«русак», «шерп» и «шаман»

История создания

Но прежде чем приступить к описанию основных технических характеристик новинки, стоит посвятить несколько строк истории создания и воплощения в реальность этого проекта, ведь представленный восьмиколесный вездеход-амфибия является далеко не первым на счету конструкторов.

«Русак-3992» с грузоподъемностью в 800 кг оказался на редкость успешным проектом, продемонстрировавшим целесообразность внедрения всех инновационных технологий. В итоге с небольшим промежутком был выпущен новый вездеход серии, теперь уже 3993-й, авторами которого стали лучшие специалисты Нижегородского ГТУ имени Алексеева и дочернего предприятия Группы КОМ, Завода механических трансмиссий.

Позже все эти разработки были использованы в шестилетней государственной целевой программе 2014-2020 года, в рамках которой создавались оптимальные транспортные решения для работы в суровых условиях Крайнего Севера.

Углубляясь в вопрос, стоит отметить, что только в арктической засушливой зоне, относящейся к Российской Федерации, общая площадь которой составляет целых 4,4 миллиона квадратных километров, проживает более 2 миллионов человек, тогда как четверть граждан из примыкающих к ним зон лишены нормального транспортного сообщения и привычного для населенных пунктов асфальтного покрытия.

Не последнюю роль в этом вопросе играют климатические условия, поэтому немудрено, что для полноценной жизни местным жителям просто необходим специальный транспорт, который позволит им беспрепятственно добираться в школы, больницы и на работу вне зависимости от погоды, даже если речь идет об экстремальных ситуациях, не являющихся редкостью для северных регионов.

Решили разработчики отказаться и от роторно-винтовых двигателей, ссылаясь на сложность в их управлении, ремонте и обслуживании. Такая же участь постигла и аппараты шагающего типа. Именно так родилась идея создания амфибии с колесной формулой 8×8 и повышенной до 1,5-2,5 тонны грузоподъемностью.

Российский «Каньон»

Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон». Глухо проходили сообщения об АПЛ «Хабаровск» — штатном носителе «Посейдонов». О характеристиках этой подлодки почти ничего не известно.

Соцсети
АПЛ проекта 09852 (в центре) — самая большая из когда-либо построенных в России. Однако её водоизмещение уступает аналогичному параметру лодок проекта 941 «Акулы». В нижней части изображения — атомная станция АС-12 «Лошарик».

О создании самого подводного аппарата «Посейдон» впервые сообщил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. Такие беспилотники, сказал он тогда, могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами. Это позволит им поражать широкий спектр целей: авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Беспилотник получил неограниченную дальность хода. Глубина, на которую он может погружаться, более километра.

В американских СМИ со ссылкой на информацию Пентагона прошло сообщение о создании Россией беспилотной подлодки, способной нести мощный ядерный боезаряд. Главной целью подводного дрона, утверждали аналитики, должны стать базы американских субмарин и важные объекты на океанском побережье.

Разработка получила от американских военных кодовое наименование Kanyon («Каньон»). Под ним подразумевалась ударная беспилотная подводная лодка с термоядерным боеприпасом мощностью в несколько десятков мегатонн. Она способна скрытно и очень быстро перемещаться на большие расстояния.

Поводом к разного рода суждениям стал репортаж на российском телевидении о совещании по развитию ОПК в ноябре 2015 года. В совещании участвовал президент Путин. В видео «случайно» попали документы о системе «Статус-6» — подводном дроне «мегатонного класса». Примерно через полгода представитель «Объединённой судостроительной компании»  подтвердил участие в разработке беспилотного подводного робота, способного нанести неприемлемый ущерб территории США. Это было частью возможного асимметричного ответа России.

Соцсети
В конце 1950-х предполагалось «смыть» восточное побережье США подводным ядерным зарядом.

Для ясности: «Статус-6» и морской беспилотник «Посейдон» — единая разработка. Дрон может погружаться на глубины более километра и передвигаться на расстояние примерно 10 000 км со скоростью около 130-200 км/ч. Он «умеет» поражать цели в любой точке Мирового океана и на его побережье. Посейдон способен быть носителем морского вооружения или, главное, самому стать скоростной торпедой.

Машины для северных широт

К вездеходам, предназначенным для условий Арктики и Крайнего Севера, предъявляются особые требования. Сама местность в этих регионах чрезвычайно сложная: заболоченные участки перемежаются открытой водой и холмистой местностью, заросшей деревьями. Здесь никогда не было дорог и вряд ли они когда-то появятся, поэтому можно уповать только на надёжную и мощную технику с большими колёсами. Всё это вместе со сложными погодными условиями заставляет инженеров совершать чудеса во время создания уникальной техники, которую большая часть людей не увидит даже на фотографиях. К ним относится и семейство снегоболотоходов «Русак».

Rusak-3994

Арктические вездеходы создаются группой промышленных предприятий «Русак», принадлежащих Камскому машиностроительному кластеру. Их изначально разрабатывали для работы в экстремальных условиях, чтобы те могли служить базой для работников, занимающихся разными видами деятельности.

Основу «Русака» составляет прочная пространственная рама, выполненная из высоколегированного трубного проката. Она может выдерживать огромные нагрузки, возникающие во время движения по экстремальному бездорожью. Рама была изготовлена собственными силами, точно также, как раздаточная 2-ступенчатая коробка и главные передачи. Большая часть кузова выполнена из алюминиевых панелей, остальные – из стеклопластика. Внутренняя часть тоже стеклопластиковая, а между наружной и внутренней обшивками находится 4-сантиметровый слой минеральной теплоизоляции.

Вездеход изготовлен в нескольких исполнениях, различающихся как конструкционно, так и силовой установкой. В модели Rusak-39941 установлен дизельный двигатель Cummins объёмом 2,8 литра и мощностью 150 лошадиных сил, работающий с механической пятиступенчатой коробкой передач.

В другой модели Rusak-3994 установлена гибридная силовая установка суммарной мощностью 204 лошадиные силы. Она состоит из двух бензиновых 3-цилиндровых двигателей внутреннего сгорания объёмом 1,2 литра. Каждый из них работает с собственным электрогенератором и электродвигателем. Буфером между ними является аккумуляторная литий-ионная батарея. Двигатели работают не постоянно, лишь во время зарядки аккумуляторов, а после восстановления заряда выключаются. Первый двигатель находится под капотом, второй – в задней части кузова. В гибридной модификации задняя дверь выполняет функции люка для доступа в багажный и двигательный отсеки.

Между модификациями также имеются и другие отличия, например, в более ранней «РУСАК-3993» установлена двухрядная кабина от IVECO Daily и бортовая платформа, а в Rusak-3994 кабина, как и кузов, полностью оригинальные и представляют собой огромный однообъёмник. Для того, чтобы попасть внутрь, все пользуются средней дверью и специальной лестницей.

Особого внимания заслуживает ходовая часть. Подвеска в Rusak-3994 полностью независимая, таким образом удалось добиться высокой скорости на пересечённой местности и отличных внедорожных качеств. Комплектуется он восьмью колёсами низкого давления 1650х700-635 от «ТРЭКОЛ», что позволяет ему передвигаться практически по любой местности. Дополнительно установлен водомётный двигатель, поэтому «Русак» может плавать и по открытой воде. На ровной дороге он передвигается со скоростью до 60 км/ч, а на воде – до 10 км/ч.

Оснащение кабины переставили с «Газели Некст», при этом подогнав все элементы практически идеально друг к другу. Приборная панель в основном сохранилась та же, только немного изменилось взаимное расположение кнопок управления.

Цена вездехода сильно зависит от исполнения и оснащения. Rusak-39941 стоит от 7,7 миллиона рублей, а гибридный Rusak-3994 – ближе к 9 миллионам.

Для поездок по местности, где о дорогах никогда не слышали, создаются машины исключительно высокой проходимости.

«Косатка» и «Змееголов»

В конце апреля этого года в США был спущен на воду первый опытный автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) Orca («Косатка») XLUUV. Разработана новинка компаниями Boeing и Huntington Ingalls Industries. В этом году достроят ещё четыре изделия, чтобы провести на них полные испытания. От прототипов ждут подтверждения расчётных характеристик.

topwar.ru
Orca («Косатка») XLUUV.

Разработка «Косатки» велась с 2017 года. Проект был завершён недавно, началось строительство техники. Сначала аппарат научат устанавливать морские мины, затем определят возможности выполнять иные задачи. Под иными подразумевается, видимо, перенесение ядерного заряда. Если Orca XLUUV пойдёт в серию, в будущем ВМС США планируют создать целый флот из АНПА, чтобы решать задачи в разных районах Мирового океана.

Orca XLUUV — это малая дизель-электрическая подлодка в корпусе обтекаемой формы со скруглённой носовой частью. У лодки автономная система управления. Система отвечает за вождение аппарата по маршруту, взаимодействует с оператором и другими АНПА. Движитель лодки водомётный, запитываемый от дизель-электрической энергоустановки.

Длина «Косатки» 26 м, в поперечнике около 3 м, водоизмещение — 80 т, максимальная скорость хода — 6-8 узлов. Автономность несколько месяцев, на одной заправке горючим и с многократными подзарядками батарей дальность плавания достигнет 6500 морских миль.

Применение целевой нагрузки обеспечено программными модулями. Специальное оборудование размещается в десятиметровом отсеке с грузоподъёмностью 8 тонн. АНПА сможет нести гидроакустические станции, радиотехнические средства, включая РЛС и системы РЭБ, иные приборы. Изучается и возможность размещения вооружений, в частности, морских мин, торпед.

Продолжаются в США и работы по перспективному проекту АНПА Snakehead («Змееголов»). Первый опытный образец подводных аппаратов большого водоизмещения LDUUV в начале февраля этого года вышел на испытания.

topwar.ru
АНПА Snakehead («Змееголов»).

Автономный аппарат Snakehead создаётся как многоцелевая подводная платформа, способная нести разнообразные нагрузки. Может базироваться на разных носителях, оказывать поддержку подлодкам или флоту в целом.

Изделие Snakehead построено в цилиндрическом корпусе. Длина несколько метров, диаметр около 1,5 м. Аппарат полностью электрический. Источник энергии — литий-ионные батареи большой ёмкости.

Snakehead имеет автономный комплекс управления, навигации и связи. Аппарат предлагается оснащать гидроакустическими средствами для разведки, набором средств для противоминной борьбы, радиотехническими средствами для разведки или подавления.

АНПА будут использовать для разведки и освещения обстановки. Это, конечно, снизит риски для подлодки-носителя. Проект Snakehead в состоянии использовать сменные полезные нагрузки в модульном исполнении.

О сроках испытаний этих двух новинок, пуска в серию говорится туманно. В любом случае догонять Россию с её «Посейдоном» придётся не менее десятка лет. 

«Шаман» – ответ суровой природе

drom.ru

Тайга, тундра, пустыня, лютый мороз, проливной дождь – «Шаману» без разницы. Эта машина может отправиться в полноценную экспедицию куда угодно на тысячи километров. Ведь потенциал у нее огромен. Длина – 6,3 метра, высота – 2,7, колес – 8, подвеска – независимая для каждого из колес, максимальная вместимость кузова – 12 человек.

У вездехода алюминиевая рама-лодка, за счет чего он может спокойно преодолевать водные препятствия. Все 8 колес могут поворачиваться в одну сторону на один и тот же угол – 27 градусов. Таким образом, машина может ехать по диагонали. Это удобно при передвижении по рыхлым грунтам. Отличительная особенность – комфортабельный салон. Можно сказать, что это квартира на колесах. Есть всё, и даже больше: независимый отопитель, удобная и индивидуальная подсветка, кондиционеры, аудиосистема, мягкие сиденья.

13.11.2021

Страшнее, чем удар с орбиты

«Посейдон» — средство глобального удара. Его потенциальное воздействие с моря для США страшнее, чем ракетный удар с космической орбиты. «Посейдон», заверяет разработчик КБ морской техники «Рубин», практически невозможно перехватить. И поясняет причину создания дрона: только агрессивные действия Вашингтона вынудили российское руководство прийти к разработке асимметричного ядерного сдерживания.

wikipedia.org
Самая быстрая американская торпеда Mk 48 (на снимке) не сможет уничтожить «Посейдон».

Военно-морские силы — одно из преимуществ США в стратегическом противостоянии в последние десятилетия, и вот это превосходство теперь сведено к нулю. Во многом виной тому — компактный ядерный двигатель «Посейдона». Противоторпеды ВМС США не могут остановить «Посейдон». Во-первых, торпедам не по зубам скорость свыше 200 км/ч благодаря ядерному двигателю и эффекту кавитации, практически воплощённому, по всем данным, только в России. Скорость самой быстрой американской торпеды Mk 48 не больше 100 км/ч. И она не сможет достать «Посейдон» на «его» глубине.

Во-вторых, противолодочная глубоководная натовская торпеда MU90 IMPACT на максимальной скорости 93 км/ч способна проплыть лишь считанные километры. «Посейдон», к тому же, может лихо маневрировать, ведомый навигатором по карте морского дна. Его рельеф определяется 3D-сонаром, находящемся в аппарате.

Добавим сюда гидроакустическую станцию, обладающую способностью кругового прослушивания. «Посейдон» в районе подводного залегания может находиться сколь угодно долго. Он может активно и результативно вести разведку. 

Неуютно жить на восточном побережье США, не без оснований предполагая, что где-то неподалеку на морском дне притаился этакий аппарат апокалипсиса, таящий в себе заряд колоссальной мощи. Неуютно и руководству США, американским военным. «Надо же что-то делать!» — подбадривают генералов политики. И попытки наверстать далеко ушедшую вперёд Россию предпринимаются. Во всю длительную историю США и СССР-России мы в гонке вооружений, как правило, догоняли. Сегодня картина изменена на противоположную.

Технические характеристики и проходимость

В основе этой уникальной на сегодняшний день машины была использована конструкция модульно-унифицированного типа и абсолютно безопасные в экологическом плане технологии, прошедшие все необходимые этапы тестирования. В качестве силовой дизельной установки, трансмиссии и четырехдверного кузова, рассчитанного на два внутренних ряда и семь человек, разработчиками была задействована продукция компании Iveco Daily.

Нашлось здесь место и для:

  • автономного отопления Webasto, помогающего сохранить тепло даже в самые лютые морозы;
  • встроенной в бампер оптики;
  • эргономичных ступеней, расположенных с обеих сторон кабины, позволяющих попадать в ее грузовое отделение, выполненное в виде своеобразной бортовой платформы со съемной каркасной конструкцией и раскладывающимся тентом.

Для фиксации основных рабочих узлов и агрегатов была задействована надежная рама-лодка с выходящими из нее кенгуринами, защищающими передний и задний бампер.

В качестве трансмиссии была задействована 6-ступенчатая МКПП, которая прошла полный апргейд, в итоге став роботизированной и лишившись педали сцепления, что только упрощает управление этим нестандартным автомобилем в условиях полного бездорожья, а также при езде по снежной каше и в глубоких сугробах.

Распределяющая крутящий момент раздаточная коробка получила две ступени, механизм дифференциальной блокировки, позволяющий преодолевать наиболее сложные участки пути, и автономный отбор мощности, приводящий в действие двигатель интегрированной в заднюю часть вездехода водометной установки.

Скорость следования вездехода будет ограничена, не превысив 50-60 км/ч, что обусловлено использованием шин низкого давления «Авторос», наиболее подходящих для эксплуатации на Севере. Исследования показали, что именно такие колеса способны передвигаться в снежной колее, по насту, каменистому грунту и в болотистой местности, не оказывая на них большого давления.

При этом разместившиеся на борту транспортного средства топливные баки (в количестве двух штук) дают внушительный запас хода, варьирующийся в диапазоне от 650 до 1000 км, тогда как его средний расход окажется довольно внушительным, составив от 22 до 30 литров на каждую пройденную сотню.

Способен автомобиль передвигаться и вброд, пересекая до 150 км по воде с течением до 5 км/ч благодаря своим амфибийным качествам, которые, конечно же, не стоит сравнивать с полноценными лодками. В таких условиях максимальный скоростной режим вездехода не должен превышать 10 км/ч. Габариты автомобиля позволят ему передвигаться не только по самым непроходимым участкам, но и на магистралях общего пользования, легко преодолевая уклоны до 30 градусов.

Ожидается, что практическая реализация проекта позволит задействовать вездеход не только для преодоления сложных участков пути, но и для ликвидации последствий стихийных бедствий и обеспечения связи в условиях чрезвычайных ситуаций.

На сегодняшний день образец успешно прошел все испытания в республике Саха и на Чукотке, продемонстрировав блестящие результаты, а это значит, что его массовое производство начнется уже в наступившем году. При этом колесные модели будут выпускаться в Богородске Нижегородской области, тогда как гусеничные «Русаки» станут производить на заводе в Набережных Челнах (Татарстан).

votes

Рейтинг статьи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: