Силовая установка
Двигатель мотороллера «Вятка» одноцилиндровый, двухтактный обладает следующими характеристиками:
- Рабочий объем – 148 куб./см.
- Степень сжатия – 6,7.
- Диаметр цилиндра – 57 мм.
- Мощность – 5,5 л. с.
- Ход поршня – 58 мм.
- Крутящий момент – 3800 оборотов в минуту.
Зажигание мотороллера «Вятка» – контактное магнето с ручной регулировкой зазора и опережения подачи искры. Свечи использовались стандартные, мотоциклетные А16. У такой системы зажигания был один существенный недостаток: от постоянного высокого напряжения контакты пригорали. В одной вольфрамовой пластинке вырабатывалось углубление, так называемая «каверна», а у другой контактной пластины в процессе работы двигателя образовывался бугорок, который приходилось периодически счищать.
Карбюратор мотороллера «Вятка» – диффузорный с одним жиклером ограниченного диапазона действия. Заслонка приводилась в движение тросиком от правой вращающейся ручки руля. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бензобака, расположенного под сиденьем. Краник, размещенный в нижней части емкости, соединялся с карбюратором гибким шлангом из бензостойкой резины. Диаметр просвета шланга достаточный для беспрепятственной подачи горючего. Поступление топлива можно было перекрыть, повернув ручку краника. Карбюратор оснащался специальным штоком на крышке поплавковой камеры, предназначенным для подтопления поплавка перед запуском двигателя в холодную погоду. При нажатии на шток открывался свободный ток бензина, смесь обогащалась, и мотор запускался.
Конструкция ходовой части представляет собой сварную раму, объединенную с несущим штампованным кузовом. Корпус удобной компоновки позволял водителю с достаточным комфортом расположиться за рулем. Мотороллер «Вятка» идеально подходил для любителей не быстрой езды. На двухместном сидении легко размещались и водитель, и пассажир. Сзади сиденья находился небольшой кронштейн-багажник, на котором можно было расположить сумку с вещами или какой-либо небольшой груз. Ниже багажника был смонтирован плафон стоп-сигнала, а еще ниже – кронштейн с номерным знаком. И завершал весь этот «ансамбль» резиновый брызговик с рельефной надписью «ВПМЗ», аббревиатурой завода-производителя.
Владельцы мотороллера отмечали такой существенный недостаток, как перегрев мотора. Расположение двигателя не позволяло воздуху циркулировать в той степени, которая необходима для эффективного охлаждения. К тому же моторная ниша плотно закрывалась кожухами с обеих сторон. С левой стороны – это стационарный багажник округлой формы, а с правой – съемный кожух, прикрывающий все механизмы двигателя. В этом колпаке были прорезаны продольные пазы, призванные обеспечивать доступ воздушных масс, но их было недостаточно. Многие водители мотороллера снимали правый кожух, чтобы открыть доступ встречному потоку воздуха, но такие действия пресекались автоинспекцией.
Когда появилась Вятка Электрон и почему остановили производство
Значимым стал 1973 год. Именно тогда Вятско-Полянский завод запустил процесс конвейерного производства нового отечественного мотороллера под названием Вятка Электрон. Он стал преемником уже легендарного на то время двухколёсного средства передвижения Вятка 150.
В новой версии переработали кузов, убрали округлые обводы, а также изменили экстерьер на более современный и стремительный.
После доработки мотороллер обзавёлся двигателем с увеличенной помощью, которая достигла 7 лошадиных сил. И самым главным нововведением стала новая система зажигания.
Струю контактную систему заменили на настоящую новинку тех времён. Это устройство, обеспечивающее бесконтактную подачу искры. То есть речь шла о первом в советском союзе электронном бесконтактном зажигании на мотороллерах.
Сложно сказать, почему именно Вятка 3, Вятка-3 Электрон или просто мотороллер Электрон не завоевали должной популярности, и спрос оказался крайне низким.
Начиная с 1973 года, новинка продержалась всего 6 лет. И уже в августе 1979 года было принято решение, опираясь на показатели продаж, снять мотороллер с производства. Фактически на этом оборвалась вся история мотороллеров Вятка.
Электрооборудование мотороллера Вятка ВП 150
Система электрооборудования мотороллера Вятка ВП-150 включает в себя аккумуляторную батарею З-МТ-7, маховичный генератор переменного тока, выпрямитель и стабилизатор генератора, приборы системы зажигания, освещения и сигнализации.
Генератор и принцип его работы
Маховичный генератор переменного тока (магдино) сочетает в себе магнето и генератор. Генератор обеспечивает подзарядку аккумуляторной батареи и питание током первичной обмотки катушки зажигания. Зарядный ток проходит через селеновый выпрямитель, установленный в общем корпусе со стабилизатором напряжения.
Ротор генератора жестко закреплен на коленчатом валу двигателя и вращается с ним как одно целое.
Статор крепится к картеру двигателя. При вращении маховика полюса постоянных магнитов поочередно сближаются с сердечниками катушек статора, в результате чего в них индуктируется переменный ток.
В цепи выпрямителя включено балластное сопротивление 1,3 ома, ограничивающее ток подзарядки аккумуляторной батареи, чем достигается нормальный режим подзарядки без применения регулятора напряжения.
Стабилизатор напряжения
Стабилизатор напряжения мотороллера Вятка ВП-150: 1 – вывод к аккумуляторной батарее; 2 – элемент селенового столбика; 3 – сопротивление; 4 – первичная обмотка; 5 – трансформатор; 6 – вторичная обмотка; 7 – сопротивление; 8 – конденсатор.
Стабилизатор напряжения предназначен для поддержания напряжения в схеме электрооборудования в соответствии с числом оборотов двигателя. Стабилизатор состоит из трансформатора 5 с первичной 4 и вторичной 6 обмотками, конденсатора 8 и дополнительного сопротивления 7 (1,4 ома).
Приборы системы зажигания
Прерыватель мотороллера Вятка ВП-150: 1 – подушка рычага; 2- основание; 3 – стойка; 4 – подвижный контакт; 5 – неподвижный контакт; 6 – рычаг; 7 – конденсатор; 8 – фильтр; 9 – пружина; 10 – провод к катушке генератора; 11 – провод к катушка зажигания; 12 – провод к кнопке выключения зажигания.
К приборам батарейного зажигания относятся катушка зажигания Б-50, прерыватель, конденсатор, свеча зажигания, кнопка выключения зажигания и провода низкого и высокого напряжения. Прерыватель укреплен на статоре генератора и находится под маховиком. В двигателе мотороллера ВП-150 применяется свеча зажигания А11У, зазор между электродами которой должен составлять 0,6-0,7 мм. На мотороллере установлена фара ФГ-50, состоящая из корпуса, рефлектора с поворотным механизмом и электрических ламп. Сигнал С-34 обеспечивает 275—300 колебаний мембраны в секунду.
Центральный переключатель
Схема центрального переключателя мотороллера Вятка ВП-150: 1 – неподвижный контакт; 2 – ползун; 3 – основание; 4 – рычаг переключателя.
На правой части руля установлен центральный переключатель приборов освещения, сигнализации и системы зажигания. Переключатель состоит из пяти неподвижных контактов 1 и ползуна 2 с рычагом 4. При помощи переключателя можно обеспечить:
С — включение ламп стояночного света;
О — выключение освещения;
Б — включение ближнего света;
Д — включение дальнего света.
С левой стороны переключателя размещена кнопка выключения зажигания, а с правой стороны кнопка звукового сигнала.
Общая схема электрооборудования
Схема электрооборудования мотороллера Вятка ВП-150:
1 – основание генератора; 2 и 3 – индукционные катушки приборов; 4 – прерыватель; 5 – индукционная катушка системы зажигания; 6 – батарея; 7, 8 и 15 – переходные панели; 9 – стабилизатор напряжения; 10 – сигнал; 11 – фара; 12 – центральный переключатель; 13 – кнопка сигнала; 14 – ключ зажигания; 16 – катушка зажигания; 17 – провод высокого напряжения; 18 – свеча; 19 – задний фонарь
Технические характеристики вятки вп 150
Общие данные:
Тип — легкий дорожный одиночка; База, мм — 1200; Дорожный просвет, мм — 160; Габаритные размеры, мм: Длина – 1825; Ширина – 800; Высота -1150; Емкость топливного бака – 9-12 литров; Вес, кг: Сухой – 110; Эксплуатационный – 125; Норма расхода топлива по шоссе, л/100км – 3,2; Запас хода по топливу по шоссе, км – 350; Максимальная скорость, км/час; — 70; Основные емкости, л: Картер коробки передач – 0,130; Гидрогасителя колебаний передней вилки – 0,50; Задней подвески – 0,1;
Двигатель
Тип – Одноцилиндровый двухтактный с возвратной двухканальной продувкой и принудительным воздушным охлаждением; Диаметр цилиндра, мм – 57; Ход поршня, мм – 58; Рабочий объем, см в кубе – 148; Максимальная мощность л. с. – 4,5; Степень сжатия – 6,5; Количество уплотнительных поршневых колец – 2; Материал: головка цилиндра – алюминиевый сплав; прокладок головки – армированный асбест; поршней – алюминиевый сплав; Диаметр поршневого пальца, мм – 15; Фазы газораспределения: открытие впускного окна – 71 градус до в.м.т. закрытие – 71 градус после в.м.т. открытие выпускного окна – 68 градусов до н м т. закрытие – 68 градусов после н.м.т. открытие продувочных окон – 59 градусов до н.м.т. закрытие — 59 градусов после н.м.т.
Система питания
Карбюратор – один К-55; Диаметр диффузора, мм – 20; Топливный фильтр – сетчатый в отстойнике.
Вятка Электрон
Первая модель мотороллера Вятско-Полянского машиностроительного ВП-150 образца 1957 года была удачной во всех отношениях, в основе ее лежала конструкция итальянского мотороллера Vespa, модернизированные, лицензионные и поддельные варианты которого выпускаются в разных странах и пользуются спросом даже в наше время. Однако в Советском Союзе 60-х годов сочли итальянский прототип «устаревшим». Так же возникли опасения что, в случае экспорта вятских мотороллеров, итальянская компания предъявит претензии за нарушение авторских прав. Таким образом, уже в середине 60-х годов был разработан полностью новый мотороллер «Вятка» ВП-150М. Он отличался от «Вятки» первого поколения полностью новым кузовом, удлиненной колесной базой, длиннорычажной передней вилкой толкающего типа. Двигатель остался прежний по конструкции, но форсированный с 5,5 до 6 л.с. Поскольку расстояние между двигателем и ведущим колесом увеличилось, в трансмиссии появилась промежуточная цепная передача. Ее кожух служил одновременно рычагом задней подвески. В серию новая модель пошла в 1967 году — к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ставшую классической моделью, первую «Вятку» в тот же год сняли с производства.
В 1973 году кузов мотороллера модернизировали, мощность двигателя увеличили еще на одну лошадиную силу. Но главной изюминкой обновленной модели стала первая в стране серийная система электронного бесконтактного зажигания, из-за появления которой мотороллер получил название «Вятка-Электрон». Впрочем, та же модель известна и под другой маркой «Вятка-3».
Судьба «Электрона» оказалась несчастливой. В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала резко снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие, подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов «Ява» (Jawa). В конце 70-х годов базы «Спортторга», через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате, в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства «Электрон», и история мотороллеров «Вятка» оборвалась. Только через несколько лет после распада СССР, в конце 90-х годов, Вятский завод предпринял попытку выпускать 50-кубовые скутеры «Стриж», скопированные с модели восточногерманской (Симсон).
Техническая характеристика
Число мест | 2 |
Габаритные размеры | 1850х800х1150 мм |
Колесная база | 1300 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный |
Рабочий объем | 148 см3 |
Мощность | 7 л.с. при 5000 об/мин |
Масса | 120 кг |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Расход топлива | 3.1 л/100 км |
«Вятка» как транспорт обслуживания
По заявке ВДНХ на заводе разработали модель мототакси ВП-150Т, где ведущие два колеса располагались впереди и были управляемыми. Кроме водителя, находившегося сзади, на переднем сидении размещалось два человека. Миниатюрное транспортное средство вызывало живой интерес у публики и пользовалось спросом у посетителей Выставки народного хозяйства.
Чтобы прокатиться на мототакси от одного павильона до другого, многие даже согласны были отстоять небольшую очередь. Стоимость проезда была символической. Мототакси особенно радовало детей, которые просили родителей прокатиться еще и еще. Да, собственно, мама с папой тоже были не прочь проехаться на столь необычном транспорте.
Мототакси было изготовлено в количестве 50 экземпляров.
История появления Вятки
Мотороллер под названием Электрон, который правильно называть Вятка-3 Электрон, разработали в 1973 году. Авторами проекта выступали сотрудники конструкторского бюро Вятского машиностроительного завода (ВМЗ).
Перед специалистами была поставлена задача создать лёгкое двухколёсное транспортное средство, которое может перевозить 2 человек, включая водителя. При этом техника должна быть экономичной и недорогой.
Вообще основным мотороллером, на котором базируется Электрон, является модель под названием Вятка-150. Выпуск этого транспортного двухколёсного средства начался в 1957 году. Причём Вятка 150 фактически выступает копией итальянского популярного мотороллера тех времён, который назывался Vespa (Веспа). Причём в качестве прототипа Веспу использовали во многих странах мира. Это объяснялось тем, что итальянская разработка была максимально простой в плане конструкции, но одновременно с этим технологически развитой. Так что Советский Союз — это не единственная страна, которая использовала итальянский мотороллер как основу для собственных проектов.
Итальянская мототехника Vespa стала невероятно популярной во всём мире. Стоит отметить, что некоторые выпускали не только лицензированные и модернизированные версии, но также и в наглую, без каких-либо разрешений и согласований копировали мотороллер.
В СССР также не устояли перед возможностью задействовать такой прототип. В итоге за работу взялись специалисты машиностроительного завода в городе Вятка.
Стоит отдать должное советским инженерам, поскольку просто копировать итальянский вариант они не стали. Во-первых, это было связано с возможными рисками столкнуться с претензиями со стороны итальянских разработчиков. Во-вторых, советские условия требования изменения некоторых параметров. Хотя стоит признать, что основные характеристики остались неизменными.
Взяв в качестве образца Веспу, в 1957 году на свет появился советский мотороллер Вятка 150. Спустя 7 лет вышла модернизированная версия под названием Вятка 150ВП. Главные отличия заключались удлинённой базе, новом кузове, а также в изменённой передней вилке. Для задней подвески начали применять цепной привод, отказавшись от прошлой идеи соединять мотор с ведущим колесом.
Сравнение Вятки и Веспы
Нельзя сказать, что Вятка получила огромное количество изменений в сравнении со своим прототипом из Италии Vespa. Все различия сводились к следующим пунктам:
- разные надписи на шильдике, которые располагались на основном щите мотороллера;
- на крыло переднего колеса Вятки, начиная с 1960 года, наносили красный флажок и пятиконечную звезду;
- Вятка получила более крупную центральную часть руля и посадочное место под фару;
- на итальянском ТС спидометр имел овальную форму, а на советской версии он был круглый;
- замок зажигания на Вятке находился как отдельный прибор на руле, а у Vespa его прятали в корпус фары;
- металл облицовки в советской технике оказался толще;
- отечественная версия превосходила итальянский вариант по размерам базы и весу (на 4 см и 7 кг соответственно);
- Вятка получила 3 передачи, а у Веспы коробка имела 4 скорости.
Вот и вся разница. Поэтому будет справедливо сказать, что тут речь шла больше о копировании, нежели о создании чего-то совершенно нового на базе итальянского прототипа.
Так или иначе, но никаких претензий со стороны Италии в отношении выпускаемых мотороллеров не было.
Вятка ВП 150
Добро пожаловать. Сегодня мы расскажем вам о столь некогда популярном на отечественной земле скутере Вятка ВП 150. Этот первый в СССР серийный мотороллер, который производился Вятско-Полянским машиностроительным заводом, заслуживает особого внимания, хоть и выпускался давно (с 1957 по 1966 гг). «Все о мото» располагает детальной информацией о этой копии итальянского скутера «Веспа 150GS».
История советской Вятки
В июне 1956 года Министрства СССР обошло постановление, которое определило задачи, а также сроки настраивания производства отечественных мотороллеров. Миноборонпромом был выдан приказ , который указал на конкретных исполнителей. Высокий взор упал на конструкторов Вятско-Полянского машиностроительного предприятия, которое должно было сплотить свои усилия со специалистами из ЦЭКБ г. Серпухов.
Дефицит времени при отсутствии опыта подобной работы вынудили конструкторов к использованию в качестве прототипа советского мопеда итальянского мотороллера. В быстрейшие строки било подготовлено технологические линии, способные пустить Вятку ВП 150 в массовое производство.
Для того, что выпустить огромное количество цилиндров, а также картеров двигателя с другими деталями было создано 1000 штампов, а также около 2000 приспособлений.
Пробные образцы вышли с конвейера уже осенью далекого 1956-го. Партия из трех мотороллеров была готова к всеобщей оценке. Ближе к 1957-му году конвейер обеспечивал партии серийных Вяток ВП-150.
За один лишь 1957 год специалисты смогли выпустить 1668 экземпляров мини-байка. Все-таки не долго довелось жить этому скутеру в производстве. Под окончание 1966 года выпуск последнего прекратился.
«Вятка ВП 150» могла похвастаться весьма тихой работой двигателя. Уровень шума достигал лишь 80 дБ. Конструкция самого мопеда при этом была довольно простой. Она не нуждалась в каких-либо сложных регулировках и была способна к работе на низко-октановых типа бензина. Например, применялось топливо А-66.
У Вятки было много отличительных особенностей. К примеру, мотороллер имел красивую надпись на шильдике, который крепился на щите. Крыло переднего колеса скутера имело красный флажок и пятиконечную звезду.
Относительно размеров центральной части руля, а также посадочного размера фары, то «Вятка ВП 150» имела их в крупном виде, превосходящем аналогичные габариты итальянского протеже.
Кроме того советский мопед располагал круглым спидометром, а «Веспа», в свою очередь, имела овальный прибор для контроля скорости.
Замок зажигания вышеуказанной «Вятки» находился в отдельном месте у руля. Его решили не прятать в корпус фары.
Силовая передача
Передняя передача – шестеренчатая 304;
Сцепление — многодисковое работающее в масляной ванне;
Количество дисков:
ведущих – 3;
ведомых – 3;
Коробка передач – трехступенчатая;
Управление переключением передач – ручное поворотом левой рукоятки руля;
Передаточное число:
на первой передаче – 4,833
— второй – 2,888;
— третьей – 1,800;
Общее передаточное отношение:
На первой передаче – 14,7;v
— второй – 8,8;
— третьей – 5,5;
Зажигание и электрооборудование
Тип зажигания – от генератора переменного тока;
Катушка зажигания – Б-50;
Прерыватель – смонтирован на статоре генератора;
Аккумуляторная батарея – 3-МТ-7;v
Напряжение, в – 6;v
Запальная свеча – А11У;
Реле-регулятор – селеновый выпрямитель;v
Сигнал – С-34;
Фара – ФГ-50В;
Опережение зажигания – 29 градусов плюс – минус один градус до В.М.Т.
Регулировка опережения зажигания – постоянная, регулируется при установке;
Зазоры, мм:
Между контактами прерывателя – 0,3 – 0,4;
— электродами свечи – 0,5 – 0,6;
Ходовая часть
Рама – трубчатая сварная;
Подвеска переднего колеса и заднего – рычажного типа с пружинами и гидравлическим гасителем колебаний;
Тормоза – колодочные;
Колеса – дисковые разборные взаимозаменяемые (по дискам);
Размер шин, в дюймах – 4,00 – 10;
Давление воздуха в шинах ( первое число без пассажира), атм:
Переднее колесо – 1атм, 1,2атм;
Заднее колесо – 1,5атм, 2,5атм.
Восстановление мотороллера Вятка «Электрон», 70 годов.
Хочется поделиться результатом работы и рассказать про очередной, нетривиальный проект за который мы взялись по настойчивой просьбе хозяина этого «гадкого мото-утёнка». По сути, нам нужно оживить то, что давно покрыто тленом и начинает уходить в небытие. И этот «тлен» имеет название мотороллер » Вятка-электрон «, легендарная мототехника советского периода. Позволю себе краткий экскурс в историю. В 60е годы мотороллеры были довольно популярны во всем мире. Не обошла эта мода и СССР, который лихо скопировал свои первые модели мотороллеров с зарубежных моделей. В нашей стране существовало всего два производителя подобной техники и один из них Вятско-Полянский Машиностроительный , на котором был налажен выпуск более легких мотороллеров «Вятка», слизанных с итальянских Vespa. В 1974 году, завод стал выпускать мотороллеры Вятка «Электрон», но с двигателем мощностью 7 л.с. и электронным зажиганием. Теперь все предпочитают китайские или японские скутеры с вариаторами, а советских мотороллеров на дорогах практически не видно. А ведь эта техника обладает своей исторической ценностью, и водить ее не менее приятно, чем классические автомобили.
Но судьба «Электрона» оказалась несчастливой. В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала обвально снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов «Ява» (Jawa). В конце 70-х базы «Спортторга», через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате, в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства «Электрон», и история мотороллеров «Вятка» оборвалась.
Хорошо, что есть коллекционеры и энтузиасты с помощью которых детища советской мотоиндустрии обретают новую жизнь, а нам в свою очередь приятно осознавать, что мы имеем непосредственное отношение к этому процессу. Ведь реставрация авто и мототехники задача мега сложная и не всегда благодарная.
Собственно в таком виде он к нам и поступил, как видно на фото, мотороллер имел оригинальный окрас в бело-голубых тонах
Естественно. что перед началом работ мотороллер нужно полностью разобрать и провести дефектовку
После разбора определяем неисправность узлов, которые в последствии будут подлежать замене и ремонту.
После осмотра, нужно понять на сколько коррозия повредила поверхность детали и если металл сохранил свою толщину, приступать к кварцевому пескострую.
Между делом, демонтируем все хромированные детали и везём их на гальваническое покрытие хромом.
Свежеотпескоструенные детали, ждут своей очереди на подготовку к грунтованию и окрасу
выравниваем поверхность корпуса, без шпаклёвки в этом случае не обойтись)
Грунтуем, вышкуриваем и ждём очереди на покраску. Как я упоминал ранее, оригинальную окрас решили не сохранять. Владелец решил полностью изменить цвет и концепцию нанесения декоративных элементов окраса.
Пока занимались черновыми работами, подоспели хромированные детали Весь цикл окраса и сборки я описывать не буду, ибо это долго. Поэтому опишу основные этапы, а это.частичная сборка отремонтированных или приобретённых узлов. Покраска, включающая все циклы подготовки деталей. Окончательная сборка аппарата, регулировка и подгонка всех узлов, проверка работоспособности всех механизмов и электрооборудования.
Ну и в заключении, представляю вашему вниманию итог работы над этим «гадким мотоутёнком» !))
Реставрация это серьёзное мероприятие требующее не только денежного финансирования, но и упорства и терпения.
И зачастую бывает, такой марафон выдерживают не все желающие.
Сидение было перешито красную кожу
После полного перешива сохранили оригинальную анатомию и мелкие элементы.
Замене подверглись только ручки руля, так как в процессе их долгой эксплуатации они не выдержали испытание временем.
Все переключатели и одометр оригинальные
Многие сходят с дистанции столкнувшись с проблемами описанными выше. Однако наше терпение и усердие в реализации этого проекта, было вознаграждено восхищением заказчика и его отличной оценкой нашей работы !) Не забываем подписываться на наш страницу в инстаграм, там вы найдёте много интересного !;)