Когда диплом имеет значение?
С каждым годом рынок труда в России становится более гибким. В наши дни работодателей больше интересует не документ об образовании, а уровень знаний и практические навыки кандидатов. Так, например, у сотрудников в области IT-индустрии более ценным является опыт. Как считает 46% опрошенных, именно он является ключевым критерием для построения успешной карьеры.
Несмотря на это, диплом все-таки важен, поскольку от него зависит размер зарплаты. Это связано с тем, что некоторые профессии требуют глубоких теоретических познаний и сильной академической базы, получить которые самостоятельно практически невозможно. Это касается, например, юристов, которые должны хорошо разбираться во всех тонкостях законодательства.
Помимо этого, диплом нужен для трудоустройства в крупные корпорации, которые набирают на работу сотрудников с высшим образованием. В них стажировку могут пройти только студенты вузов. Это же касается и международных компаний, работающих в Российской Федерации. Обучение в престижном университете существенно повышает шанс попасть в них и построить успешную карьеру.
Стимулирующие выплаты: премии и разовые надбавки
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.
Принимается в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовка одаренных детей к участию в олимпиадах и конференциях. Учитывается использование ИКТ при проведении занятий.
При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.
Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах
Учителя готовятся к новой системы оплаты труда. Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:
- Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
- Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
- Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
- Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.
За руководство классом с 1 сентября 2020 года будет осуществляться дополнительные 5000 рублей. Это решение уже утверждено Министерством финансов, ФНС и Казначейством. И, главное, это никак не повлияет на другие выплаты. То есть, это реальное увеличение оплаты труда.
В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.
Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.
Из чего складывается зарплата учителя в России
В декабре 2008 года в стране приняли новую систему оплаты труда (НСОТ). Она заменила действующую до этого единую тарифную сетку (ЕТС). Теперь зарплата преподавателя складывается из трёх частей:
- Оклад. Рассчитывается исходя из рабочих часов сотрудников.
- Компенсационные выплаты. Сюда входит классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, добавки за количество учащихся, категорию и нагрузку учителя.
- Стимулирующие выплаты. Направлены на улучшение качества преподавания. В категорию входит количество учеников победивших или занявших почётное место на олимпиаде вне школы, высокие показатели на ЕГЭ, своевременное ведение документации. В некоторых учебных учреждениях учитывается отсутствие жалоб от коллег и родителей, а также сокращение или отсутствие учеников на учёте (КДН и ЗП).
Компенсационные выплаты рассчитываются в процентах, например, учитель первой категории к окладу получает дополнительные 15 %. Каждый пункт стимулирующей выплаты имеет своё количество баллов, назначенное руководством школы. Для определения ценности одного балла в конце отчётного периода фонд выплат делят на общее количество заработанных преподавателями баллов. На основании этих расчётов поощряют сотрудников.
Педагоги коррекционных школ и школ-интернатов получают дополнительные надбавки, зависящие от решения органов местного самоуправления. В частных учебных учреждениях заработная плата начисляется по двум схемам: почасовая оплата труда и оклад. К базовым расценкам добавляют компенсации за классное руководство.
Как считать зарплату по новой системе
- должностной оклад в фиксированном размере;
- ставку заработной платы;
- предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
- условия получения стимулирующих надбавок.
Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.
- за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
- за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
- за стаж непрерывной работы;
- за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
- премии по итогам отчетного периода.
Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.
В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:
- должностной оклад — 5000 руб.;
- работает в неделю — 18 часов;
- надбавка за стаж — 500 руб.;
- повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
- доплата за проверку письменных работ — 0,1.
В итоге получим:
Возможности для дополнительного заработка
Научные работники имеют много возможностей получения дополнительного дохода. Кто-то работает в нескольких вузах (обычно преподаватели ведут занятия три дня, остальное время отводится на подготовку материалов к лекциям и семинарам, самообразование, обновление учебных планов и программ), другие дополнительно занимаются со своими студентами.
Репетиторство
Частный урок для абитуриента в среднем стоит от 900 до 2 000 рублей. Большинству учеников удобно заниматься в вечернее время (с 16.00 до 19.00). В этот промежуток можно поместить два полуторачасовых занятия. При 900 руб.\1 занятие в неделю получается 9 тыс. руб. (с двумя свободными выходными).
Марина делится своим опытом репетиторства:
Помощь в написании дипломных и научных работ
Рефераты, написанные фрилансерами, оплачиваются намного ниже, чем дипломные и научные работы авторства преподавателей вузов. На одну относительно качественную курсовую работу нужно минимум 6-7 часов, а стоит такая услуга от 1 500 руб. Если один выходной в неделю уделять такой подработке, в месяц можно получить прибавку к бюджету в размере минимум 6 тыс. руб.
Предложения можно найти на бирже фриланса
Получение гранта
Иностранные и российские общественные и коммерческие организации, правительства и учебные учреждения предоставляют целевые гранты: полную компенсацию расходов на научные исследования (в том числе за границей), профессиональную подготовку, обучение. Деньги можно тратить только на цель, обоснованную в проекте. Это не подработка, но отличный способ заняться научной работой, предполагающей значительные расходы, или повысить свою квалификацию.
Майские указы по доходам бюджетников срывает большинство регионов. С 1 октября в России зарплаты преподавателей вузов вырастут на 4,3%, но это не спасет ситуацию.
Карьера
Карьерная лестница преподавателя вуза выглядит примерно так. Вы заканчиваете университет или очную аспирантуру или магистратуру, и Вам предлагают остаться на родной кафедре или факультете, или знакомые предлагаю устроить Вас в их вуз. Вам обещают поддержку в написании диссертации, её защите, а после повышении в должности. Но сначала Вас берут на должность ассистента. По сути ассистент это помощник доцента или профессора, по факту — такой же преподаватель как и все, только получает самую маленькую зарплату в вузе, даже часто меньше чем инженер кафедры. Поработав несколько лет ассистентом Вас поднимают до преподавателя или старшего преподавателя. И Вы достигаете первого потолка до тех пор, пока не напишите и защитите диссертацию. Но писать диссертацию, параллельно работая, очень трудно, и не всем это удаётся вообще. Поэтому, если Вы в течение двух-трёх лет в этом направлении ничего существенного не сделали, то серьёзно задумайтесь об уходе с преподавательской работы, потому что так будет и дальше. (Учтите также тенденцию усложнения защиты диссертации. Правда правила меняются не всегда в худшую сторону, и в каких-то моментах реформа высшего образования внушает долю оптимизма. 3 июля 2020.)
После защиты диссертации, а это само по себе мероприятие непростое и затяжное во времени, Вы можете претендовать на должность доцента. Зарплата ставки преподавателя и доцента отличается примерно на восемь тысяч. То есть многолетний научный труд оценивается всего несколькими дополнительными тысячами.
Дальнейший карьерный рост становится ещё труднее. Вы можете написать докторскую диссертацию, и после её защиты стать профессором, получив ещё несколько тысяч к зарплате доцента… Между началом работы преподавателем и получением должности профессора может пройти от 15-ти лет, и то если вы особо удачливый…
Вот в общем-то и всё. Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же: аудиторная, методическая и научно-исследовательская работа.
Карьерный рост
Преподаватель – это первый статус в карьерной лестнице специалистов, решивших посвятить себя науке. Далее следует должность ассистента, у которого есть диплом специалиста или магистра (и годовой стаж работы преподавателем). Затем сотрудник становится старшим преподавателем (этой должности соответствует трехлетний стаж или степень кандидата наук). По окончании аспирантуры и при наличии статуса кандидата наук специалист становится доцентом, а при получении степени доктора наук и пятилетнем опыте работы в вузе – профессором. Переход между ступенями карьерной лестницы, как правило, занимает достаточно много времени и сопровождается написанием публикаций, научных трудов. Чем выше статус – тем больше обязанностей может выполнять специалист, и тем более высокую зарплату он может получать.
Величина пенсионного обеспечения преподавателей вузов
Преподаватели высших учебных заведений имеют право на льготную пенсию при условии наработки 25 лет непрерывного стажа, но только в том случае, если им была выработана установленная временная норма – 240 часов в год. Если часовая нагрузка окажется ниже, то на пенсию педагоги высшей школы могут рассчитывать только при достижении пенсионного возраста.
При назначении пенсии учитывается продолжительность трудового стажа, величина страховых отчислений и ученая степень соискателя
Таким образом, следует отметить, что тяжелый ответственный труд преподавателей высшей школы оплачивается недостаточно высоко.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн. рублей и 2 млн. рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Для участия в программе нужно зарегистрироваться на официальном сайте проекта с 1 января по 15 апреля и предоставить требуемый пакет документов:
- копию паспорта;
- документ об образовании;
- трудовую книжку;
- согласие на переезд и другие.
Регионы размещают список актуальных вакансий, требования к претенденту по каждой из них и дополнительную информацию для своей территории. Анкета кандидата проходит экспертную оценку, по результатам которой формируется балльный рейтинг участника. При отборе учитывают:
- достижения в научной и профессиональной сфере;
- уровень квалификации;
- стаж и опыт работы.
Учителя-победители подписывают трехсторонний договор с правительством региона и школой и подают заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования.
Деньги можно потратить на любые цели по своему усмотрению. Но чаще всего это покупка или строительство жилья.
Финансирование
Если Вы когда либо слышали, что министерство и университеты финансируют научные разработки, то забудьте пока об этом, это не про Вас. Да, есть система грантов, премий, наград и призов. Но это всё постфактумом, то есть после того, как Вы изрядно финансово и материально вложились в свою разработку. И только после того, как Вы сделали что-то стоящее, Вы можете претендовать на хотя бы частичное покрытие расходов. А расходы легко могут превысить Вашу зарплату преподавателя за год. И не факт, что такая компенсация произойдёт. В любом случае, это финансирование покрывает только расходы на оборудование, но ни в коей мере не идёт Вам на зарплату!
Часть решения проблемы с финансированием — выход на спонсоров и меценатов. Обычно на такое соглашаются компании, заинтересованные в выпускниках Вашего вуза. Но такие компании зачастую найти непросто. В общем, тут я бы на Вашем месте не обольщался.
Стоит ли вкладывать личные средства в университетские разработки? Да, если Вы пишите диссертацию и собираетесь после её защиты продолжить работать в этом вузе. В противном случае — нет. Потому что никто Вас за Вашу самоотверженность никак не отблагодарит. Ни премией, ни даже грамотой.
Из чего состоит зарплата учителя: три кита
В большинстве школ учительская зарплата рассчитывается по НСОТ и состоит из трех «китов».
Первый кит — оклад
Он устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы. Минимум на 1 ставку — 18 часов в неделю.
На размер оклада влияют повышающие коэффициенты:
тип учреждения — если учитель работает в сельской местности, то оклад проиндексируют на 0,25% ставки;
Добавит процентов и работа в неблагоприятных условиях Крайнего Севера.
- ученая степень, почетное звание — прибавят около 0,20% к окладу;
- квалификационная категория — высшая даст ещё 0,3% , первая — 0,2% к базе.
Сказать, сколько именно составляет оклад учителя в разных регионах, не получится: данные Росстата с реальностью не очень совпадают.
Второй кит — компенсационные выплаты
Зависит от локальных актов и региональных приказов. Размер выплат не может быть ниже того, который определило трудовое законодательство.
В компенсационные выплаты входят:
классное руководство — это «путинские» 5 000 рублей + выплата, размер которой определяет школа;
В среднем, эта выплата — до 2 000 рублей. За организацию питания в классе учителю тоже будет добавлена «копеечка».
- проверка письменных работ — зависит от предмета и нагрузки;
- заведование учебным кабинетом, лабораторией, пришкольным участком;
- руководство методическим или предметным объединениями, творческими группами;
- индивидуальное обучение на дому детей с хроническими заболеваниями, работа с детьми-иностранцами и детьми с ОВЗ;
Если у ребенка диагноз не установлен (но он явно виден по результатам работы и поведению) и такой ученик вместе со всеми в классе — никаких выплат не будет.
- руководство научной деятельностью и проектами старшеклассников;
- ведение личного сайта и соц. сетей, организация сетевого взаимодействия;
Сюда НЕ входит работа на dnevnik.ru, uchi.ru и прочих .ru, выбранных сверху.
совмещение должностных обязанностей — например, директор ведёт уроки или учитель-предметник выполняет функции старшего вожатого.
Что из компенсационных выплат часто не доплачивают
В законодательстве предусмотрена и выплата за работу в опасных условиях. Для учителя это — класс более 25 человек. И посыл верный: урок в такой аудитории морально выматывает, требует больше времени на подготовку и проверку. Но почему-то данная выплата в нынешних условиях наполняемости школ и нехватки педагогов почти везде отсутствует.
Точно так же руководители учебных учреждений избегают выплат за переработку. Максимум для учителя-предметника — 2 ставки, то есть 36 учебных часов в неделю. Если он работал, например, 42 часа, то первые 2 «лишних» часа должны оплатить в 1,5-м, а остальные — в двойном размере. Естественно, начальству это не выгодно, поэтому оно строго придерживается нагрузки в 2 ставки.
Третий кит — стимулирующие выплаты
Целиком и полностью зависят от воли начальства учебной организации.
Сюда относятся:
доплата молодому специалисту (трудоустройство на последнем курсе обучения или сразу после получение диплома);
Внимание! Учитель будет считаться молодым специалистом, только если его специальность в дипломе и должность в школе совпадут. Если же учитель английского придёт в школу на место методиста, но на эту выплату рассчитывать не может!. доплата за интенсивность, качество работы и высокие результаты — например, если ученик занял место в региональной олимпиаде или у класса стабильно высокие показатели качества обученности;
доплата за интенсивность, качество работы и высокие результаты — например, если ученик занял место в региональной олимпиаде или у класса стабильно высокие показатели качества обученности;
Если же ученик участвовал только в школьных или районных олимпиадах, то учитель не сможет порадоваться этой выплате.
- использование на уроках современных технологий
- высокая профессиональная дисциплина (вовремя сдать отчёт, хорошо вести журналы и прочее);
- эффективность классного руководства.
Это ещё одна расплывчатая выплата. Всем известно, что «классные» отвечают за любой «косяк» своих учеников, даже если всё произошло на каникулах. Поэтому надеяться на такую стимуляцию могут только учителя с очень лояльным начальством.
Все сомневающиеся в размере зарплаты учителя могут воспользоваться калькулятором зарплаты.
Дополнение после публикации
Я рад, что статья привлекла значительную аудиторию читателей и держится в топе уже целых два дня. По-видимому это говорит о том, что тема статьи актуальна. Очень советую прочитать также комментарии к статье. Они отражают видение ситуации с других сторон и из других вузов. Я же хочу заметить, что изложил видение работы преподавателем не только из своего конкретного опыта работы, но и многих своих коллег, а также знакомых из других вузов моего города.
Было бы неплохо, если бы кто-то написал противоположную статью о том, почему стоит пойти работать преподавателем.
Небольшое уточнение по-поводу употребления алкоголя. Не нужно утрировать и представлять себе толпы преподавателей шатающихся по коридорам пьяными и дышащими перегаром на лекциях. В последние годы в моём вузе было запрещено употребление спиртных напитков даже на праздничных заседаниях под страхом наказания. Алкоголь употребляется в соответствующих места и на соответствующих мероприятиях, но пугает количество и регулярность употребляемого. Думаю это говорит о том, что либо эти люди не на своём месте, либо таким образом пытаются притупить свою неудовлетворённость, что в общем-то и происходит, судя по разговорам на таких мероприятиях.
«Увеличение» учебной нагрузки
В соответствии с п. 1.5 Приложения 2 к Приказу N 1601 объем учебной нагрузки педагогических работников (кроме педагогов, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе работодателя, за исключением уменьшения объема учебной нагрузки, связанного с сокращением количества часов по учебным планам, учебным графикам, снижением количества обучающихся, занимающихся, групп. Таким образом, название данного раздела статьи не совсем корректно. Речь в нем пойдет об оплате часов учебной нагрузки, отработанных сверх установленного объема учебной нагрузки.
Так, часы учебной нагрузки, отработанные сверх установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки, уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601 (см. пример 2), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.
Пример 3. В апреле 2018 года преподаватель полностью выполнил уменьшенный годовой объем учебной нагрузки, который был сокращен по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, и стал составлять 900 часов. До конца учебного года преподаватель отработал дополнительно 90 часов (70 часов в мае и 20 часов в июне).
За часы преподавательской работы сверх установленной учебной нагрузки (за май и июнь) педагогу может быть произведена доплата. Ее величина определяется путем умножения размера часовой ставки заработной платы на 70 и 20 часов соответственно (при наличии повышающих коэффициентов — с их учетом). Оплата указанного дополнительного количества часов (70 и 20) может быть произведена помесячно либо полностью в конце учебного года.
Преподаватели вузов, репетиторы и работники курсов
Отдельная категория — вузовские преподаватели. У них зарплаты немного выше, но и требования к ним специфические. Мне хотя бы не придется диссертацию защищать, чтобы учителем работать.
Самая высокая зарплата у преподавателя в Москве/МО и на севере — в Красноярском крае и ХМАО.
Репетиторы зарабатывают от 35 тысяч рублей. Это в среднем по стране. Однако их услуги становятся более востребованы к лету, когда приближается пора ОГЭ и ЕГЭ у учеников 9 и 11 классов.
Различные курсы, в том числе повышения квалификации и творческих направлений, тоже проводят педагоги, но, увы, уже точно не школьные.
У них заработная плата чаще всего сдельная, то есть напрямую зависит от количества человек, записавшихся на курс. Поэтому и в вакансиях оклад не указан.
Установление конкретной учебной нагрузки преподавателей
Каждому преподавателю организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, в начале учебного года определяется учебная нагрузка. Отметим, что нормативными документами предусмотрен верхний предел учебной нагрузки для названных лиц. В соответствии с п. 7.1.1 Приложения 2 к Приказу N 1601 учебная нагрузка может быть установлена в объеме, не превышающем 1 440 часов в учебном году.
Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также оговаривается в трудовом договоре. Учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции и относится к обязательным условиям трудового договора.
Дополнительные трудовые льготы, какой положен отпуск
Правом на увеличенный отпуск могут воспользоваться научные работники университетов, занимающие должности на штате и имеющие ученую степень доктора наук. Их отпуск составит 48 рабочих дней, а у кандидатов наук – 36 рабочих дней. Порядок оформления отпуска перед декретом или после него».
До сентября 2013 года ученые и профессора получали доплату к основному окладу в размере 3000 и 7000 тысяч рублей. Согласно нового Закона выплаты за ученые степени кандидата и доктора наук преподавателям вузов включены в должностной оклад.
Доплату могут не получить те кандидаты наук, которые например защитили степень по истории, а преподают информатику, то есть не по профилю. Если сотрудник работает по совместительству и имеет ученую степень, надбавка ему не положена, ее он сможет получить лишь по основному месту работы.
Сколько реально получают российские преподаватели высших учебных заведений?
Зарплата в вузах зависит от уровня аккредитации образовательного учреждения, наличия в нем коммерческого обучения, а также конкретного региона. Кроме этого, имеют значение звание, размер оклада и надбавок, которые выплачиваются за научную деятельность, показатели публикаций в журналах. К доплатам относятся компенсации, вознаграждения, регулярные и однократные премии.
По данным наших сегодняшних собеседников даже если выполнены все требования к ученому званию доцента ВАК, рассчитывать на достойную заработную плату сегодня не приходится – в среднем она составляет около 400 рублей в час. У профессоров немного выше – около 540 рублей. Это гораздо ниже почасовой оплаты работы репетиторов.
При этом нагрузка часто превышает установленные министерством науки и высшего образования нормативы, определившие максимальный годовой предел в 900 часов (включая время подготовки к учебным занятиям). Кстати, в других странах допустимая нагрузка ниже приблизительно в два раза.
Если говорить о средней зарплате доцентов, в российских регионах она установилась на отметке в 35–39 тысяч рублей. Их коллеги в Москве могут ежемесячно рассчитывать на 55 тысяч. Гораздо меньше получают начинающие преподаватели, поэтому многие из них предпочитают заниматься репетиторством, где можно заработать гораздо больше.
Деканы факультетов крупнейших вузов России получают ощутимо больше – в диапазоне от 100 до 120 тысяч. Ректоры – от 300 тысяч до миллиона. В то же время педагогические кадры Самары, Пензы, Саратова, других областных городов имеют зарплату в размере около 30 тыс. В Краснодаре еще меньше – от 15000 до 25000 рублей.
Это наглядно демонстрирует разницу в достатке в зависимости от региона и занимаемой должности. Анализируя вышесказанное, можно сделать неутешительный вывод о том, что система оплаты труда преподавательского состава высших учебных заведений в России требует серьезной доработки.
Отдушина
Чтобы не сойти с ума, нам в трудных обстоятельствах нужна какая-то отдушина. К сожалению, довольно распространён вариант с употреблением преподавателями алкоголя. Не стоит здесь говорить о пагубности такого увлечения. Лично у меня увлечением на многие годы стало олимпиадное программирование. Я не только сам им занялся (в 33 года-то!), но и смог привлечь к нему некоторое количество студентов. Благодаря подготовке к участию в олимпиадах я ощутимо повысил свой профессиональный уровень (Кормен и Скиена способствуют), завёл друзей из числа студентов, многие из которых уже выпустились и работают по профессии. А благодаря поездкам на олимпиады я впервые побывал во многих городах России и не только. Правда в последние годы университет стал отказывать в финансировании командировок, и мы вынуждены были сократить программу поездок до минимума, при этом часть поездок оплачивали из своего кармана. Ещё в последние три года я занимался со студентами робототехникой, нам удалось даже достичь в этой области некоторого успеха, несмотря на то что мы не имели специальной подготовки. Но это увлечение оказалось чрезвычайно затратным, и от него пришлось отказаться. В любом случае было очень весело, это была настоящая отдушина. Пожалуй, это единственное приятное воспоминание от работы в вузе.
Но хочу предупредить Вас о следующем. Во-первых, не питайте иллюзий, что Ваше увлечение разделят с Вами многие. Нет, хорошо, если найдётся хотя бы несколько человек! Во-вторых, за Вашу деятельность со студентами Вам не оплатят и аудиторную и методическую нагрузку не снизят. Единственное на что можно попытаться рассчитывать, это, в случае успеха и интереса со стороны начальства, получить от них некоторую степень лояльности и снисхождения к Вашим немощам… Не забывайте также про невосполнимый и дорогой ресурс: про Ваше время.
Заключение
Преподавание это всего лишь работа. Если Вы молоды, но Вас удалось заманить в вуз преподавать, то я Вам советую прислушаться к своему сердцу: то ли это о чём Вы мечтали? Не иллюзорны ли Ваши цели? Подходит ли Вам эта работа? Не занимаетесь ли Вы самообманом? Может Вам больше нравится работать в реальном секторе экономики? Писать программы, разрабатывать станки, продавать автомобили? Если да, то смело уходите, даже бегите из вуза. Это не то, что Вам нужно. Ваша стезя иная. И ни в коем случае не испытывайте чувство вины. Это всего лишь работа.
И напоследок: если всё, что я написал здесь не про Вас и Ваш вуз, то я искренне рад за Вас и Ваш вуз! Полагаю, что несколько таких по России наберётся. Было бы интересно о них узнать из Ваших комментариев.