Проблемный стартер
Если во время стоянки проблем с зарядом аккумулятора нет, а
во время движения энергия, потраченная при запуске, не восстанавливается, то
проблема может быть как в генераторе, так и в реле регулятора. Вообще,
существует множество причин такого поведения аккумуляторной батареи:
- сильная
амортизация или ослабление приводного ремня генератора; - неисправности
проводки или соединительных коробок; - слабый
контакт реле-регулятора с кузовом; - износ
щеток, повреждение диодного моста, обмоток ротора или статора, порча
предохранителя цепи возбуждения и другие проблемы генератора; - неисправность
реле-регулятора; - неисправность
замка зажигания.
Если аккумулятор сел и не заряжается
Если аккумулятор невозможно зарядить, тому три причины:
- нет заряда от генератора в момент, когда мотор работает;
- испортился, утратил способность к восстановлению аккумулятор;
- не работает зарядная станция.
Если при работающем моторе горит красная лампочка аккумулятора – зарядка не идет по двум причинам – или генератор не работает, или батарея разряжена в ноль. Если генератор неисправен, показания вольтметра неизменны и выходят за 14,6 В. При напряжении на клеммах аккумулятора 11 В батарея считается полностью разряженной. Если аккумулятор не заряжается от станции, это видно по неподвижным стрелкам напряжения и тока на циферблате. Полностью разряженный кальциевый аккумулятор не восстанавливается. Другие можно попытаться реанимировать.
Как запустить двигатель с разряженной АКБ
Если батарея села, а ехать необходимо, можно решить проблему
несколькими способами:
Прикуривание
Чтобы завести мотор прикуриванием, понадобятся специальные
провода. Поэтапно действуем так:
- Подгоняем
машину, от которой будем прикуривать, максимально близко к авто с
разряженным агрегатом. Клеммы одного аккумулятора должны доставать до
клемм другого. - Соединяем
проводами батареи двух машин: плюс с плюсом, минус с минусом. Мы подключили
бортовую сеть одной машины к аккумулятору другой. - Запускаем
двигатель и снимаем провода. Бортовая сеть начинает работать от
генератора-донора, а АКБ нашего автомобиля заряжается.
Ни в коем случае не глушим двигатель до полной зарядки
устройства.
Прикуривание автомобиля
Прикуривание автомобиля
от другого
Прикуривание без проводов
Если проводов для прикуривания под руками нет, можно решить
проблему путем переброски аккумулятора. Используя гаечные ключи, снимаем АКБ с
машины-донора и своего авто. Устанавливаем себе работающий агрегат и заводим
двигатель. После того, как он немного поработает на холостом ходу, меняем
аккумуляторные батареи обратно.
При снятии клемм с прибора машина не заглохнет, поскольку
будет работать от генератора. За это время мы успеваем установить батарею на
работающее авто, и разряженное устройство начнет заряжаться.
Запуск с толкача
Внимание! Завести
машину с автоматической коробкой передач с толкача невозможно!
Это самый простой и распространенный способ завода
автомобиля с севшим аккумулятором. Здесь мы не используем никакие
приспособления и инструменты, но нам понадобится физическая сила парочки
друзей. Но и без них можно обойтись, если машина стоит на горке.
- Садимся
за руль и включаем зажигание. - Включаем
вторую скорость и выжимаем сцепление. - Друзья
толкают машину сзади, и она начинает разгоняться. - При
достаточном разгоне плавно отпускаем сцепление, и начинается запуск
двигателя. - После
того, как мотор завелся, включаем нейтральную передачу и выжимаем тормоз.
Автомобиль заведен, мы можем ехать, работа бортовой сети при
этом осуществляется от генератора.
Общие моменты
Электродвижущая сила отвечает за нормальное прохождение тока по цепочке, дает запрограммированную разность выводных частей источника питания – то есть АКБ. Искомая величина рассчитываться будет как разница потенциалов.
Электродвижущая сила равна расходуемой на перенос заряда между выводами энергии. Значения токовых сил, напряжений связаны друг с другом неразрывным образом. Когда внутри батареи данная сила не возникает, отсутствует ток и на выводящих частях.
Также важно понимать, что при ЭДС вольты есть и без прохождений тока по цепи.
Когда цепные связи размыкаются, ток отсутствует, но в аккумуляторе начинает возбуждаться электродвижущая сила, в зоне выводов появляется движение.
Для измерения обеих величин используются вольты. Электродвижущая общая сила в автоаккумуляторе развивается в результате электрических и химических процессов, протекающих внутри него. ЭДС всегда больше напряжения в аккумуляторе на величину, равную падению внутреннего напряжения.
Для замеров применяются вольтметры с мультиметрами. В аккумуляторе для авто размеры ЭДС будут зависеть от плотности, температурных значений электролита.
В случае роста плотности электролитного вещества растет и показатель тока, ЭДС.
Точных сведений по вопросу того, какое значение для батареи питания идеальное, нет
Специалисты во внимание принимают оптимальные показатели пуска для старта моторного механизма. Если АКБ новый, заряженный, данное значение должно быть 12,6–12,7 вольта. Если напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки выше, это еще не указывает на наличие проблемы
Если напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки выше, это еще не указывает на наличие проблемы.
Например, сразу после зарядки АКБ ее ток при замерах будет выше на 0,5 вольта реального, и при итоговых подсчетах это нужно учитывать. 13,0–13,2 вольта – цифра, которая превышает допустимые значения напряжения, но для некоторых моделей батарей она является нормальной.
Близкие к рекомендованным значениям данные батарея показывает спустя пару часов после зарядки.
Критическим для АКБ считается 12 вольт и менее. Если значение меньше этой цифры, нужна срочная зарядка. Использовать элемент питания на ресурсном пределе нельзя, поскольку в данном случае запустится процесс сульфатации пластин. В будущем от последствий сульфатации избавиться проблематично, и придется покупать новую батарею.
При этом 12,1 вольта достаточно для старта мотора, проблемы возникают на 11,6 вольта и ниже. Это все цифры, о которых нужно знать и учитывать их во время работы. В большинстве случаев значение напряжения заряженного аккумулятора автомобиля находится на отметке в 12,2–12,5 вольта.
Таблица заряда
Чтобы не упустить момент, когда заряд батареи упадет до предельно критического уровня, используйте таблицу заряда АКБ. Если измерить U на клеммах, можно рассчитать общий заряд.
Также в таблице вы найдете значения плотности электролита, температурных значений, при которых он может замерзать зимой. Ознакомиться с основными значениями можно в таблице заряда аккумулятора автомобиля по напряжению.
Выработанный ресурс
По мнению экспертов, на четвертый год эксплуатации емкость
аккумуляторной батареи уменьшается на 30-40 % по сравнению с первоначальным
показателем. Это вызвано физическим износом агрегата.
Полностью АКБ
изнашивается на 5-6 год, с какой бы заботой владелец машины ни эксплуатировал
своего «железного друга» и как бы хорошо его ни обслуживал.
Агрегат с выработанным ресурсом плохо заряжается и часто садится,
его емкость уменьшается, и в итоге любой перепад температуры может привести к
тому, что устройство не выдаст достаточную мощность тока, чтобы запустить
мотор. Если регулярная подзарядка и недопущение глубокого разряда агрегата уже
не помогают, а разряжается аккумулятор в течение нескольких часов, то пытаться
его реанимировать нет смысла – нужно покупать новый.
Причины быстрой разрядки аккумулятора
Ёмкость АКБ подбирается таким образом, чтобы при нормальной работе генератора и потребителей, в среднестатистическом режиме эксплуатации автомобиля, она была всегда заряжена с расчётным запасом.
Энергии должно хватать на пуск двигателя, даже если с этим будут затруднения и на поддержание питания приборов освещения, бортовой электроники и охранной системы достаточно длительное время.
Отказать батарея может в нескольких случаях:
- аккумулятор сильно изношен и располагает небольшой остаточной ёмкостью;
- нарушен энергетический баланс, то есть батарею больше разряжают, чем заряжают;
- имеются неисправности в системе зарядки, это генератор и управляющее реле;
- в бортовой сети появились значительные утечки электроэнергии;
- из-за температурных ограничений АКБ не в состоянии принимать заряд с нужной скоростью.
Проявляется это всегда одинаково, внезапно тускнеют лампы подсветки и наружного освещения, бортовой вольтметр фиксирует понижение напряжения под незначительной нагрузкой, а стартер медленно вращает коленчатый вал или вообще отказывается это делать.
Если старый АКБ
Природа аккумулятора такова, что под действием внешнего зарядного тока и последующего разряда на нагрузку в нём протекают обратимые химические процессы. Образуется соединение свинца с серой, потом с кислородом, такие циклы могут довольно долго повторяться.
Однако если за батареей не ухаживать, допускать глубокие разряды, потерю уровня электролита или нарушать условия хранения, то могут произойти некоторые необратимые реакции. Фактически, будет утеряна часть активной массы на электродах элементов.
Сохранив свои внешние геометрические размеры, АКБ намного уменьшится с точки зрения электрохимии, то есть потеряет электрическую ёмкость.
Эффект тот же, как будто вместо положенных автомобилю 60 Ah установили только 10. Никто такое в здравом уме не сделает, но если долгое время на батарею не обращать внимания, то именно так и получится.
Даже если с батареей обращались строго по инструкции, не допускали глубоких разрядов и проверяли уровень, то время всё равно своё возьмёт. Бюджетные батареи, сделанные по кальциевой технологии, попадают в зону риска уже после трёх лет среднестатистической эксплуатации.
Ёмкость начинает снижаться, аккумулятор может внезапно разрядиться в самой безобидной ситуации.
Достаточно подержать машину несколько дней с включённой сигнализацией – и завести её уже не получится, даже если охрана ни разу не срабатывала. Такую батарею лучше сразу заменить.
Из-за чего разряжается новый аккумулятор
Со старым всё понятно, но когда отказывает в запуске двигателя совершенно новый и заведомо исправный прибор.
Причин может быть несколько:
- на машине совершались короткие поездки с включением потребителей и частыми запусками, батарея постепенно расходовала свой накопленный запас и разрядилась полностью;
- АКБ нормально заряжена, но оксидированные клеммы мешают развить значительный стартерный ток;
- саморазряд вызван загрязнением корпуса батареи снаружи, образовались токопроводящие мостики из солей и грязи, по которым и уходила энергия, от этого не спасёт даже отсоединение батареи на стоянке;
- в генераторе возникли неисправности, не позволяющие ему отдавать расчётную мощность, в результате всё достаётся потребителям, а на зарядку батареи тока уже не хватает;
- на автомобиле установлено дополнительное оборудование со значительным энергопотреблением, штатная система из генератора и аккумулятора на такое не рассчитана, пострадает всегда именно батарея.
Глубокие разряды недопустимы. Обычно на каждом из них безвозвратно теряется несколько процентов ёмкости, в зависимости от технологии изготовления и возраста можно потерять батарею за два-три разряда в ноль.
Более того, если батарея полностью утратила заряд, плотность электролита упадёт до такого низкого значения, что даже начать заряжать от внешнего источника без использования специальных приёмов будет проблематично. Придётся обращаться к грамотному электрику, знакомому с техникой оживления подобных электродов, между которыми фактически плещется уже обычная вода.
1 Основные причины быстрой разрядки АКБ на автомобиле
Каким бы качественным и дорогим ни был аккумулятор вашего авто, в некоторых случаях он может быстро разряжаться и не до конца выполнять свои основных функций. Причин этому может быть несколько:
- Отработанный ресурс. В случае, если АКБ проработал более 3х лет;
- Проблемы с генератором. Отсутствует необходимое питание для батареи;
- Утечка тока в бортовой сети автомобиля.
- Низкие температуры. Зимой аккумулятор разряжается гораздо быстрее.
Следует знать, что средний срок службы качественного и надежного аккумулятора составляет 3-5 лет в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. При длительной или частой эксплуатации емкость аккумулятора заметно падает и проявляется это в быстром разряде батарей, чаще всего происходит разрядка аккумулятора при стоянке, он, как правило, садится за несколько часов, причем если износ достаточно высокий, то садится он «в ноль», то есть полностью теряет свою работоспособность.
Основной причиной, почему иногда быстро разряжается аккумулятор на машине, является химическая сульфатация. Со временем на разнополярных пластинах батареи скапливается определенное количества сульфата свинца. Это уменьшает площадь взаимодействия активных электродов с электролитом, что и приводит к быстрой разрядке. Если акб на вашем автомобиле эксплуатируется в течение 3-5 лет, при этом разрядка происходит периодически, значит, батарея подлежит замене, и никакие манипуляции с ней не помогут. Если батарея работала исправно, а в один из дней она разрядилась, при этом аккумулятор был куплен недавно, то причину можно исправить, но искать ее следует в другом.
Самые распространенные причины поломки аккумулятора автомобиля
Чаще всего автомобильная батарея выходит из строя из-за неправильной зарядки. Большинство водителей бросаются в крайности — перезаряжают или наоборот, разряжают до нуля аккумулятор. В результате нарушается структурная целостность АКБ. Так, в первом случае происходит сильное окисление контактов, а во втором начинает слазить свинцовая паста. Эту проблему можно решить использованием кальциевых аккумуляторов, которые практически не принимают ток на 95% заряда.
Ещё одна причина полной разрядки батареи — забывчивость владельца. Чаще всего она проявляется в незакрытых дверях или оставленном на ночь включенном зажигании. Также поломка аккумулятора может произойти из-за неполадок генератора или растяжки ремня. В таком случае для восстановления работоспособности батареи необходимо полностью зарядить батарею
Обратите внимание: если заряд аккумулятора опустится ниже 2 В, то его практически невозможно будет «воскресить»
Тройку самых распространенных причин поломки АКБ закрывают низкие температуры. Дело в том, что электролит заряженной батареи без труда справится с минусом, но для разряженного аккумулятора такой температурный режим смертелен. В результате нарушается структурная целостность, что негативно скажется на сроке работы АКБ и в конечном итоге приведет к его полному разряду.
Так же о причинах разрядки смотрите на видео:
На заметку
Ежедневные разряды в ноль убивают АКБ. Лучше предупредить болезнь, чем мириться с тем, что аккумулятор быстро теряет заряд при езде на автомобиле. Если и наступит момент интенсивного разряда, полезно выявить его и воздержаться от еще одной прокрутки стартером.
Что делать, чтобы батарея быстро не разряжалась
- Зарядка малым током (порядка 1-2 А) предотвращает начальную сульфатацию пластин. Подключайте зарядник один раз в месяц на ночь и обычный аккумулятор отслужит 5-6 лет без проблем, а батарея AGM или EFB – и того больше.
- Ознакомьтесь с тем, как правильно хранить батарею в гаражных условиях и дома. При стоянке на морозе более суток снимайте источник питания и заносите в теплое помещение (не более +25°C).
- Регулярно чистите клеммы на автомобиле и токоотводы на источнике питания специальной щеткой для клемм аккумулятора (на фото) или простой наждачкой. Окислы вызывают недозаряд.
- С приходом холодов чаще подзаряжайте изделие до 100% нормальным током (10% от емкости).
- Содержите наружную поверхность АКБ в чистоте. Протирать можно 10% раствором нашатырного спирта и калицинированной соды, после чего вытирать насухо.
- Если батарея обслуживаемая, чистите тонкой проволокой отверстия в крышках банок. Перед зарядкой проверяйте уровень электролита. Норма: +10…15 мм от предохранительного щитка. Сопоставляйте плотность электролитической жидкости с напряжением.
- Периодически тестируйте бортовую сеть на утечки тока.
Как узнать, что АКБ почти разряжен
По нагрузке. Актуальны как методы проверки аккумулятора при покупке, так и обычное наблюдение:
- Стартер крайний раз еле крутил вал двигателя.
- При включении подогрева сидений/окон или фар выключается магнитола.
Ежедневно мы запускаем автомобиль и даже не задумываемся, как это происходит. Для того чтобы двигатель начал свою работу, используется целый комплекс систем и механизмов. Одним из самых важных в данной цепочке является аккумулятор. Без него невозможно осуществить запуск мотора. С годами аккумулятор теряет свою емкость. Машина начинает хуже заводиться. Также нередко у владельцев случается проблема нехватки заряда. Почему аккумулятор не держит заряд? Узнаем в нашей сегодняшней статье.
Как запустить двигатель с разряженной АКБ
Если батарея полностью разряжена, напряжение на ее клеммах менее 12,5 В, необходимо зарядное устройство, способное выдать ток зарядки не менее 1% от емкости батареи. Например, для АКБ, емкостью 55 Ач необходим ток зарядки не менее 5,5 А, а для батареи 60 Ач – не менее 6 А. Для обеспечения пуска двигателя вполне достаточно заряжать АКБ в течение 1 – 2 часов. Если имеется возможность запуска двигателя от батареи другого автомобиля, необходимы провода, сечением не менее 2,5 кв. см с зажимами типа «крокодил».
Для успешного запуска двигателя, необходимо соединить плюс АКБ автомобиля-донора с плюсом вашего автомобиля. Минусовые выводы обоих аккумуляторов соответственно также соединяются проводом.
В остальном запуск двигателя при «прикуривании» осуществляется по тем же правилам, что и при пуске холодного двигателя. Если стартер прокручивает двигатель, можно попытаться пустить его самостоятельно. Для этого необходимо по возможности отключить все лишние потребители электроэнергии (магнитолу, видео регистратор, навигатор и т.д.), а также выключить фары, ходовые и габаритные огни, вентилятор отопителя, систему климат-контроля, стеклоочистители, обогрев стекла и пр.
Для пуска дизельного двигателя необходимо, чтобы все свечи накаливания были исправны. Пуск бензинового карбюраторного двигателя целесообразно начинать с прикрытия воздушной заслонкой, если нет автоматической системы управления.
Если это не помогает, проворачивая коленчатый вал стартером, одновременно ритмично нажимайте на педаль газа. Если двигатель начинает пускаться, появляются вспышки в цилиндрах, не прекращайте вращение стартера пока не добьетесь его устойчивой работы.
На автомобиле с системой электронного впрыска топлива необходимо сначала включить зажигание и подождать несколько секунд, пока насос создаст давление в системе подачи топлива. После чего попытаться пустить двигатель, проворачивая его стартером в течение 5 – 8 секунд, делая между попытками паузы не менее 20 – 30 секунд. Это необходимо для восстановление остатка заряда батареи. После успешного пуска не включайте потребители электроэнергии в течение 15-25 минут, давая АКБ возможность подзарядки. После этого можно начинать движение.
Чтобы избежать проблем с пуском двигателя, рекомендуется проверять внешнее состояние и напряжение на клеммах АКБ и контактов не реже одного раза в неделю.
https://www.youtube.com/watch?v=eQaR27id-ugVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Почему быстро разряжается аккумулятор? (https://www.youtube.com/watch?v=eQaR27id-ug)
Неоригинальные акустические системы
За редким исключением, водители, проводя тюнинг автозвука, не думают о колоссальной нагрузке, которую на электроузлы оказывает акустика. Энергии, вырабатываемой генератором, недостаточно, поэтому и происходит разряд батареи. Поэтому, устанавливая акустику, желательно проконсультироваться предварительно с автоэлектриком, который просчитает, какая нагрузка для генератора допустима.
Контакты аккумулятора должны всегда быть тщательно закручены, клеммы и поверхность аккумулятора чистыми. Не должны болтаться провода. Очистить клеммы, покрытые окисью, можно, используя наждачную бумагу.
Помнить нужно еще об одном — поездки на короткие расстояния (особенно по городу, где часто попадают в «тянучки» и «пробки»), тоже не могут положительно сказаться на состоянии батареи. Она не успевает попросту заряжаться, поскольку многие генераторы дают заряд батарее, когда обороты двигателя достигают 1,5 тысячи.
Что такое саморазряд и основные факторы его возникновения
Изначально АКБ при производстве рассчитан на определённую ёмкость или максимальное количество получаемого электричества. Когда внешняя цепь разомкнута, то есть прибор не эксплуатируется и находится вне автомобиля, эта характеристика ухудшается. С точки зрения химических реакций саморазряд аккумулятора — это результат растворения свинца положительного электрода с выделением водорода, сопровождающийся потерей электрического заряда. На катоде явление менее выражено и происходит из-за взаимодействия серной кислоты с оксидом металла. Сопровождается последнее выделением кислорода. Причины саморазряда аккумулятора заключены в его собственном устройстве. Это значит, что процесса не избежать. Изменить возможно только его время протекания. Скорость расхода энергии зависит от нескольких условий:
- Длительное хранение вне автомобиля увеличивает ток саморазряда.
- Примеси и загрязнения в рабочей жидкости способствуют растворению свинца на положительной пластины. Чаще всего причиной тому служит использование недистиллированной воды.
- Эксплуатируемый более трёх лет аккумулятор разряжается быстрее нового.
- Температура выше +5°С способствует дополнительной потере энергии.
- Наиболее частые причины утечек на приборы – это загрязнения и влага корпуса АКБ.
- Разрушение электродов.
Утечка тока
При работающем нормально электропитании незначительное уменьшение емкости, вызываемое утечкой тока, компенсирует подзарядка батареи от генератора. Когда же номинальные параметры АКБ не может поддерживать, потеря тока становится проблемой, приводящей к быстрой разрядке.
Приводит к разрядке батареи также перегрузка бортовой сети, т.е. установка дополнительных приборов, не предусмотренных заводом изготовителем: энергоемкие лампы ближнего и дальнего света, аудио и видео аппаратура и пр.
Видео: Поиск утечки тока в автомобиле
Почему ГР вреден для аккумулятора
Резюмируя вышесказанное, опишем вред глубокого разряда как можно проще и лаконичнее: в подобных ситуациях слой осевшей соли свинца на электродах оказывается таким толстым, что десульфатация в таких же объёмах оказывается невозможной. Полезная площадь пластин уменьшается, процесс заряда будет протекать не полностью, уменьшая время работы АКБ и увеличивая риск возникновения повторного глубокого разряда. В конце концов, после очередного такого повторения АКБ окажется не подлежащей восстановлению.
Производители утверждают, что теоретический предел для свинцовых АКБ – от 15 до 20 циклов, но на практике достаточно и 10 глубоких разрядов, чтобы зимой такой аккумулятор оказался бесполезным.
Подводим итоги
Существует огромное количество аккумуляторных батарей, которые предложены под разными брендами, названиями и с разными техническими характеристиками. Но в некоторых случаях устройства не могут служить достаточно долго и выполнять поставленные задачи хорошо и без проблем. На сегодняшний день происходит чрезвычайно много ситуаций, когда автомобилисты оказываются в неприятном положении из-за различных проблем, связанных с эксплуатацией автомобиля. Нередко оказывается, что выход из строя аккумулятора просто парализует работу машины и не позволяет водителю нормально закрыть и оставить авто.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно следить за состоянием батареи в своем автомобиле, вовремя заряжать этот прибор, а при необходимости полностью менять его на новый. Так вы сможете без особых сложностей получить достаточно долговечную и качественную работу автомобиля без перебоев и проблем. Тем не менее, даже в магазине не всегда можно купить достаточно качественный аккумулятор, который будет работать без особых проблем. Будьте осторожны и проверяйте свои приобретения перед тем, как оставить деньги в магазине. А вы когда-нибудь попадали в неприятную ситуацию с севшим аккумулятором?