Корпоративное обучение персонала: как это работает

Как правильно выбрать курсы

Ассортимент предложений сегодня стал просто феноменальным. Поэтому, выбор должен быть рациональным и продуманным:

  • Выбирайте те программы, которые импонируют вашим потребностям. То есть, изначально проанализируйте работу производства или же компании, осуществите процесс определения основных направлений развития, после чего, основываясь на полученной информации постарайтесь выбрать те курсы, которые импонируют поставленным задачам и целям;
  • Непременно изучите все блоки программ, чтобы убедиться в том, что перед вами современный вариант обучения, а не устаревшая система образования. Таким образом, вы сможете исключить лишние расходы средств в обучение, которое не будет эффективным;
  • Помните о том, что самое главное в данном процессе, чтобы работник получил не диплом, а именно знания, поэтому, выбирайте те компании, которые имеют лицензию, аттестацию, а также имеют массу благодарных отзывов своих учеников;
  • Старайтесь останавливать свой выбор на удаленных программах, так как они позволяют работникам самосовершенствоваться без необходимости оформления отпуска. То есть, процесс обучения происходит без отрыва от производства.

Чтобы правильно подобрать программу нужно изучить те вопросы, которые она рассматривает, а также оценить те материалы, которые будут предложены работнику на изучение. Также есть возможность в дальнейшем подписать договор сотрудничества с обучающими центрами. Посредством такого договора вы можете организовать процесс систематического повышения квалификации различных сотрудников на производстве или же в фирме, а также сможете минимизировать расход финансовых средств. Так как наличие договора может стать причиной формирования существенных скидок на обучающие программы.

Сотрудники, которые хотят стать более востребованными и получить дополнительные элементы развития в дальнейшем, могут воспользоваться преимуществом самостоятельного обучения за собственные средства.

Советы

Чтобы обучающий процесс был эффективным, а выбранная компания оказалась профессиональной, следуйте следующим рекомендациям.

Совет 1: Воздействуйте на несколько каналов восприятия информации. Другими словами, следите, чтобы тренер или коуч не просто говорили, но и показывали. Исследования доказали, что использование визуального ряда, презентаций, видеороликов помогают лучше усвоить и запомнить материал.

Совет 2: Тщательно выбирайте компанию по оказанию образовательных услуг

Изучите отзывы, поспрашивайте знакомых-руководителей об их опыте обучения персонала, спросите контактные данные фирм, обращайте внимание на опыт и на список компаний, работающих с ними на постоянной основе. Большим плюсом будут успешные кейсы с известными лидерами рынка в своей сфере, это говорит о качестве работы

Совет 3: Лично ознакомьтесь с материалом и тренером. Изучите подготовленную программу, внесите коррективы, если требуется. Познакомьтесь с тренером, проводящим обучение. Оцените его ораторские умения, дикцию, харизму

Важно, чтобы он умел кратко и ясно донести мысль

Совет 4: Заключите договор и не забудьте уточнить все нюансы работы. Опишите сроки, цели, задачи, формат обучения. Четко пропишите время занятий, стоимость и способ оплаты, вид выдаваемого документа, подтверждающего прохождения образовательного курса.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Организация обучающего процесса

Чтобы повысить эффективность бизнеса и организоваться
обучение сотрудников, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Определите цели и задачи обучения. Решите, каких результатов вы хотите добиться: улучшить качество работы, повысить мотивацию персонала, подготовить работников к новым обязанностям.
Выберите форму, разновидность и методику обучения. Выше вы ознакомились со всеми форматами обучения персонала. Исходя их поставленной цели, выберите наиболее оптимальный вариант обучающего процесса.
Теперь пришло время искать курсы и компании, проводящие обучение. Ищем в интернете лучшие компании, специализирующие на обучении в вашем секторе.
Ведем переговоры с ними, подбираем тренеров, разрабатываем стратегию обучения

на этом важно четко обозначить ранее подготовленную цель, расписать свои пожелания, ожидания.
Когда программа обучения будет готова, внимательно с ней ознакомьтесь. если необходимо, внесите правки, попросите изменить

Выберите место проведения. Либо у себя в офисе, либо на территории обучающей компании.
Проводим обучение персонала, следим за вовлеченностью и реакцией сотрудников, собираем рецензии.
Оцениваем результаты пройденного материала по производительности и эффективности персонала.

Оценка эффективности системы обучения персонала

Основная цель, которую преследует система бизнес-обучения персонала, – это конечный результат. Определение, универсальное для всех. Каждый руководитель ожидает, что он не зря оплачивал учебу. Как же понять, что инвестиции дают свои плоды?

  • Улучшилась торговля. Если раньше продавцы вытягивали только половину плана, то теперь процент продаж значительно возрос. Причина этого – успешное внедрение в работу новых знаний и приемов. Все просто.
  • Довольных покупателей стало намного больше. Не исключается, что их количество сразу не возрастет, зато появятся другие «теплые звоночки». Участятся положительные отзывы о качестве работы коллектива и хорошем сервисе. Это говорит о том, что персонал стал более лояльным к посетителям благодаря учебе. Или айтишник после курса стал делать эффективные landing page для каждого отдельного продукта. При этом сам одностраничник особенных продаж не даст, зато он приведет заказчиков на сайт. Поэтому следите за статистикой: если вырос трафик, значит, учеба не проходит зря.
  • Повысилась производительность труда. Система непрерывного обучения персонала всегда дает свои плоды. Если раньше менеджеры ежедневно оформляли по 10 заказов, то сейчас – в 2 раза больше. Почему? Ваша команда внедряет в практику тайм-менеджмент и больше не гоняет бесконечные чаи.

Или такая ситуация: возможно, план продаж задерживал медлительный сотрудник, не успевающий за остальными. А после обучения он стал порасторопнее, работает быстрее и стремится в передовики.

Оптимизировалась подготовка новичков. Раньше нового стажера вел наставник, который обучал его премудростям продаж. Все это отнимало время. Если краткая инструкция о тонкостях торговли помогает начинающим освоиться быстрее, значит, обучение прошло не зря.

Но может быть наоборот: в личном общении с наставником дела идут быстрее, поскольку после курса новичок ежеминутно задает вопросы, чем отвлекает от работы остальных. Тогда наставничество будет лучшим вариантом.

  • Улучшился моральный климат в коллективе, который стал сплоченным. Это часто происходит по итогам групповых занятий в игровом формате и получения навыков слаженных действий. Совместные мероприятия всегда сближают, что и являлось целью руководства.
  • Слушатели курсов не получили новых навыков. Когда коуч говорит неинтересно и ничему конкретному не учит коллектив, какую пользу люди будут извлекать из этих знаний? Выходит, ваши деньги выброшены зря.

Профессиональная подготовка

Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.

Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования

Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося

Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.

По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.

Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.

Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Основные цели переподготовки и курсов повышения квалификации

Прежде, чем начинать свои поиски курсов нужно определить, для чего они вам нужны. То есть, изначально определяется цель, после чего делается выбор курсов. Постановка правильной цели позволяет грамотно подойти к вопросу выбора курсов, которые смогли бы всецело помочь именно вам в конкретной ситуации.

Цель 1. Повышение производительности

Многие предприниматели понимают, что производительность труда – самый важный параметр развития бизнеса в целом. При этом нужно формировать такую структуру, которая бы предполагала повышение уровня производительности не только одного работника, но и всей фирмы в целом. Поэтому, нередко инициатива о переподготовке и посещении курсов повышения квалификации исходит именно от работодателя, который осуществляет оплату данных курсов, чтобы повысить уровень производительности своего персонала. Вполне очевидно, что каждый год на свет появляются новые методики, технологии, оборудование и пр., что активно может использоваться конкурентами. Чтобы внедрять такие инновации на собственном производстве или же в собственной компании, нужно иметь специалистов, которые имеют нужный уровень умений и навыков. Не всегда рационально привлекать специалистов со стороны, поэтому, самым выгодным вариантом в такой ситуации станет именно переподготовка, которая сможет в дальнейшем стать основой развития предприятия в целом.

Практика показывает, что чем выше квалификация сотрудников, тем более высокими становятся параметры производительности труда. А это в свою очередь свидетельствует о том, что курсы профессиональной подготовки и повышения уровня квалификации – это именно то, что нужно.

Цель 2: Снижение текучки кадров

Нередко бывает так, что на предприятии, где в принципе созданы все необходимые условия, текучка кадров достаточно значительна. Многие специалисты уверены в том, что элементом своеобразной мотивации могут стать курсы повышения квалификации, которые позволят всем работникам подстраиваться в дальнейшем под особенности работы предприятия.

Цель 3: Развитие персонала

Современные реалии говорят о том, что персонал – основа развития бизнеса и основа результативности деятельности всей компании. Поэтому, развитие персонала выступает основным элементом активного развития фирмы в целом. Нередко крупные организации заключают договора с учебными центрами, чтобы периодически усовершенствовать умения и навыки своих работников. Это позволяет в значительной степени повышать уровень конкурентоспособности и уверенно противостоять всевозможным негативным проявлениям в бизнесе.

Цель 4: Внедрение инноваций

Наверное, в настоящий момент именно данная цель является самой актуальной и значимой. Внедрение инноваций на производстве может существенно снизить уровень инвестиций в процесс развития бизнеса, кроме всего прочего, именно посредством таких внедрений могут возникать новые преимущества и перспективы экономии времени на выполнение поставленных задач.

Чтобы соответствовать течению времени, и чтобы получить перспективы активного развития на основании различных новых разработок, непременно их нужно использовать в своем бизнесе. Но, не следует забывать о том, что потребуются еще и сотрудники, которые смогут использовать инновации на практике. Если ваши специалисты работают уверенно и грамотно, но не обладают необходимым уровнем умений и знаний для применения инновационных методик, технологий и оборудования, именно курсы повышения квалификации станут вашим основным помощником в данном вопросе.

Цели и задачи повышения квалификации

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с ростом требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Побудительными причинами повышения квалификации могут быть: стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты.

Значение повышения квалификации персонала для организации:

  • повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиями рынка. Таким образом, повышается ценность человеческих ресурсов находящихся в ее распоряжении;
  • позволяет организации более успешно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества и производительности труда, снижение травматизма, сокращение издержек и снижение себестоимости, а также успешно справляться с введением новых направлений деятельности организации;
  • повышение приверженности персонала к организации, снижение текучести кадров.

Значение повышения квалификации для работника:

  • рост квалификации, компетентности;
  • более высокая удовлетворенность своей работой;
  • расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне компании;
  • рост самооценки.

Задачи работы в сфере обучения персонала должны соотноситься с целями организации.

Среди основных задач повышения квалификации можно выделить следующие:

  1. Достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала.
  2. Приобретение слушателями знаний и навыков, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации.
  3. Повышение уровня трудовой мотивации персонала.
  4. Повышение приверженности работников к своей организации и развитие взаимопонимания между персоналом и руководством.
  5. Формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию, цели организации и сложившуюся в компании культуру труда.

Задачи обучения могут существенно варьироваться в зависимости от таких переменных, как:

  • интересы организации;
  • выбранная организацией бизнес-стратегия;
  • содержание профессиональной деятельности слушателей;
  • демографические или квалификационные характеристики персонала;
  • финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала.

Как организовать обучение персонала — пошаговая инструкция

Если вы не профессионал в сфере обучения персонала или вам не приходилось выступать в роли организатора обучающих программ, то моя пошаговая инструкция будет для вас полезна.

Читайте и применяйте на практике.

Шаг 1. Определяем цель проведения обучения

Перво-наперво необходимо определить цель предполагаемого обучения.

Решите, что вам нужно:

  • повышение качества и производительности труда сотрудников;
  • создание кадрового резерва;
  • развитие персонала;
  • подготовка персонала для нового направления деятельности предприятия;
  • повышение мотивации труда персонала.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат обучения

Часто формат обучения напрямую влияет на его эффективность. Как правильно выбрать его?

Если у вас большая компания, ее подразделения разбросаны по всей стране, и ваши сотрудники хорошо владеют компьютером, выбирайте дистанционную форму обучения.

Если компания небольшая, то возможно, более приемлемая форма — обучение с инструктором. Прямой контакт способствует лучшей усвояемости материала.

Сделайте правильный выбор, и тогда обучение будет не только полезным, но и приятным.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы

В компаниях, где есть собственные учебные центры, как правило, разрабатываются свои обучающие программы.

Такие программы в полной мере отвечают потребностям фирмы. Но только в том случае, если они сделаны профессионально. Иначе лучше подобрать курсы, предлагаемые специализированными разработчиками.

Шаг 4. Находим и подготавливаем обучающих тренеров

Обучение персонала проводят как штатные тренеры, так и приглашенные. Если в фирме имеются свои наставники, способные обучать, не забывайте проверять их уровень подготовки, регулярно отправляйте на повышение квалификации. Ведь они такие же сотрудники, и им также важна актуальность имеющихся знаний!

Достаточно распространен вариант обучения с приглашенными тренерами. Тщательно отбирайте таких специалистов: собирайте отзывы, запрашивайте документацию, подтверждающую уровень их профессионализма, проверяйте лицензии.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия

Проанализируйте и утвердите график обучения и его программу. Создайте условия для его прохождения.

Некоторые компании проводят курсы по выходным дням. Затем компенсируют эти дни, присоединяя их к очередному отпуску.

Обучая сотрудников, не устраняйтесь от контроля этого процесса. Зная, что вы держите «руку на пульсе», сотрудники будут более ответственны, да и тренеры не расслабятся.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал

Закрепление пройденного материала проводите с помощью ситуационных задач. Такой способ позволит выявить пробелы в обучении и вовремя их скорректировать.

Лучший способ проверить знания — тестирование: ответы жестко фиксируются, любое несогласие с результатами легко опровергнуть.

Шаг 7. Анализируем результаты обучения и подводим итоги

Любое обучение заканчивается подведением итогов. Рекомендую всем, прошедшим обучение, предложить заполнить анкету, которая определит уровень удовлетворенности персонала пройденным курсом, узнать потребности в дальнейшем обучении, выявит «узкие» места курса.

По результатам производятся кадровые перестановки, меняется оплаты труда, некоторые из сотрудников зачисляются кадровый резерв и т.п.

Только в этом случае работники будут мотивированы к дальнейшему обучению и повышению своей квалификации.

Методики

Итак, чем быстрее принятый на работу человек адаптируется к новой рабочей среде и корпоративной этике, тем быстрее он продемонстрирует ожидаемые от него результаты. Помимо традиционной практики наставничества, для этой цели все чаще используются электронные методы (презентации, пособия, корпоративные соцсети). После успешного прохождения адаптации для развития сотрудников компании основным становится поддержание их мотивации, а также совершенствование их профессиональных, коммуникативных, управленческих и прочих специфических навыков. Формы обучения персонала в организации следующие.

  1. На рабочем месте посредством следующих методов:
    • ротация;
    • делегирование;
    • метод усложняющихся заданий;
    • работа в проектных группах.
  2. Вне рабочего места с помощью таких методов:
    • лекции;
    • деловые игры;
    • семинары;
    • моделирование;
    • самостоятельная подготовка;
    • тренинги.

Указанные методы не только работают на развитие тех или иных навыков, но и укрепляют лояльность сотрудников к компании за счет предоставления возможности профессионального роста.

Атрибуты хорошей обучающей программы

Действенная образовательная программа должна отвечать нескольким требованиям, описанным ниже:

Требование 1: Актуальность. Информация, техники, способы решения проблем должны быть действенными в настоящий момент. Давать знания прошлых веков не эффективно и бесполезно. Предлагать методики, действующие за рубежом, тоже не всегда работает, так как в России своя специфика работы и надо это учитывать.
Требование 2: Вовлеченность сотрудников

Важно, чтобы во время обучающего процесса сотрудники активно участвовали и не отвлекались. Если им будет скучно и информация не будет нести пользы, то они автоматически начнут отвлекаться или общаться между собой

Необходимо проследить за тем, чтобы был интерактив во время обучения.
Требование 3: Мотивация. Помимо полезной информации, тренер во время обучения должен суметь замотивировать сотрудников ее применять, ставить цели, профессионально расти. Это очень важно, потому что эффективность и производительность труда держится не только на умениях, но и на желании их применять.
Требование 4: Повторение. Необходимо не только давать залпом полезные знания, но и во время обучающей программы регулярно повторять ключевые мысли и выводы, чтобы это отложилось в голове у слушателей. Следите, чтобы в подготовленном материале это было. Обычно данный этап обсуждается, когда готовую программу показывают руководителю перед утверждением.
Требование 5: Обратная связь. Важно, чтобы во время и после обучения сотрудники давали обратную связь. Участие в учебном процессе показывает заинтересованность в развитии и подготовленном материале, а отдача после обучения персонала, рецензии по программе помогут сделать следующий раз лучше.

Что такое повышение квалификации?

Ниже приведены наиболее популярные трактовки термина «повышение квалификации».

Повышение квалификации (skills training) — это обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Повышение квалификации — это вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям. Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.

Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются:

  • производственно-экономические курсы;
  • курсы целевого назначения;
  • школы передовых приемов и методов труда;
  • курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Повышение квалификации не следует путать с профессиональной переподготовкой, которая представляет собой отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленного на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Профессиональная переподготовка организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.

Подготовка и повышение квалификации кадров за рубежом

К подготовке и повышению квалификации в ведущих корпорациях развитых стран подходят комплексно. В американских фирмах перспективное и текущее планирование в этой области осуществляется в виде программ управления карьерой руководителей. В таких программах отражается в основном следующее:

  • конкретный и детализированный учет руководящих должностей, которые в будущем окажутся вакантными;
  • обеспечение у работников стимулов к повышению эффективности труда с помощью гибкой системы оплаты и премирования за результаты работы и перспективы продвижения в должности;
  • индивидуальное планирование карьеры каждого руководителя, специалиста и служащего, состоящего в резерве на выдвижение, с учетом возможностей фирмы и деловых качеств претендента.

Схемы возможных должностных повышений сотрудников с учетом ожидаемых вакансий составляют, как правило, на пять лет.

В программах промышленные фирмы широко планируют горизонтальные перемещения руководителей (ротация) из одного подразделения в другое, а также из одного филиала в другой, находящийся в другом регионе, но относящийся к этой фирме.

Ротация является главным методом подготовки управляющих широкого профиля. Японские фирмы увольняют работников по достижении 60 лет. Если целесообразно оставить работника, то он начинает карьеру как бы сначала, теряя при этом в оплате.

Оплата в Японии строится по тройной шкале:

  1. результат труда;
  2. стаж работы;
  3. занимаемая должность.

В США специалистов по управлению выпускают более тысячи учебных заведений, им присваивается степень магистра деловой администрации. Школы делового администрирования разрабатывают учебные программы на основе конкретных заказов фирм-клиентов. Частные компании тратят на переподготовку до 1/3 своих бюджетов.

В последнее время повышаются требования к экономическим знаниям руководителей, обладающих газовой инженерной подготовкой.

Неотъемлемой частью активизации работы управленческого персонала является совершенствование материального стимулирования, причем стимулирование связывают с показателями максимальной прибыли. Этот показатель отражает конечный результат работы руководителей, с уровнем которого организуется их премирование. Премии составляют часть дохода — от 35 до 10%

Особое внимание уделяется стимулированию управленческих подразделений по разработке и освоению новой продукции

Американские фирмы большое внимание уделяют моральным стимулам, нацеливая на создание в коллективах заинтересованности в работе и поддержку инициативных работников, склонных к постоянному поиску и экспериментированию. Таким работникам предоставляют значительную самостоятельность и возможность получить общественное признание в качестве талантливого инженера-изобретателя или предприимчивого бизнесмена

В Германии подготовка и повышение квалификации управленческого персонала осуществляются через академии и курсы по следующим четырем направлениям:

  1. подготовка управляющих высшего звена, владельцев организаций, членов правлений (советов);
  2. подготовка высшего административного персонала, директоров, управляющих филиалов;
  3. подготовка среднего административного состава, руководителей отделов, групп и старших мастеров;
  4. подготовка управляющих низшего звена, мастеров участков, заведующих бюро и т. д.

В отличие от американской системы повышения квалификации в Германии на первое место ставится программа. Методика преподавания предусматривает чтение лекций с иллюстрацией их плакатами, проведение практических занятий и семинаров.

Французская система повышения квалификации и подготовки кадров не имеет централизованных программ. Для работы по повышению квалификации приглашаются лица, занимающие в организациях и учреждениях ответственные и руководящие должности, и крупные представители делового мира. Это приводит к тому, что там учебный процесс по своему характеру поверхностный и шаблонный.

Таким образом, в мире нет единой системы подготовки и повышения квалификации кадров. Каждая страна использует свой опыт, который сложился в ней и дает определенный результат.

показать содержание

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. Метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, копируя их. Чем точнее он повторяет, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего дают какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: