Почему стоит начать учиться в автошколе именно зимой?

Как правильно ездить на заднем приводе зимой

В автомобилях с задним приводом большая часть массы находится спереди, поэтому чаще всего заносит именно заднюю часть. В большинстве случаев заднеприводные машины обладают избыточной поворачиваемостью, а это значит, что будет гораздо сложнее войти в поворот при заносе задних колес. Что делать, если на большой скорости машину вдруг понесло? Необходимо сбросить газ, не доводя автомобиль до торможения двигателем и попытаться направить рулевое колесо в нужную сторону. Эти действия дают вам, хотя и небольшой шанс выйти из заноса.

Если машину понесло на маленькой скорости, следует крутить руль в сторону заноса и только потом слегка прибавить газа. Звучит парадоксально, но тем самым мы переносим центр тяжести к задней части автомобиля и восстанавливаем сцепление с дорогой, что, в свою очередь, возвращает нам контроль над автомобилем. Помните, что не нужно крутить руль до упора, автомобиль реагирует с задержкой, это нужно предвидеть. Также попытайтесь не переборщить с педалью газа. Так, как чрезмерный поворот руля или перебор с оборотами двигателя может привести к заносу в противоположную сторону, или даже развернуть автомобиль. Чтобы вызвать пробуксовку задних колес, также можно дернуть ручник или попытаться включить пониженную передачу, и резко бросить педаль сцепления. В любом случае нужно запомнить, что при сносе задней оси влево — руль крутим в том же направлении, если заднюю ось ведет вправо – вращаем и руль вправо.

В свою очередь автомобиль с задним приводом может испытывать и недостаточную поворачиваемость. Это может произойти, например, при вхождении в поворот на слишком большой скорости, вы удивитесь, когда автомобиль вместо того, чтобы повернуть — поедет прямо. В этом случае бесполезно пытаться восстановить контроль над автомобилем быстрым поворотом рулевого колеса. Это не принесет никакого эффекта, потому что сцепление с дорогой уже потеряно, для начала его нужно восстановить, чтобы иметь возможность безопасно войти в поворот. Торможение тоже не поможет. Лучший вариант — это выровнять руль и только потом, как сцепление с дорогой восстановится, плавно начать поворачивать. Таким образом, у вас будет шанс восстановить сцепление с дорогой и вписаться в поворот.

Существует также и другой, более сложный способ справиться с заносом, которым пользуются в основном продвинутые водители. Суть этого способа заключается в том, чтобы снос передних колес автомобиля перешел в снос задних. При движении на высокой скорости это получается резким сбросом газа в ситуации, когда руль уже повернут в сторону поворота, а автомобиль все ещё сохраняет управляемость на скользкой дороге. Если понесло на небольшой скорости, то для срыва задней оси можно воспользоваться ручным тормозом. Или ещё как вариант переключиться на более низкую передачу и быстро отпустить педаль сцепления. При правильном исполнении происходит резкая блокировка задних колес и необходимый занос задней оси. В любом случае не пытайтесь тормозить при сносе передней оси рабочим тормозом – это ещё больше усугубит ситуацию.

Ещё несколько видео, как ездить на заднем приводе зимой, обязательно смотрим.

Новые статьи

  • Как выехать из грязи, если застрял? Шесть способов как сделать это правильно
  • Как правильно заезжать на бордюр на машине? — Для начала определи его высоту

Предыдущие статьи

  • Разбитое лобовое стекло: можно ли ездить и что делать при его разрушении в дороге?
  • Торможение двигателем — как уменьшить расход топлива?

Как можно в полевых условиях улучшить летнюю резину?

Вопрос о том, как можно сделать машину лучше в полевых условиях, очень сложен. Дело в том, что в большинстве случаев все данные ранее советы подходят для города. Это место, где вы всегда можете рассчитывать на помощь добрых людей в случае попадания в неприятные ситуации. Если же в неприятности вы попадете на пустынной заснеженной трассе, проблемы будут однозначно. Существует несколько возможностей сделать поездку более уверенной:

  • приобрести цепи противоскольжения и натянуть их на летнюю резину — это поможет создать дополнительные возможности снижения рисков при поездке по зимней трассе;
  • в городе можно использовать также услуги шиномонтажа, где часто продают подержанную резину — это будет недорогим решением проблемы с вашими летними шинами;
  • порой выгоднее даже приобрести зимнюю резину и поставить ее на машину, а затем начать движение — если такой подход предотвратит аварию, выгода будет очевидной;
  • не стоит верить ни одному другому приспособлению, которое обещает сделать вашу летнюю резину зимней — все это просто способ для компаний заработать много денег;
  • никаких манипуляций с самой резиной проводить не стоит — любое вмешательство только усугубит ситуацию, так что нарезание глубокого протектора и прочие идеи стоит отбросить.

Улучшение условий эксплуатации транспорта — это сложная задача. Неоднократно приходилось слышать истории о том, как люди покупали отличные зимние шины именно в момент выпадения первого снега. И это спасало их от неприятных ситуаций и аварий. Наверное, именно такое решение проблемы будет оптимальным. Если же такой возможности нет, нужно хотя бы приобрести на ближайшей заправке с магазином цепи противоскольжения.

Электронная безопасность — это не оберег

У большинства современных автомобилей теперь есть антиблокировочная система тормозов (ABS) и электронный контроль устойчивости. Антиблокировочная система тормозов предназначена для автоматической прокачки тормозов и помогает водителю сохранять контроль над машиной при попытке остановиться на скользкой поверхности. Проще говоря, система ABS предотвращает блокировку колес при торможении на скользкой поверхности. 

 

Электронный контроль устойчивости использует датчики, для того чтобы определить траекторию движения автомобиля. Датчики определяют, движется ли передняя и задняя часть машины в одном направлении и соответствует ли это направление движения положению рулевого колеса. Если нет, система автоматически применяет торможение одного или нескольких колес, чтобы попытаться выровнять траекторию движения машины в правильном направлении. 

Самой частой ошибкой многих водителей на зимней дороге является их самоуверенность, что современные электронные системы помощи вождения помогут в экстренной ситуации. Многие, по сути, постоянно стали полагаться на ABS и систему контроля устойчивости автомобиля. 

Во-первых, вы должны знать, что никакая электроника никогда не способна изменить законы физики. Во-вторых, вы должны переосмыслить принцип действия всех этих электронных помощников. Вы должны понять, что раз электроника вмешивается в управление автомобилем, то, значит, вы совершили ошибку. Да, в некоторых случаях подобные электронные няни реально могут спасти, исправив незначительную ошибку водителя. Но всему есть предел. Так что вы никогда не должны полагаться на электронику. Лучше всего не допускайте ошибки во время управления автомобилем в зимнее время. 

 

По словам Цыганкова Валерия, автоинструктора и основателя школы контраварийной подготовки водителей, систему ABS и систему курсовой устойчивости автомобиля нужно рассматривать как датчики помощи водителю.

Например, если водитель чувствует, что срабатывает антиблокировочная система тормозов или электронная система стабилизации, это явный признак, что вам нужно снизить скорость движения, поскольку автомобиль приближается к тому, что вот-вот колеса потеряют сцепление с дорогой. Кстати, эти электронные системы помощи лучше всего работают с зимними шинами, поскольку для эффективной работы электронных систем помощи нужна хорошая тяга, которая достигается на скользкой дороге только с хорошими зимними шинами. 

Советы специалистов

Зачастую от инструкторов можно услышать мудрые и познавательные советы, следуя которым можно убедительно чувствовать себя при самой скользкой и снежной погоде, а также избежать массу неприятных моментов.

1.Ремень безопасности должен быть пристегнутым всегда. Это простой надежный совет для безопасности вашей жизни. Актуально это всегда, и не зависит от сезона. Следует помнить, что зимой ремень настоящий ангел – хранитель для вас и ваших попутчиков

Если взять во внимание статистику, то количество ДТП в зимний период вырастает вдвое

2.Правильная резина. И на ней не стоит экономить! Большинство водителей приобретают Б/у резину или устанавливают не на все колеса зимнюю, с мотивацией: Мол, сколько той зимы? Или дорого. Конечно, профессионалы этого делать не советуют, ведь качество резины может быть плохим или средним, что не даст уверенности того, как машина будет себя вести при гололеде.

3.Помни о габаритах и фарах. При езде с включенным светом, вы существенно повышаете безопасность как свою, так и окружающих. Габариты, это не малая вещь. При помощи их можно заметить припаркованный автомобиль, в сильную метель.

4.Следить за скоростью, желательно ее уменьшить. Такой совет актуален именно для зимы, а не для определенных случаев. Торможение более медленнее происходит за счет скользкого покрытия дороги. Также трудно выполнять такой манёвр, как поворот, но при незначительной скорости должно все получиться.

5.Увеличить расстояние. Применяется для того, чтобы избежать аварий при заносе или тормозе.

Следует, конечно, знать, что стоит поучиться на пустых заснеженных площадках, проводить какие – либо маневры. И вам очень хорошо поможет такая практика в любой нестандартной ситуации управлять автомобилем и найти выход с нее.

Езда по снежному насту

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля

Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная  корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

Опытные водители рекомендуют при движении по снегу, покрытому льдом, поворачивать с помощью предварительной «раскатки» поворота. Для этого необходимо:

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед , продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Что делать при заносе?

При управлении переднеприводным автомобилем соблюдайте следующие правила:

  • При заносе авто поворачивайте руль в сторону заноса, плавно нажимайте педаль газа для увеличения оборотов двигателя. Резко газовать нельзя. После стабилизации автомобиля постепенно снижайте скорость.
  • При прохождении поворотов не давите сильно на педаль газа, резкий набор скорости может увести автомобиль в неуправляемый занос, есть большой шанс уйти в кювет. Торможение также должно быть мягким.

При управлении заднеприводным автомобилем ваши действия должны быть такими:

  • Поворачивайте руль в обратную заносу сторону, полностью отпустите педаль газа. Нажимать педаль тормоза запрещено. Это вызовет раскручивание автомобиля, вынос в кювет. Не исключено опрокидывание авто.
  • Прохождение поворотов на больших скоростях также не рекомендуется. Заднеприводные машины сложнее поддаются контролю со стороны водителя, резкое ускорение может привести к фатальным последствиям.

При езде на полноприводной машине в случае заноса действуйте следующим образом:

Руль следует крутить в сторону заноса

Плавно, очень осторожно, нажимайте педаль газа. Использовать педаль тормоза нельзя, автомобиль начнет крутить.
При вхождении в поворот выбирайте максимально широкую траекторию

Это позволяет избежать заноса.

Как научиться водить машину на механике

Как научиться водить машину на механике

Отдельный вопрос, волнующий многих: как научиться водить машину на механике. Механические КПП на 5-6 скоростей постепенно отходят в прошлое, так как им на смену приходят автоматы и даже авто, управляемые искусственным интеллектом, но знать систему механики надо. Механическая КПП дает совершенно особые ощущения от езды и контакта с авто, он отличается следующим:

  • Сложность использования;
  • Необходимость предельной концентрации на процессе вождения;
  • Более гибкие возможности в плане регулировки скорости.

Главное, что надо помнить при обучении вождению на МКПП:

Прежде чем научиться водить машину с нуля, механика потребует от водителя четкого знания расположения педалей

Оно стандартно: сцепление находится слева, газ – справа, по центру расположены тормоза;
Переключение скоростей проводится при нажатой педали сцепления;
Отдельное внимание надо уделить тому, чтобы научиться трогаться с места. Для этого нажимается педаль сцепления, снимается с ручника, включается нейтральная передача, отпускается сцепление (аккуратно)

После того, как авто начнет катиться, надо опять нажать сцепление, включить 1-2 передачу, начинать плавно давить на газ, при этом медленно отпуская сцепление.

Важно делать все именно в такой последовательности, не бросая резко сцепление, иначе машину будет дергать. Чрезмерно газовать также нельзя, иначе можно устроить ДТП прямо на старте

Как научиться хорошо водить машину с МКПП? Надо практиковаться, два-три дня тренировок и вы научитесь трогаться плавно, это станет автоматизмом.

 Рекомендации по поводу ручного переключения между скоростями:

  • 1 передача используется для старта с места и движения на скорости до 20 км/час;
  • 2 передача – до скорости в 20-40 км/час;
  • 3 передача – до 40-60 км/час;
  • 4 передача – в диапазоне 60-90 км/час.

5 передача – свыше 90, обычно используется на автомагистралях, загородных автомобильных дорогах.

Передвигайтесь безопасно

По статистике в зимнее время происходит больше ДТП, чем летом. Однако, в период сухих автодорог их последствия носят более трагический характер. Связано это с тем, что в условиях гололеда у водителей пропадает желание полихачить. Основными жертвами аварий становятся крылья и бампера автомобилей. Причинами ДТП становятся неправильный выбор дистанции и неумение водителя справиться с управлением автомобилем на скользкой дороге. Для повышения своего мастерства и уверенной езды зимой вы можете пройти дополнительные курсы вождения в экстремальных условиях. Опытные инструктора научат вас моментально реагировать на срыв авто в занос и привьют безопасные навыки езды по снежной трассе.

1 комментарий

КИРИЛЛ says: Зимой нужно ездить на такси. У меня стаж больше 5 лет, и всё-равно в гололёд себя на дороге неуверенно чувствую, сам может никуда и не впилюсь, но окружающие бабы за рулём вызывают опасения.

Правила безопасной зимней езды

Водители с большим стажем называют езду зимой особым видом искусства. Для начинающих водителей гололед на дороге, снегопады, затрудняющие движение, становятся серьезным испытанием. Эти факторы заставляют многих водителей задуматься, стоит ли выезжать в зимний сезон на личном авто. Многие придерживаются практики консервации авто в гараже, либо попросту оставляют машину на улицу на всю зиму. Вождение автомобиля зимой может быть безаварийным при соблюдении определенного комплекса правил мер безопасности:

  • Обязательно заранее подготовьте транспортное средство к зимнему сезону. Поменяйте шины с летних на зимние, в бачок омывателя залейте незамерзающую жидкость, держите запас незамерзайки в машине. Не экономьте на качестве зимних шин. Они должны обеспечивать надежное сцепление с дорогой. Убедитесь в корректной работе аккумулятора, при необходимости замените его. Смажьте личинки замков силиконовой смазкой во избежание проблем с их открыванием.
  • Перед началом движения проверяйте исправность работы дворников, фар. Обязательно осуществляйте езду с включенными фарами.

По возможности не оставляйте транспорт на ручном тормозе в течение длительного времени. На морозе тормозные колодки могут примерзнуть к барабану.
Проветривайте на ночь салон машины. Это способствует уменьшению количества образуемого за ночь льда на лобовом стекле, щетках.
Полностью очищайте машину от снега. Снежный покров, оставшийся на кузове, искажает восприятие габаритов. Снег, оставшийся на крыше машины, в процессе езды может сойти на лобовое стекло, что перекроет обзор.
Не забывайте, что наличие систем ABS, ESP не является гарантией полного контроля надо машиной. Системы призваны улучшить управляемость машины, но не могут давать стопроцентный результат в случае выхода в занос, превышении скоростного режима.
Резкое торможение увеличивает опасность зимней езды. Колеса могут заблокироваться, произойдет потеря контроля над транспортом. Учитывайте, что тормозной путь в зимнее время больше, чем в летний период, особенно при наличии ABS

Тормозить нужно осторожно, плавно. Если произошла блокировка колес – отпустите педаль тормоза, снижайте скорость частыми, с перерывами, нажатиями на тормозную педаль.
Придерживайтесь спокойного, плавного стиля езды

Резкие, агрессивные маневры могут привести к потере управляемости, заносу автомобиля.

  • Старайтесь избегать обгонов на скользкой дороге. Особенно это актуально при заметенных снегом полосах. Под снежным покровом не видна наледь, на которой машину может повести в сторону, что чревато полной потерей управляемости.
  • Осуществляя движение в гору, не переключайте передачу. Смена может вызвать пробуксовку колес.
  • Осуществляя спуск с горы, отдайте приоритет торможению двигателем. На автомобиле с механической коробкой передач включите пониженную скорость заранее, до начала непосредственно спуска.
  • Не забывайте снижать скорость перед пешеходными переходами, в местах повышенной концентрации людей, ходящих пешком. Они могут поскользнуться, не успеть среагировать, попасть под колеса.
  • Соблюдайте дистанцию. Всегда оставляйте достаточный интервал для маневра между вашей машиной и впереди едущим автомобилем.
  • Не нарушайте установленный скоростной режим.

Также существуют различные контраварийные приемы, позволяющие избежать дорожно-транспортного происшествия. Они разнятся в зависимости от типа привода автомобиля.

Основная задача водителя при езде по скользкому дорожному покрытию – не допустить заноса. В первую очередь, на это влияет правильное положение рук на рулевом колесе. Запястья должны лежать на ободе руля. Правильное положение рук дает возможность быстро осуществлять перехват рулевого колеса и оперативно действовать в случае заноса или другой экстремальной ситуации. Руль не должен быть опорой, водителю не стоит «повисать» на нем.

Особенности полноприводных автомобилей

Полный привод: схемы распределения тяги на все колеса

Полноприводный автомобиль щеголяет искусными характеристиками, притягивающими внимание потребителей:

  • обладает наиболее эффективной разгонной динамикой;
  • склонен преодолевать труднопроходимые участки на бездорожье;
  • способен без труда взбираться на ледяные горки.

Однако далеко не каждая полноприводная трансмиссия способна качественно реализовать данные характеристики. Впрочем, даже полноценное исполнение непосредственных задач происходит далеко не в бескомпромиссном русле. Многое зависит от компоновки полного привода:

  • постоянный;
  • подключаемый средствами автоматики;
  • подключаемый вручную.


Постоянный полный привод в движении зимой: особенности и сложности

Полноценная полноприводная компоновка обеспечивает постоянную циркуляцию мощности между двигателем, передними и задними осями. Основная конструктивная единица системы – раздаточная коробка, распределяющая тягу между двумя межколесными дифференциалами. Узел включает:

  • межосевой дифференциал;
  • блокировочное устройство, обеспечивающее жесткую связь передней и задней осей (вискомуфта, фрикционная муфта, самоблокирующийся дифференциал);
  • цепную передачу, посредством которой крутящий момент поступает на вал передней оси.

Именно полноценный полный привод является незаменимым помощником зимой: мощность подводится ко всем 4 колесам непрерывно как на асфальте, так и на бездорожье, да и мгновенно срабатывающая блокировка позволяет с уверенностью штурмовать заснеженную «пересеченку».

Классический акцент на проходимости постоянного «полноприводника» сделан в ущерб другим качествам:

  • большая масса;
  • заведомо увеличенный расход топлива;
  • сложность реализации конструкции, значительно повышающая себестоимость опции.

Универсальное технологичное решение: подключаемый полный привод

Гибридная альтернатива постоянной схеме распределения 4х4 – передний привод с подключаемой по требованию электроники задней осью. Компоновка трансмиссии представляет собой усложненный вариант «переднеприводника»:

  • дифференциал передней оси традиционно связан с коробкой передач;
  • примитивная раздаточная коробка: коническая передача, обеспечивающая передачу крутящего момента от передней оси на карданную передачу;
  • агрегат, подключающий заднюю ось: вискомуфта или фрикционный узел.

Электронное бесступенчатое распределение мощности заманчиво:

  • относительно низкая себестоимость изделия;
  • небольшие габариты и масса узлов;
  • незначительное увеличение показателей расхода горючего по сравнению с переднеприводной версией.

Вместе с тем решение весьма компромиссно:

  • на бездорожье и заснеженных участках заблокированная муфта склонна к быстрому перегреву и выходу из строя;
  • на обычной автостраде автомобиль практически находится в переднеприводном режиме (на заднюю ось передается незначительное количество мощности – до 10-20%);
  • полноценное использование задней оси возможно только лишь при пробуксовке передних колес или старте.

Правила для всех

Неважно, только ли вы закончили обучение вождению и сели за руль, или опытный ли вы водитель, эта информация будет для вас полезной. Важно знать некоторые особенности управления автомобилем в зимний период, тем более что они отличаются от «летнего» вождения. Важно знать некоторые особенности управления автомобилем в зимний период, тем более что они отличаются от «летнего» вождения

Важно знать некоторые особенности управления автомобилем в зимний период, тем более что они отличаются от «летнего» вождения

Начало движения

С места нужно двигаться плавно, без резких рывков, мягко работая педалями. Если под колесами оказался чистый лед, слегка припорошенный снегом, то можно попробовать начать движение со второй передачи. Обычная зимняя авария: машину «повело» при старте. Результат — пострадала соседняя машина.

Скорость

Какой должна быть скорость в плохих дорожных условиях? Конечно же, безопасной. Вспомним ПДД: безопасной считается скорость, при которой водитель сможет избежать ДТП в тех или иных дорожных условиях, если ситуация резко изменилась.

Не путайте безопасную скорость с разрешенной! Не всегда на 60 или 80 км/час удастся резко остановиться перед пешеходом, выскочившим на дорогу.

Определить безопасную скорость совсем несложно. Перед тем как выехать на дорогу с большим количеством машин, попробуйте экстренно затормозить и оценить, насколько больше оказался тормозной путь в сравнении с привычной реакцией машины. Также оцените усилие, при котором авто сохраняет траекторию.

Дистанция

Чтобы иметь достаточно места для маневрирования и резких движений, соблюдайте дистанцию. Лед и снег уменьшают сцепление с дорогой почти в два раза.

Значит, и дистанцию зимой следует увеличивать в два раза.

Представьте ситуацию. У вас новенькая иномарка с шипованной резиной, многообразием систем безопасности и других полезных функций. А впереди неожиданно занесло старенькую Ладу, и ваши машины столкнулись. Виноваты в этом случае будете вы, ведь по ПДД вы должны были соблюдать дистанцию, снизить скорость вплоть до остановки, если вдруг возникло препятствие или опасность.

Торможение

Очень распространенная ошибка водителей на скользкой дороге — резкое нажатие на тормоз в случае опасности. Но делать это категорически нельзя. Дело в том, что колеса при этом блокируются, автомобиль теряет управляемость и проедет еще 100-150 метров, как минимум. А может и остановиться, ударившись о впереди идущую машину.

Если на авто стоит антиблокировочная система, то резкое нажатие на тормоз с одновременным поворотом рулевого колеса приведет к развороту машины на 180-360°.

Поэтому всегда тормозите равномерными и короткими качками. Можно тормозить двигателем, быстро переключаясь с повышенной на пониженную передачу. И еще один небольшой совет: не нажимайте на сцепление до полной остановки машины. Даже если заглохнет двигатель, сэкономленные сантиметры, может быть, спасут от столкновения.

Правильная посадка

Не случайно в автошколе учат, что за рулем нужно сидеть правильно. Не развалившись в кресле, отодвинувшись назад до максимума, а именно правильно.

Спина должна упираться в спинку кресла, руки немного согнуты в локтях, а ладони должны лежать на руле строго по центру с двух сторон.

Опытный водитель не будет принимать руль, как точку опоры. Он не будет от него отталкиваться. Напротив, прижав спину к креслу, водитель сможет легко противостоять действию силы инерции.

Видео о секретах безопасного вождения зимой:

Будьте аккуратны и взаимовежливы за рулем!

В статье использовано изображение с сайта fishki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Новый мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: