать ИПК за 2022 год, зная зарплату
Приведем пример расчета количества баллов для работника, получающего ежемесячно зарплату 30 000 руб.
За год работы гражданин получит доход 30000 × 12 = 360000 руб. За этот период работодатель произведет отчисления в ПФР, составляющие 22% от суммы годового дохода. Однако на формирование ИПК работника будет направлено только 16%, то есть 360000 × 16% = 57600 руб.
Нормативная сумма страховых взносов, определенная с учетом установленной Правительством предельной базы в 2022 году, составляет 1565000 × 16% = 250400 руб. Соответственно, за год работы с зарплатой 30000 руб. гражданину будет начислено 57600 / 250400 × 10 = 2,3 балла.
Сколько пенсионных баллов начисляется за один год работы при минимальной зарплате
Аналогично расчет можно произвести и для граждан, получающих минимальную заработную плату.
Так, с 1 июня 2022 года МРОТ равен 15279 руб. Годовой доход работника в этом случае составляет 183348 руб. На формирование индивидуальных пенсионных коэффициентов будет направлено 29335,68 руб. С учетом предельной величины базы, установленной на 2022 год, получается, что за работу с минимальной зарплатой гражданину начислят 26668,80 / 250400 × 10 = 1,172 балла.
Сколько пенсионных баллов начисляется ИП за один год работы
Индивидуальные предприниматели уплачивают взносы на пенсионное страхование самостоятельно — сами за себя. Сумма обязательных отчислений для ИП рассчитывается по следующей схеме:
- При годовом доходе менее 300 тыс. руб. предприниматель перечисляет в ПФР фиксированную сумму. В 2022 году она составляет 34445 руб.
- Если годовой доход превышает 300 тыс., тогда помимо фиксированного взноса нужно перечислить еще 1% от суммы превышения.
Перевод из рублей страховых взносов в пенсионные коэффициенты производится по той же формуле, что и для наемных работников — ИПК = (СВгод / НСВгод) × 10.
Пример
ИП имеет годовой доход менее 300 000 руб. и перечисляет на свое пенсионное страхование фиксированные взносы. В 2022 году предприниматель перечислит в ПФР 34445 руб., за что не его лицевой счет будет начислено 1,375 балла.
Частные и государственные школы: разница
Как учителя без опыта работы, так и опытные педагоги все чаще уходят работать в частные образовательные учреждения. Это продиктовано тем, что последние предоставляют свои услуги платно, а требования к квалификации педагога и его преподавательским навыкам гораздо более высокие. Благодаря этому зарплата отличается примерно в 1,5-2 раза не в пользу государственных учреждений. То есть, если средняя зарплата по региону составляет 50 тысяч рублей, зарплата учителя начальных классов в частном заведении может достигать 70-100 тысяч рублей в месяц.
Отличия зависят от предмета, выбранного учителем, его опыта работы и размера школы. Нюансы заключаются в том, что зарплату учителю в частной школе могут назначать вне зависимости от его категории и нагрузки. Даже обучая один класс , он может получать столько же, сколько и его коллега на вакансии в государственной школе, взявший пять классов.
Как учителю зарабатывать больше: ловись, денежка, большая и маленькая
1. Ведите курсы дополнительного образования. Например, для подготовки к экзамену.
2. Работайте больше чем на 1 ставку.
3. Возьмите классное руководство, заведуйте кабинетом, ведите активную научную деятельность с детьми.
4. Разрабатывайте собственные программы и методики, повышайте квалификацию. Процесс обучения должен выйти на качественно новый уровень, чтобы начальство заметило и отметило в стимулирующих.
5. Смените учебное заведение или даже регион. Как ни печально, но зачастую только это спасёт от крайне низкой зарплаты.
Лидеры по оплате труда на данный момент — Москва, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалин и Камчатка.
5. Уходите в бизнес. Для этого уже не надо открывать ИП, достаточно зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Можно и нужно использовать свои навыки в работе с детьми. У учителя-бизнесмена сейчас есть выбор: давать индивидуальные занятия, вести семинары или разработать собственный курс. Единственный запрет — репетиторство у своих же учеников, это запрещено законом «Об образовании».
Кстати, всё это по закону совместимо с официальной работой в школе. Руководство запретить репетиторство не сможет.
Кстати, хороший вариант для подработки — устроиться преподавателем в MAXIMUM Education. Здесь можно: — готовить школьников к ЕГЭ;— закрывать пробелы в знаниях у учеников средней школы;— работать с мотивацией, учить бороться со стрессом;— помогать детям найти дело своей жизни.Преподавать можно как в группе, так и индивидуально. Занятия проводятся и онлайн, и офлайн, а центры MAXIMUM Education есть почти во всех регионах страны. Методические материалы предоставляет Департамент исследований и разработки компании, и все преподаватели регулярно улучшают свои учительские навыки
Так что если вы ищете дополнительный заработок, советую обратить внимание на MAXIMUM Education
Сколько в среднем получают учителя
Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2022 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.
Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
Педагогические работники образовательных организаций общего образования |
Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования |
|
---|---|---|---|
Российская Федерация |
39 100 |
53 839 |
105 792 |
Центральный федеральный округ |
|||
Белгородская область |
39 817 |
44 535 |
71 030 |
Брянская область |
29 089 |
37 781 |
58 814 |
Владимир |
32 795 |
44 491 |
66 232 |
Воронеж |
30 767 |
39 498 |
70 796 |
Ивановская область |
27 615 |
35 676 |
54 664 |
Калужская область |
35 374 |
49 050 |
83 130 |
Кострома |
27 809 |
39 425 |
61 409 |
Курская область |
33 192 |
41 130 |
67 782 |
Липецк |
31 424 |
42 418 |
71 452 |
Московская область |
61 257 |
73 012 |
117 435 |
Орловская область |
26 384 |
36 418 |
62 360 |
Рязань |
30 074 |
41 451 |
67 964 |
Смоленск |
28 353 |
40 580 |
67 287 |
Тамбовская область |
26 424 |
35 151 |
67 331 |
Тверь |
29 892 |
40 321 |
75 701 |
Тула |
33 750 |
45 730 |
81 987 |
Ярославль |
32 654 |
43 761 |
74 755 |
г. Москва |
— |
101 256 |
176 519 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Карелия |
45 266 |
60 083 |
99 285 |
Коми |
45 418 |
57 837 |
113 076 |
Архангельская область, в том числе: |
|||
Ненецкий авт. округ |
81 151 |
120 654 |
— |
Архангельская область без авт. округа |
46 528 |
65 270 |
109 209 |
Вологодская область |
39 272 |
50 325 |
88 358 |
Калининград |
35 258 |
43 422 |
72 985 |
Ленинградская область |
48 954 |
53 451 |
84 654 |
Мурманск |
62 684 |
85 348 |
134 761 |
Новгород |
28 810 |
33 660 |
— |
Псковская область |
28 993 |
38 568 |
65 838 |
г. Санкт-Петербург |
62 168 |
65 813 |
132 961 |
Южный федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
26 708 |
37 317 |
78 860 |
Калмыкия |
27 210 |
38 542 |
— |
Крым |
26 447 |
42 263 |
71 512 |
Краснодарский край |
32 466 |
43 721 |
79 922 |
Астрахань |
27 158 |
42 228 |
62 635 |
Волгоград |
30 020 |
40 103 |
67 264 |
Ростовская область |
28 463 |
39 486 |
74 475 |
г. Севастополь |
38 832 |
50 809 |
75 747 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Дагестан |
22 515 |
32 793 |
53 563 |
Ингушетия |
26 792 |
28 324 |
— |
Кабардино-Балкария |
27 254 |
32 854 |
61 652 |
Карачаево-Черкесская Республика |
25 435 |
30 064 |
49 537 |
Республика Северная Осетия — Алания |
25 323 |
33 763 |
58 333 |
Чеченская Республика |
22 346 |
25 898 |
59 666 |
Ставропольский край |
26 821 |
36 858 |
64 761 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Башкортостан |
32 626 |
36 787 |
81 106 |
Республика Марий Эл |
25 812 |
37 015 |
— |
Мордовия |
23 805 |
30 295 |
65 619 |
Татарстан |
37 610 |
44 300 |
84 894 |
Удмуртская Республика |
31 906 |
43 300 |
72 891 |
Чувашия |
30 117 |
37 615 |
72 433 |
Пермский край |
34 691 |
49 382 |
90 662 |
Кировская область |
28 028 |
39 713 |
68 332 |
Нижегородская область |
33 447 |
44 814 |
88 374 |
Оренбург |
29 695 |
43 365 |
76 814 |
Пензенская область |
27 992 |
32 513 |
65 164 |
Самара |
34 491 |
42 153 |
82 400 |
Саратов |
29 022 |
36 936 |
71 118 |
Ульяновск |
28 650 |
39 046 |
68 099 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская область |
27 575 |
37 457 |
70 478 |
Свердловская область |
42 726 |
57 028 |
97 066 |
Тюменская область, в том числе: |
|||
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра |
66 800 |
100 680 |
174 761 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
92 381 |
138 860 |
— |
Тюменская область без авт. округов |
46 853 |
63 608 |
103 916 |
Челябинск |
32 375 |
46 620 |
80 292 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
31 011 |
42 847 |
— |
Тыва |
34 433 |
48 086 |
— |
Хакасия |
33 269 |
52 693 |
76 338 |
Алтайский край |
30 055 |
35 208 |
67 489 |
Красноярский край |
46 636 |
62 598 |
117 396 |
Иркутская область |
42 597 |
59 849 |
117 696 |
Кемеровская область |
39 166 |
51 523 |
93 810 |
Новосибирск |
35 966 |
49 081 |
88 220 |
Омская область |
29 886 |
43 040 |
74 290 |
Томская область |
37 036 |
52 463 |
103 833 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Бурятия |
38 141 |
56 363 |
80 884 |
Республика Саха (Якутия) |
66 953 |
92 191 |
174 819 |
Забайкалье |
35 201 |
50 667 |
88 133 |
Камчатка |
80 980 |
105 680 |
172 124 |
Приморский край |
43 101 |
63 832 |
91 103 |
Хабаровский край |
45 945 |
67 134 |
109 285 |
Амурская область |
43 644 |
65 225 |
96 437 |
Магадан |
87 582 |
119 312 |
— |
Сахалин |
79 538 |
101 372 |
— |
Еврейская автономная область |
39 505 |
58 921 |
— |
Чукотский автономный округ |
94 735 |
121 716 |
— |
При суммированном учете рабочего времени
Доплата до МРОТ при суммированном учете времени работы начинается с определения норматива времени. Он берется по производственному календарю 5-дневной рабочей недели (Приказ Минздравсоцразвития №588н от 13/08/09 г.). Устанавливается учетный период, как правило, год.
Суммированный учет рабочего времени применяется для сотрудников, которые в одном месяце могут иметь переработку, в другом – недорабатывать.
Пример: охранник принят на ставку 0,5, ему установлен оклад 40000,00 в месяц по полной ставке. Доплат не предусмотрено. Если он отработал по графику все дни, заработная плата в конце месяца составит 20000,00 руб. Норма часов здесь роли не играет. Уточняют, какой МРОТ в текущем месяце в регионе. Пусть он равен общефедеральному и составляет 11280 руб. 1⁄2 от этой суммы меньше, чем от причитающейся работнику – 20000,00 рублей, следовательно, доплата до МРОТ ему не положена.
Если оклад охранника установлен (в нарушение трудового законодательства!) по 1,0 ставки в 10000,00 рублей, 1⁄2 ставки приравнивается к выплате в 5000,00 руб., а «минималка» равна (11280/2) 5640, руб. Доплата составляет 640,00 руб.
При почасовой оплате сотруднику оплачивается фактически отработанное время в каждом месяце. Ставка сама по себе должна быть рассчитана с учетом МРОТ и приказа №588н. Переработку следует оплатить.
Вопрос: Работодатель применяет премиально-повременную систему оплаты труда, в оплату труда работников также входит оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (ночные, праздничные, совмещение). Помимо этого ежемесячно начисляется премия в размере 40% от суммы, которая складывается из оклада и других надбавок, начисляемых из условий труда, отклоняющихся от нормальных. Порядок расчета указанной премии закреплен в положении об оплате труда. Как учитывается размер премии, рассчитываемой с учетом надбавок, при расчете доплаты до МРОТ, если сами надбавки к заработной плате за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, при доплате до МРОТ не учитываются? Посмотреть ответ
Недоработку оплачивают, опираясь на положения ст. 155 ТК РФ:
- прогул, опоздание не оплачиваются;
- ошибка со стороны работодателя оплачивается по среднему заработку, сравнением его с фактически начисленной оплатой по отработанному времени;
- форс-мажор, вина обеих сторон отсутствует – оплата в размере 2/3 ставки.
Рассмотрим более подробно, как делать расчет МРОТ и доплату при графике работы, предполагающем смены, а также при неполном отработанном месяце.
Что еще хотят изменить
В последние несколько недель чиновники начали слишком часто говорить о зарплатах учителей. Например, на днях спикер Совета федерации Валентина Матвиенко на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой вдруг заявила, что учителя получают относительно нормальные зарплаты, лишь работая на износ – на полторы-две ставки. А на стандартную учительскую ставку, как выяснила Матвиенко, прожить невозможно. Это подтверждают и недавние данные профсоюза педагогов – там выяснили, что среднестатистический учитель работает на 1,7 ставки.
Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.
Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.
Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).
Еще одна идея – ввести повышенный оклад для молодых учителей и приравнять его к 1,5-2 размерам федерального МРОТ. Такой «стартовый» оклад предложила ввести депутат от ЛДПР Елена Строкова – как она считает, это повысит престиж профессии. Правда, почему его нужно вводить только для молодых педагогов и как сумма от 19,2 до 25,5 тысяч рублей в месяц повысит престижность профессии педагога, она не пояснила.
Окончательно параметры новой системы будут видны, когда правительство закончит работу над ней – пока никаких подробностей не раскрывается. Возможно, презентацию новых окладов решили отложить поближе к парламентским выборам – в любом случае, все станет ясно уже в 2021 году.
Средняя зарплата педагогов-предметников: сходства и отличия
Хотя базовая ставка у всех учителей одинаковая, реальная зарплата отличается. На это влияет количество часов, возможность заниматься репетиторством и дополнительные обязанности.
Сколько зарабатывает учитель математики
Преподаватели математики имеют больше всего учебных часов, поэтому их зарплаты значительно выше, чем у коллег. К самим рабочим часам добавляется время, затраченное на проверку тетрадей учащихся. В итоге на одной ставке педагог в регионах зарабатывает около 20 тысяч рублей. В эту сумму не входит классное руководство и другие обязанности.
Дополнительным источником дохода для учителя является репетиторство. На него каждую неделю можно уделять 4-10 часов. Ставка зависит от популярности и количества учащихся. В регионах максимальные расценки колеблются в районе 700 рублей/час. В Москве эта сумма увеличивается в несколько раз.
Средняя зарплата преподавателя английского языка
Учителя иностранных языков обычно получают меньше часов, поэтому их зарплаты намного ниже, чем у коллег. Но при этом у них больше возможностей для репетиторства. По словам некоторых педагогов, школа для них больше рекламная площадка для поиска клиентов. В то же время из-за бумажных работ не каждый учитель способен принимать учеников вне школы.
В итоге учитель английского языка, с учётом репетиторства в регионах может получать не больше 27 тысяч рублей. В Москве же многие педагоги при полной загруженности зарабатывают больше 100 тысяч рублей.
Средняя зарплата учителя физкультуры
В общеобразовательных школах преподаватель физической культуры в регионах получает за одну ставку 11 тысяч рублей. Поэтому часто специалисты работают на две ставки. Помимо оклада системой предусмотрены бонусы за организацию и проведение спортивных мероприятий. Активному педагогу в месяц могут доплатить от 3 до 15 тысяч рублей. В итоге средняя зарплата по России составляет около 20 тысяч рублей.
Ситуация кардинально меняется в Москве. Тут физрук начинается от 70 тысяч рублей. Никакая подработка для педагогов этой дисциплины не предусмотрена.
Зарплаты учителей за границей
Во многих развитых странах, учителя зарабатывают довольно большие деньги, относительно других профессий.
Страна | Диапазон зарплат учителей |
Люксембург | 74400 – 146568 $ |
Швейцария | 58017 – 112286 $ |
Германия | 60507 – 96736 $ |
Нидерланды | 42133 – 88646 $ |
Австрия | 42702 – 86639 $ |
Южная Корея | 32485 – 90255 $ |
США | 40067 – 72498 $ |
Австралия | 44287 – 65560 $ |
Дания | 48989 – 60278 $ |
Ирландия | 36553 – 71568 $ |
Давайте теперь посмотрим на рейтинг стран с низкими доходами.
Страна | Диапазон зарплат учителей |
Словакия | 15339 – 23242 $ |
Литва | 20255 – 21721 $ |
Польша | 16140 – 27549 $ |
Венгрия | 14545 – 30705 $ |
Чехия | 21854 – 28756 $ |
Греция | 19825 – 38804 $ |
Турция | 25955 – 32953 $ |
Колумбия | 19624 – 41156 $ |
Коста-Рика | 24239 – 38736 $ |
Чили | 23747 – 45723 $ |
Также низкими являются доходы педагогов в Латвии (от 14494 $), Бразилии (от 14755 $), а также Эстонии (от 22178 $).
Комментарии самих преподавателей и педагогов
-Пришло лето, получили отпускные, поглядели вокруг — цены в гору, настроение ближе к нулю, куда сунешься с такими деньгами. Пришёл сентябрь, узнали, что повышения зарплат не будет, а цены ещё выше. Пришел Новый год есть информация, что не будет никакого повышения, а цены ещё выше. Вопрос министру — какого … ты там делаешь?
-Моя область входит в пилотный проект с ноября 2021 года, зарплата как была так и осталась. Не нужно верить, это все развод и очередной распил денег на верху.
-Почему то в одних регионах учителя получили и получают премии на Новый год, День учителя, например, а в других ни разу ни один учитель не получил. Зачем создавать пилотную версию оплаты труда?! Поднимите оклад всем учителям и воспитателям до уровня московских школ и пусть деньги идут с федерального бюджета. Поверьте в других субъектах РФ жизнь совсем не дешевле. И не так, чтобы за 30 часов мы получали 25, а за 18. Очень плохая новость, все учителя надеялись на повышение зарплаты. Все вокруг дорожает, кроме оплаты труда учителя. На одной любви к профессии, увы, не проживёшь. Буквально на 1 миллион за этот год подорожали квартиры, если двушка полтора года назад стоила 1500 в нашем регионе, то сейчас 2,5-3 млн. Как на зарплату учителя покупать жилье, да вообще одеваться и обуваться прилично Слов нет …
-Вы знаете, парадокс!!! Как только нам » Повышают» Зарплату, мы сразу начинаем получать меньше! Единственное- это классное руководство!! Как президент обещал- так и выживаем! На классных руководителей СТОЛЬКО нагрузили!!! Словами не передать!
-Ждём с 2012 года этих механизмов. А воз и ныне там. Ничего не решили. Пустая болтовня. Нас, учителей, как достойных членов сообщества, не существует. Пенсию досрочную отобрали, 30 лет теперь надо отработать. Зарплаты достойной, чтобы просто выжить, в регионах нет. Льгот тоже никаких. Отпуск на год за 10 лет работы- неоплачивемый. Отпускные-это зарплата за 56 дней. Опять только чтобы как-то выжить, отдохнуть за эту сумму, куда-то поехать, невозможно. Одна только ответственность за жизнь и здоровье детей, за реализацию образовательной программы, за отношения с родителями и т.д и т.п. Кто захочет работать учителем на таких условиях из молодёжи? Никто. Вот нас и мурыжит наша власть, деваться кадровые учителям некуда, подождём лет так 10-20….
-Уважаемый министр образования! Все в ваших руках! Технический персонал получает больше, чем учитель с высшим образованием! А те, кто получает больше, просто живут в школе!Понимаю, что одной зарплатой молодых учителей для работы в школе не привлечешь,нужно повышать престиж профессии учителя!Но в чем же его можно увидеть? Низкая зарплата,нет социальной защищенности (санаторий, оплата коммунальных услуг для учителей, проживающих в городе,проезд..) Я уже не говорю о получении Ветерана труда.Придуман такой механизм его получения, что просто диву даешься, как такое можно было придумать! Считаю, что министерство образования РФ должны в кратчайшие сроки решить вопрос по заработанной плате учителей и упростить процедуру получения Ветерана труда! А так же уменьшить поток самых разных, порой просто не нужных отчетов. А иначе совсем скоро в школах просто некому будет учить!
-В этом году аттестуюсь. Была первая категория, в прошлый раз поскромничала, могла на высшую защититься. В этот раз особо не собирала достижений, просто паехала в две смены, чтобы жить. В свете грядущих изменений, стоит ли подавать на высшую, или все едино…..
-Сколько можно планировать? В майских указах 2012 года всё давно прописали, что зарплата учителей должна быть 200% от средней по региону! Что ещё нужно обсуждать 10 лет?
-И почему депутатам всех мастей и работникам Министерства образования З/П не выплачивают ориентировочно на МРОТ? Или увеличения выполняли бы в пилотном режиме, например, каждому сотому или тысячному для обкатки!
-Авторы пилотного проекта и чиновники получат огромные премии. А про учителей некогда думать.
Как попасть в средний класс?
В идеально соответствующий научным критериям средний класс России входит очень небольшое количество граждан — порядка 7–10% населения. Но благодаря особенностям отечественного социума у него есть довольно обширная периферия — люди, которые при определённых условиях способны улучшить своё положение. В частности:
- Половине представителей периферии мешает повысить статус только несоответствие критериям дохода среднего класса. Но они способны найти новую работу;
- Чаще в средний класс попадают городские жители во втором-третьем поколении. Но сейчас даже в ядре группы есть много бывших жителей провинции;
- Наличие высшего образования хотя бы у одного из родителей повышает вероятность попадания ребёнка в средний класс на 50%;
- Для самих родителей диплом университета также может стать пропуском в средний класс. Успеха добиваются не менее половины обладателей высшего образования;
- Среднее специальное образование редко помогает повысить свой статус. Однако для детей такого человека шансы выглядят неплохо;
- 25–30 лет назад в семье достаточно было одного родителя с высокой квалификацией. Сегодня оба супруга должны работать и хорошо зарабатывать;
- Повышению статуса способствует инициативность. Если субъект движется вперёд, ищет, как заработать во время карантина, он наверняка добьётся успеха.
Что же касается самоидентификации, то представитель среднего класса должен быть ответственным и порядочным гражданином, заинтересованным в улучшении правовой, экономической, социальной и политической обстановки в государстве. Изменить взгляды на более позитивные малообеспеченным людям нелегко, но зачастую именно такой путь становится самым коротким к улучшению качества жизни.
Кого принято записывать в средний класс
Средний класс большинством экономистов считается основой экономики. Такие люди обеспечивают устойчивый спрос, они платежеспособны, а зачастую это бизнесмены, которые приносят ощутимый прирост национального дохода.
По самому понятию «средний класс» понятно, что это прослойка населения, находящаяся между относительно бедной частью населения и сверхбогатыми. Если в стране все в порядке с экономикой, то средний класс может составлять половину и более населения. Но чем сильнее социальное расслоение (разница между доходами самых богатых и самых бедных), тем меньше будет средний класс.
В современном понимании о среднем классе начали говорить в США примерно в 1830-е годы, и к нему обычно относились так называемые «белые воротнички». С Соединенными штатами связано имя Генри Форда, которого считают создателем среднего класса. Форд начал платить своим рабочим вдвое больше, чем конкуренты, а затем постепенно снизил в несколько раз цены на автомобили.
В ту эпоху средний класс могло определять само по себе наличие автомобиля. Сейчас ситуация сложнее – автомобили почти во всех странах мира стали повседневной реальностью, и нужны новые критерии для среднего класса.
Но на данный момент нет единого подхода к определению среднего класса. Сейчас принято отходить от оценки расслоения населения лишь по критерию доходов и использовать больше критериев, говорит Анна Мытиль из научно-исследовательского социологического центра РАН:
Тем не менее, чаще всего средний класс определяется по уровню доходов. Есть разные методики:
-
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к среднему классу относит людей с доходами в границах от 75% до 200% от национального медианного дохода (это тот уровень дохода, больше или меньше которого получают ровно по половине населения).
В России в 2019 году Росстат насчитал медианную зарплату в 34 335 рублей. То есть, к среднему классу ОЭСР относит людей с доходами от 25 751 до 68 670 рублей. Как мы понимаем, первая цифра вряд ли характеризует более-менее состоятельного человека.
- Credit Suisse оценивает средний класс гораздо проще: такой человек должен зарабатывать от 5 до 25 тысяч долларов в год. В пересчете на рубли и на месяц это от 25 828 до 129 142 рублей. И снова к первой цифре есть вопросы (хотя в некоторых странах уровень цен ниже, и на 5 тысяч долларов в год вполне можно прожить);
- The World Data Lab не дает четкого определения среднего класса, но допускает, что это люди со среднедневным доходом от 11 до 110 долларов (или от 20 452 до 204 516 рублей в месяц), которые могут покупать товары длительного пользования, иметь сбережения и не оказаться за чертой бедности в сложной ситуации. По этим критериям компания отнесла к среднему классу примерно половину населения планеты – 3,6 миллиарда человек.
Выходит, что по меркам международных организаций среднестатистический россиянин с зарплатой в 25 тысяч рублей и более – средний класс?
Увы, на самом деле все не так просто. В расчет идет именно среднедушевой доход – а один работающий может содержать семью из 3-4 человек, и на каждого выйдет сумма меньше.
ЗАРПЛАТА КОСМОНАВТОВ В РОССИИ
Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов регулируются постановлением Совета министров-правительства Российской Федерации от 17 мая 1993 года №455.
Согласно Положению о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации Лицам, состоящим на штатных должностях кандидата в космонавты-испытатели, кандидата в космонавты-исследователи (далее – кандидат в космонавты), космонавта-испытателя, космонавта-исследователя (далее – космонавт), инструктора-космонавта-испытателя, инструктора-космонавта-исследователя (далее – инструктор-космонавт), устанавливаются следующие размеры должностных окладов:
-
Кандидат в космонавты – 60 900 рублей (840 долларов США)
-
Космонавт – 63 800 рублей (880 долларов США)
-
Инструктор-космонавт – 88 450 рублей (1 220 долларов США)
Космонавт, совершивший космический полет, получает должностной оклад в размере 69 600 рублей в месяц (960 долларов США).
При условии успешного и добросовестного исполнения своих обязанностей по решению руководителя федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» космонавтам выплачиваются следующие премии:
-
Ежемесячно – в размере до 25 процентов должностного оклада
-
По итогам года – в размере до одного должностного оклада
Лицам, занимающим штатные должности кандидата в космонавты, космонавта, инструктора-космонавта, ежемесячно выплачивается стимулирующая выплата (надбавка) за особые условия работы, устанавливаемая указанным лицам в размере до 40 процентов должностного оклада. Кроме того, каждый месяц предусмотрена надбавка за выслугу лет в процентах к должностному окладу в зависимости от стажа работы на указанных должностях:
-
от 2 до 5 лет – 10 процентов
-
от 5 до 10 лет – 15 процентов
-
от 10 до 15 лет – 20 процентов
-
от 15 до 20 лет – 25 процентов
-
от 20 до 25 лет – 30 процентов
-
более 25 лет – 40 процентов
Космонавтам и инструкторам-космонавтам, которым присвоен класс за выполнение космических полетов, ежемесячно выплачивается надбавка в процентах к должностному окладу:
-
3 класс – 55 процентов
-
2 класс – 75 процентов
-
1 класс – 120 процентов
Кандидатам в космонавты, космонавтам и инструкторам-космонавтам с ученой степенью ежемесячно выплачивается надбавка в процентах к должностному окладу:
-
Кандидатам наук – 15 процентов
-
Докторам наук – 25 процентов
Космонавтам и инструкторам-космонавтам за каждый полет в космическое пространство, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в соответствии с контрактом. Сумма зависит от сложности и длительности полета.
По словам советника главы Центра подготовки космонавтов Сергея Залетина, космонавт, который только пришел в отряд, получает ежемесячно 110 000 рублей (1 520 долларов США), космонавт первого класса, который совершил два-три полета, зарабатывает 300 000 рублей (4 140 долларов США), а в целом средняя зарплата космонавта в России в 2022 году составляет 170 000 рублей в месяц (2 345 долларов США).
Примечание. По словам замгендиректора «Роскосмоса» по экономике и финансам Максима Овчинникова планируется повышение месячной зарплаты российских кандидатов в космонавты до 300 000 рублей, а опытные космонавты будут получать более 500 000 рублей.
Какой была ситуация на начало 2022 года
По данным Минпросвещения, 76% школьных учителей в России имеют ставку заработной платы ниже МРОТ. Молодые выпускники педагогических вузов в таких условиях не идут работать в школы: по словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой, учителями в итоге становятся не более 30% тех, кто поступает на педагогические направления подготовки.
Это ведёт, во-первых, к нехватке педагогов. По регионам ситуация, конечно, очень разная, но, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, всего в школах страны в 2021 году не хватало 250 тысяч учителей.
Во-вторых, растёт средний возраст учителей. Ольга Васильева отметила, что уже к 2029 году молодых педагогов (младше 30 лет) в школах останется не более 6%. По данным Высшей школы экономики, в 2020/2021 учебном году их было менее 14%.
Источник данных: статистический сборник «Индикаторы образования», 9.3.9. Структура численности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, по возрастным группам и должностям: 2020/2021 (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера; на начало учебного года; число полных лет на 1 января)Инфографика: Skillbox Media