10 фактов об автомобильных заводах

На заводе Феррари в Маранелло заботятся о микроклимате

Известный автопроизводитель принял решение проводить продвинутую экологическую политику. Так, на заводе появились растения, которые очищают воздух и оздоравливают микроклимат. Кроме того, рабочие получают действенный инструмент релакса в виде зеленых насаждений.

Растения располагаются прямо на полу в цехах. Оазисы в промышленных помещениях создаются путем компоновки деревьев и кустарников, высаженных в горшках разного размера. Сюда может прийти каждый работник, чтобы зарядиться положительной энергетикой от растений. Руководство компании считает, что такое решение помогает создавать безупречные автомобили.

Нечестный закон

Когда колеса приняли, изобретателя «повысили в должности» — до слесаря. 

Невыплату вознаграждения за рационализаторское предложения объяснили тем, что Афанасьев, мол, слесарь, причем другого производства. Хотя на самом деле он занимал тот же кабинет и выполнял ту же работу, что и ранее: пользовался теми же компьютерами, посещал совещания, консультировал молодых специалистов и был основным автором.

Более того в 2015 году премию президента «ГАЗ» за внедрение нового колеса выдали одному из руководителей завода долгое время сопротивлявшемуся этой конструкции. Это было широко разрекламировано – написана статья в газете «Автозаводец», процесс награждения этого специалиста показан по каналам центрального телевидения.

До 2014 года завод выплачивал как Александру Афанасьеву, так и другим авторам некоторые суммы за внедренные изобретения (меньшие, чем полагалось по закону, но авторы были в своем большинстве удовлетворены). 

Все изменилось после 2014 года. По шести полученным Афанасьевым в этот период патентам на изобретения, полезным моделям и промышленному образцу не было выплачено ничего. Не выплачено даже поощрительных вознаграждений! Экономия для «ГАЗа», по расчетам экономистов завода, по этим техническим решениям превысила — 1,5 млрд. руб. (данные на середину 2017 года), прошел еще год – экономия соответственно выросла, но выплаты так и не возобновились. 

Но как же так вышло, что авторов изобретений оставили без выплат? Дело в том, что в 2014 году вышло постановление правительства № 512 «Об утверждении правил выплаты вознаграждений…».  

Оно предлагает выплату авторам вознаграждения в размере средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев, в которых это изобретение было использовано. 

От такого расчета изобретатель отказался, решив искать правду у руководства страны.  С ним солидарны большинство авторов, отказавшиеся от выплат по такому принципу. 

Отечественный конкурент

В России существует полноценный аналог Ford E-Transit – GAZelle e-NN, созданный Горьковским автозаводом (ГАЗ). Он стал первым российским коммерческим электромобилем, а его первые предсерийные образцы сошли с конвейера в конце сентября 2020 г.

GAZelle e-NN

CNews писал, серийное производство GAZelle e-NN должно начаться в 2021 г., притом сразу в нескольких версиях кузова. Первые экземпляры будут комплектоваться китайскими моторами и батареями, но со временем производство этих компонентов будет локализовано.

Как ритейлер OBI перешел с Cisco Webex на Webinar Meetings
Импортозамещение ВКС

Грузоподъемность бортовых версий автомобиля достигает 2,5 тонны. В движение его приводит синхронный электродвигатель на постоянных магнитах с пиковой мощностью 100 кВт (около 136 л.с). Он может развивать крутящий момент до 310 Нм и разгонять автомобиль максимум до 100 км/ч. Емкость АКБ составляет 48 кВтч, и ее хватит на 120 км пробега, однако опционально возможно увеличение дальности хода до 200 км за счет установки дополнительных блоков батареи. В GAZelle e-NN заявлена ускоренная подзарядка – до 80% за 30 минут.

Особые правила для электромобилей

В «Соллерс» считают, что распространение электрических LCV в крупных городах России нуждается в дополнительной поддержке. Представители компании уверены, что таким автомобилям нужно как минимум разрешить ездить по выделенным полосам и бесплатно перемещаться по платным участкам дорог, а также обеспечить им беспрепятственный доступ в центр города. Почему именно власти должны будут пойти на такие уступки, в «Соллерсе» не уточнили.

Как «Тинькофф» проводит встречи и обучает 20 000 сотрудников ежемесячно
Импортозамещение ВКС

Еще одной мерой стимулирования распространения электрических фургонов в российских мегаполисах может стать размещение зарядок на стоянках грузового транспорта на въездах в город и вдоль окружных дорог. В «Соллерсе» также предложили включить электромобили программу «Доступная аренда», предусматривающую льготный операционный лизинг с возможностью увеличения скидки на такие машины с 25% до 35%.

Эти и другие идеи «Соллерса», пишет «Коммерсант», в настоящее время внесены в проект Минэкономики России по развитию в стране электротранспорта.

Электрофургоны не для всех

Электрические легкие коммерческие автомобили (light commercial vehicle, LCV) высоким спросом в России пока не пользуются. В «Соллерсе» считают, что в 2022-2023 гг. электромобили в сегменте LCV , займут долю в пределах всего лишь 1,5%. В то же время в компании уверены, что к 2025% эта доля вырастет до 5%. «Мы уже видим спрос на электромобили со стороны ряда клиентов – сегмента e-commerce и международных компаний, работающих в России, которые используют LCV для внутригородской доставки», – сообщили «Коммерсанту» представители компании.

Ford запланировала выпуск целого ряда модификаций Е-Transit

Но даже после запуска конвейера по массовой сборке Transit на электротяге LCV с такими моторами ждать их появления на всех дорогах России не стоит – до их всероссийского распространения остаются долгие годы. В «Соллерс» уверены, что эти машины найдут свое применение исключительно в местах с наиболее высокой плотностью населения и развитой внутригородской логистикой.

Обзор Ford Е-Transit

По оценке специалистов компании, в ближайшие два года с момента запуска производства Transit на электромоторе эти автомобили будут использоваться сугубо в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани. К 2025 г. в списке могут оказаться некоторые (но далеко не все) города-миллионники – Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и Самара. Также упомянут и Краснодар – в 2018 г. его признали миллионником, однако в 2020 г. численность его населения, по данным Росстата, упала до 933 тыс. человек.

У каждого завода есть трассы для тестовых заездов

Без испытательного полигона автомобильные предприятия не могут считаться полноценными, поэтому практически все производители строят такие трассы. Но некоторые марки используют нестандартные решения. Например, сборочные мощности Koenigsegg разместились в авиационном ангаре. Неподалеку от него расположена взлетно-посадочная полоса, которая используется для тестовых заездов.

На заводе Fiat Lingotto испытательная трасса была построена на крыше. Но в наши дни она больше не используется в производственных целях – необычное сооружение превращено в музей. За небольшую плату каждый желающий может подняться на крышу цеха и посмотреть, где Fiat тестировал новые автомобили.

Уникальное колесо

История эта началась в 2010 году, когда нижегородский новатор предложил изменить колесо для «Газели» в соответствии со своей задумкой. Испытания и расчеты на ЭВМ показали, что новая разработка вдвое лучше прежних колес, однако для внедрения идеи потребовались бы денежные затраты, и о предложении благополучно забыли.

И все бы осталось как есть, если бы в 2013 году не закрыли единственного поставщика стали «У8А» в России – завод «Уральская сталь».

Идея закрыть колесный цех выглядела в глазах нижегородца настоящим преступлением. Совместно с управляющим Юрием Гусевым была организована работа по улучшению высокопрочной отечественной стали со специалистами из «Северстали» и НГТУ им. Алексеева. 

Новая особо прочная сталь потребовала другого подхода. Применить действующую на тот момент технологию и оборудование было невозможно. Немцы, по запросу «ГАЗа», предложили переделать прессы, вложив при этом большие средства. Но на модернизацию прессов ушло бы очень много времени – заводу пришлось бы простаивать.

Тогда Афанасьев предложил новую технологию изготовления дисков колес из высокопрочной стали на оборудовании сорокалетней давности. Качество полученных деталей оказалось очень хорошим. 

Подробнее об электрическом фургоне Ford

Электрический Ford Transit дебютировал на мировом рынке в ноябре 2020 г. и получил название E-Transit. Автомобиль получил батарею на 67 кВтч, заряда которой хватит на 202 километра пути. Международная версия автомобиля получит по три варианта высоты и длины кузова, а также отдельную модификацию с грузовым отеком.

В зависимости от выбранной версии грузоподъемность автомобиля составит от 1470 до 1724 кг. В движение его будет приводить 266-сильный электромотор.

E-Transit получит поддержку быстрой зарядки постоянным током мощностью более 115 кВт. В Ford утверждают, 10 минут на подзарядке автомобилю хватит на 48 километров пробега, а 15 минут – на 72 километра.

Держать Е-Transit на зарядке часами не потребуется

Рекомендованная стоимость автомобиля, по данным портала Electrek, составляет $45 тыс. (3,405 млн руб. по курсу ЦБ на 23 марта 2021 г.). Серийное производство для международного рынка, как и в России, начнется, в 2022 г. и будет осуществляться на заводе Ford в Миссури (США).

Стоимость E-Transit в России пока не установлена. Обычный фургон Ford Transit с дизельным мотором на 125 л.с. при объеме 2,2 литра и расходе от 6,2 до 7,1 литра на 100 километров пути в зависимости от цикла стоит на российском рынке от 2,216 млн руб.

На автомобильных заводах часто происходят несчастные случаи

Рабочие на сборочных предприятиях регулярно теряют здоровье и трудоспособность. Зачастую травмы получают специалисты, задействованные в выполнении сложных операций, где не используется автоматика и механические средства. Также нередки случаи травматизма в среде низкоквалифицированных рабочих.

Компании часто практически не обучают сотрудников перед тем, как допускать к исполнению обязанностей. При этом многие бренды заботятся об оказании первой помощи травмированным сотрудникам. Например, компания Tesla использует сервис Lyft для доставки раненых работников в больницу. Это делается не только для того, чтобы ускорить процесс, но и для экономии на оплате услуг скорой помощи.

Письмо президенту

Патенты на изобретения всегда получают гораздо позже внедрения, что обусловлено приказом завода, по которому подать заявку на изобретение можно только после внедрения предварительно написанного рационализаторского предложения. Должно быть заключение управляющего, далее решение технического совета и так далее.

Все спорные патенты, по которым оплата не произведена, внедрены значительно раньше, чем вышло постановление правительства № 512. Например, новое колесо для «ГАЗели» было предложено еще 2012 году, внедрено в июле 2014 года. А патенты получены только в 2016 году.

К тому же существует приказ № 198 от 15.08.2014, утвержденный президентом «Группы «ГАЗ» В.Н. Сорокиным. Это приказ предлагает выплату вознаграждения за внедренные до 1 октября 2014 года изобретения, осуществлять по законам РФ, то есть за 2014 год следует выплачивать сумму в 15% экономии. Изобретения внедрены ранее, то есть даже по этому приказу должны быть определенные выплаты.

Среди разработок Александра Анатольевича, есть большой проект заводского масштаба, так называемый «Жесткий кузов». В этом проекте, на который также получен патент РФ, изменено более 150 деталей и все узлы кузова «Газели». После внедрения разработки машина стала легче на 40 килограммов, ее прочность резко возросла, а экономический эффект для предприятия составил порядка 65 миллионов рублей в год!            В 2016 году Александр Афанасьев вышел на пенсию. Долгое время он не хотел обращаться в суд, поскольку на заводе ему непрестанно обещали наконец-то расплатиться, да и судиться с предприятием, которому посвятил всю жизнь довольно тяжело.  

В феврале 2018 года накануне выборов президента состоялась встреча с руководством. Обсуждалась сумма выплат. Изобретателю обещали подготовить договор и связаться снова, но так и не связались. На этом железное терпение новатора не выдержало, и сегодня он готовит соответствующие заявления в суд. Александр Афанасьев уверен, что правда на его стороне – это подтвердила и нижегородская прокуратура.

Российско-американский электрофургон

Компания Ford Motors развернет в России серийное производство электромобилей. Электротягу получит фургон Ford Transit – новый мотор было решено устанавливать именно на него потому, что легковые автомобили Ford в России больше не продаются. Все восемь ранее доступных в стране легковых машин компании на сайте Ford теперь имеют пометку о недоступности к заказу в России, а в США у Ford есть, к примеру, полностью электрический кроссовер Ford Mustang Mach-E.

По информации «Коммерсанта», на 23 марта 2021 г. в России не было организовано ни одного массового производства электромобилей. Ford может стать в этом плане первой, если его не опередит Горьковский автозавод (ГАЗ) со своими электрофургонами GAZelle e-NN.

Выпуск Ford Transit на электротяге, пишет издание, начнется в рамках совместного предприятия (СП) «Соллерс Форд» в 2022 г. Сейчас эти фургоны выпускаются с дизельными силовыми агрегатами на заводе в Елабуге (Татарстан), но их сборка прекращена не будет – электромобили будут собираться параллельно со своими дизельными «родственниками».

Электрический Ford Transit

По подсчетам специалистов «Соллерс», версия Ford Transit с электромотором более выгодна в сравнении с дизельной с точки зрения расходов на эксплуатацию. «E-Transit на 40% экономичнее Diesel Transit. Это дает фактическое снижение на 15–20% платежей в операционном лизинге за электротранспорт по сравнению с дизельными машинами в случае низких ставок финансирования (3–5% в Европе)», – рассказали «Коммерсанту в «Соллерс».

В рекордные сроки

В мае – июле 2013 предложенное колесо приняли в работу: провели расчеты и выяснили, что эта конструкция лучше, чем предлагаемые ранее в инженерном центре.

В августе того же года инженерный цех подтвердил выпуск колес нового образца, и что же произошло потом? Александру Афанасьеву предложили должностное понижение – из главных специалистов с соответствующей заработной платой его перевели на должность грузчика второго разряда!

Любой другой человек в этой ситуации уволился бы, но не наш изобретатель. Он просто не мог оставить это дело, решив для себя, что будет работать не ради денег, а ради страны.

Три раза изготавливали опытные партии колес. Проводили, как положено, стендовые испытания. Выяснилось, что их долговечность превышает нормы в три раза!

В сравнение, китайские колеса, которые в то время также рассматривали, как возможную альтернативу, были изготовлены из обычной стали и не прошли испытания на стенде. 

В апреле 2014 года приняли решение провести подготовку за три месяца, иначе пришлось бы заключать контракт с турецким заводом по изготовлению колес. При этом возникли сложности. Большинство конструкторов по штампам сократили. Руководство технологического отдела отказалось проектировать оснастку.

Проектировать колесо пришлось Афанасьеву, как бывшему конструктору. Все эти три месяца он работал без выходных по 10 — 12 часов в день. Все авторы рационализаторского предложения и изобретения трудились слаженно, как одна команда. Особенно заводчане выделяют в своих воспоминаниях вклад в общее дело товарища Красиловского. 

В результате все было спроектировано и изготовлено без единой ошибки. В рекордные сроки минимальным составом специалисты «ГАЗа» смогли выполнить колоссальный объем работ вовремя. 

Когда колеса пошли в работу, за рационализаторское предложение было  выплачено некоторое денежное вознаграждение, но Афанасьеву платить не стали.

Крупнейшее автомобильное производство на планете находится в Вольфсбурге

Крупнейший автомобильный завод в мире расположен в германском городе Вольфсбург и принадлежит концерну Volkswagen. Его площадь составляет 4924 квадратных километров. На нем собирается 3800 автомобилей в день. Это означает, что этот завод при ежедневной работе способен производить около 1 300 000 автомобилей в год.

Предприятие открыто еще в 1945 году, с тех пор производит машины и запчасти. Здесь даже прессуют листовой металл, красят готовые машины и проводят двухчасовые туры в будние дни. Завод действительно не имеет себе равных во всех отношениях, поэтому трудно конкурировать с такой впечатляющей мощью.

Завод не согласен

В «ГАЗе» придерживаются своей точки зрения на события. Вот, что нам ответили по этому вопросу в пресс-службе завода:

«Горьковский автозавод не оспаривает соавторство Александра Афанасьева в разработке в 2014 году конструкции автомобильного колеса, используемого при производстве техники. Завод с большим уважением относится к авторским правам, поощряет личный вклад сотрудников в новые разработки. Размер вознаграждений за использование запатентованных технических решений определяется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. Разногласия между Александром Анатольевичем Афанасьевым и предприятием вызваны различиями в подходе к определению размера экономического эффекта от внедрения запатентованных технических решений и, соответственно, суммы вознаграждения за их использование. Мы открыты к переговорам с автором и готовы искать компромиссное решение. Возможное обращение Александра Анатольевича в суд не является признаком конфликта или ущемления авторских прав – судебные разбирательства являются общепринятой практикой для решения подобных спорных вопросов».

Патентовед Сергей Пушкин таким ответом был немало удивлен.

— Часть сказанного «ГАЗом» соответствует действительности и «судебные разбирательства являются общепринятой практикой для решения подобных спорных вопросов», но при условии, если работодатель не желает вообще платить, ведь патентообладателем за четыре года не предложен ни один расчет вознаграждения и даже нарушен закон о выплате поощрительного вознаграждения за полученный патент. Что мешало «ГАЗу» выплатить это поощрительное вознаграждение? Ведь здесь нет разногласия между сторонами и не может быть, потому что в законе однозначное толкование. Про открытость к переговорам большое сомнение. Кстати, хочется напомнить, два других изобретателя автозаводца пенсионера два года назад судились с «ГАЗом» по поводу невыплаты вознаграждения аж за восемь лет использования своего изобретения, и за которое «ГАЗ» не платил ни копейки. Тогда суд определил вознаграждение, начислил пени за несвоевременную выплату, а «ГАЗ» по суду, хоть через восемь лет, но вынужден был рассчитаться с авторами

 Судом было установлено, что не только не было какого-либо вознаграждения, а даже акт об использовании изобретения был составлен через шесть лет со дня внедрения решения под напором авторов — это наглядно показывает отношение и внимание к изобретателям. Те же изобретатели четыре года назад подавали в суд в связи с неоплатой вознаграждения за другое изобретение

Суд напомнил авторам, что обращаться к нарушителю закона надо своевременно и отказал им в иске в связи со сроком исковой давности. Это ли не наука для всех остальных изобретателей! История может повториться для авторов изобретений, которые работали сообща с Александром Анатольевичем.

Александр Афанасьев хочет добиться правды не только для себя, но и для тех многих изобретателей, которые оказались в схожем положении. Часть из них до сих пор работает на заводе – они побоялись общаться с нами, опасаясь увольнения. Все они надеются, что обнародование этой истории повлияет на политику «ГАЗа», а на чьей стороне правда – установит суд.

Напомним, что нижегородские школьники получили три премии на выставке изобретений в Индонезии.

Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: