История создания
Разрабатывать новую, 24-ю, “Волгу” начали в 1958-м году под руководством А.М Невзорова. Внешним видом авто занимались сразу две команды советских дизайнеров, одной руководил Л. Еремеев, второй Л. Циколенко.
По состоянию на 1964-й год было предложено шесть разных вариаций кузова, которые сильно отличались своим внешним видом. В 1966-ом году автомобиль был утвержден, подготавливался к запуску в массовое производство.
Одна из первых модификаций автомобиля ГАЗ-24
Однако из за кризиса спровоцированного “Шестидневной войной” на Ближнем Востоке, выпуск моделей нового авто пришлось отложить, так как основные активы завода были брошены на постройку военной техники.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Сборка первых ГАЗ-24 началась осенью 1967-го года. В 1968-ом году было выпущено 32 машины, в 1969 уже 215, а в начале 1970-го был запущен конвейер и начался полномасштабный выпуск новой модели ГАЗ.
В серийном производстве использовалось две вариации двигателя, четырехцилиндровый рядный и V-образный восьмицилиндровый, объемами 2.5 и 5.5 литров соответственно. Экспортные версии оснащались дизельными двигателями. За свою историю 24 модель ощутимо модернизировалась всего 2 раза.
ГАЗ 3111
Модификация 3111 создана дизайнерами горьковского автомобильного завода Игорем Безродных и Сергеем Плотниковым. Для изготовления демонстрационного образца из пластика специалисты ГАЗ обратились к американцам.
На основе разработанных русскими дизайнерами моделей кузова и салона был изготовлен макет ГАЗ-3111. Его впервые показали в московском автосалоне в 1998-м году. Рядом стояли 3103 и 3104. ГАЗ 3111 на всероссийской выставке «Дизайн 98» получила приз «Проект года».
Для производства этого автомобиля Горьковскому заводу пришлось взять кредит на покупку нового сварочного и окрасочного комплекса. Для 3111 организовали второй сборочный цех с новым оборудованием. Сборку должны были завершить до 25 декабря 1999 года. Но первые три машины вышли на три дня позже. Они были собраны вручную, так как сборочный конвейер был смонтирован лишь частично. А сварочный комплекс к тому времени не был даже поставлен на завод. В результате на конвейер Волга 3111 встала только летом 2000.
Она могла похвастаться высоким уровнем комфорта. Автомобиль был оснащен четырьмя стеклоподъемниками, подогревом сидений, кондиционером, бортовым компьютером. Впервые для российского автопрома рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету. Появился логотип на двери и дисках. Но до полномасштабного производства этот экземпляр так и не дошёл по ряду причин.
Во-первых, высокий ценник из-за ручной сборки, из-за чего конкурировала не с отечественными авто, а с иномарками. Во-вторых, в 2000 году контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ» был выкуплен компанией Базовый элемент, новое руководство поменяло приоритеты, и выпуск модели 3111 в августе 2002 года был официально прекращен.
За все время, учитывая экспериментальные версии, завод изготовил не более 500 автомобилей.
Миф ГАЗ-3107
История, как Lancia Thesis едва не стала «Волгой» ГАЗ-3107, не более чем миф. В рамках сотрудничества с Fiat было создано СП «Нижегород-моторс», готовившее запуск на ГАЗе трех моделей Fiat — Palio, Siena и Marea. В 1998 году на двухмесячную стажировку в Турин отправились инженер-конструктор ГАЗа Вадим Переверзев и дизайнеры Игорь Безродных и Анатолий Шашков. В частности, их привлекли к проекту 841 — будущей Lancia Thesis 2002 года. Основанием для этого послужило соглашение о намерениях между предприятиями, предусматривающее возможность разработки модели E-класса на основе проекта 841 для выпуска на ГАЗе. С использованием программы Alias-Autostudio была создана математическая модель поверхности кузова. В результате Вадим Переверзев остался в Италии, а туринские дизайнерские наработки нижегородцев не пригодились.
Автор признателен Владимиру Никитовичу Носакову за помощь в подготовке материала.
Издалека «Волга»…
Разработка
К «Волгам» всегда были особые требования, они должны быть современны в течение долгого времени, красивы, комфортабельны и вместе с тем проходимы, ремонтопригодны и выносливы. Они стояли на «вооружении» многих государственных службы страны, были основной моделью в таксопарках, а в кузове «универсал» служили в качестве карет скорой помощи.
Газ-24 является вторым поколением «Волги» и пятым в легковой линейке Горьковского автомобильного завода.
Работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21 были начаты в 1958 году под руководством Александра Михайловича Невзорова. Над внешним обликом автомобиля параллельно работали две команды дизайнеров — под руководством Льва Еремеева и Ления Циколенко, ими с 1959 по 1964 годы было построено не менее шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. Наибольшее американское отражение получил как раз дизайн. Многие конструкторы и дизайнеры черпали свое вдохновения с заокеанских машин, чему способствовала выставка американской промышлености, проходившая в 1959 году. Первые макеты совершенно точно напоминали американца тех лет.
Невзоров с командой конструкторов проектировал Волгу под 4 типа двигателя. Первым был модернизированный движок от ГАЗ-21, 2.5 литровая «четверка». Возможно, разрабатывался для таксомоторных станций. II тип – вновь разрабатывавшийся 3-литровый V6 (базовая комплектация). III тип – V8 от ГАЗ-23 (спецверсия для силовых структур). Последний тип был четырёхцилиндровый дизельный силовой агрегат (проектировался для Европейского рынка).
Помимо разработки новой модели автомобиля произошла и модернизация технологического оснащения завода, что требовало производство новых авто.
С 1965 года на улицах Горького и дорогах Горьковской области стали попадаться необычные автомобили с «заграничной» внешностью и шильдиками Super на передних крыльях — это были закамуфлированные под неопознанные иномарки ходовые прототипы новой «Волги», проходящие испытания. Между собой они отличались вариантами двигателей, коробок передач и деталями внешнего оформления.
Акт о приемке машины в промышленное производство был подписан осенью 1966 года. В середине 67 года был завершен процесс патентования, но из-за нестабильной обстановки на Ближнем востоке завод резко увеличил выпуск военной техники. Работы по новой легковой модели в результате оказались значительно задержаны.
Сборка первых постановочных серий ГАЗ-24 началась с осени 1967 года. В начале 1968 года была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, а к концу года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили. Единственной моделью стал ГАЗ-24.
Ходовая часть, тормозная система и трансмиссия ГАЗ 24
Все модели «Волги» были заднеприводными, в истории это марки не встречалось других вариантов, исключая те пять полноприводных машин, которые делались под заказ. Дисков в тормозной системе не применялось, тормоза ГАЗ 24 были барабанного типа. Коробка передач устанавливалась четырехступенчатая, 5-ступенчатая КПП пошла уже позже, когда начали производить модель ГАЗ 31029.
Технические характеристики узлов и агрегатов ГАЗ 24:
- привод колес задний, в задней подвеске присутствует мост и рессоры;
- коробка переключения передач 4-х ступенчатая механическая;
- тормоза барабанные с гидровакуумным усилителем;
- подвеска передняя шкворневого типа;
- тип сцепления гидравлический;
- привод на задние колеса передается с помощью карданного вала.
На автомобилях, комплектуемых 8-цилиндровым ДВС, устанавливалась и автоматическая трехступенчатая коробка передач. Но встречалась она на «Волгах» довольно редко.
Оснащение и навороты
Сегодня «Волга» кажется довольно простым и даже аскетичным авто. Но во времена СССР оснащение и салон ГАЗ-24 будоражил умы советских автомобилистов. Выделим особенности интерьера машины.
- Выглядело в «Волге» всё куда богаче, чем в народных «Жигулях» в целом.
- Задний диван можно было вполне считать полноценным. Сидение широкое, спинка высокая, для ног достаточно места. Ночевать в машине было удобно.
- Дизайн приборной панели и передней консоли был гармоничным и стильным. Прямоугольная «приборка»эффектно сочеталась с бардачком аналогичной формы.
- Хром в салоне и отделка «под дерево». В «Жигулях» не было ничего подобного.
- Компоновка приборов управления сделана на американский манер, что нравилось советским водителям.
- Уже с оснащалась двумя динамиками «Юпитер» и качественным радиоприёмником.
- Гидромеханический «автомат» — тоже новинка для автомобилистов СССР.
- Хромированная решётка радиатора сходу кричала о премиальности машины.
- Печка стояла более качественная, чем в «Жигулях».
Салон ГАЗ-24 «Волга». Фото: ГАЗ
Миф ГАЗ-3107
История, как Lancia Thesis едва не стала «Волгой» ГАЗ-3107, не более чем миф. В рамках сотрудничества с Fiat было создано СП «Нижегород-моторс», готовившее запуск на ГАЗе трех моделей Fiat — Palio, Siena и Marea. В 1998 году на двухмесячную стажировку в Турин отправились инженер-конструктор ГАЗа Вадим Переверзев и дизайнеры Игорь Безродных и Анатолий Шашков. В частности, их привлекли к проекту 841 — будущей Lancia Thesis 2002 года. Основанием для этого послужило соглашение о намерениях между предприятиями, предусматривающее возможность разработки модели E-класса на основе проекта 841 для выпуска на ГАЗе. С использованием программы Alias-Autostudio была создана математическая модель поверхности кузова. В результате Вадим Переверзев остался в Италии, а туринские дизайнерские наработки нижегородцев не пригодились.
Автор признателен Владимиру Никитовичу Носакову за помощь в подготовке материала.
Издалека «Волга»…
Как создавали скоростные версии
Волгу ГАЗ-24 проектировали с учетом возможного размещения под капотом более крупного 8-цилиндрового мотора. Но такие силовые агрегаты устанавливали только на специальные скоростные версии. Базовый двигатель – ЗМЗ (5530 см куб., V8) от Чайки с мощностью 195 л. с. и крутящим моментом 420 Н*м. В таком исполнении с 3-ступенчатиым «автоматом» седан разгонялся до скорости 175 км/ ч. Время разгона до «сотни» – 14 секунд.
Последующее добавление двух карбюраторов или впрыска с применением инжекторов позволило увеличить силовые параметры до 220 л. с. и 460 Н*м или 250 л. с. и 520 Н*м соответственно. Динамические параметры форсированных моделей официально не опубликованы.
Большой моторный отсек изначально рассчитан для установки крупного двигателя V8
Отличия от серийной Волги можно найти в салоне. Рычаг АКПП установлен с небольшим изгибом у основания. Отдельные машины выпускали только с одной педалью тормоза вместо типового спаренного муляжа. Версии для сопровождения создавали с улучшенной отделкой интерьера.
Салон специальной версии (1992 г. выпуска) почти не отличается от серийного
Специальные Волги оснащали усиленными элементами подвески. В отдельных машинах устанавливали передние и задние дисковые тормоза. Рулевое управление – с гидравлическим усилителем оригинальной конструкции. В багажнике сделаны опорные площадки для размещения оборудования радиосвязи.
Основные модификации
“ГАЗ-24 Фаэтон”
Парадный Фаэтон на базе ГАЗ-24 поставлялся в Министерство Обороны, участвовал в парадах и всевозможных смотрах в военных округах.
«Волга» модификация «Фаэтон», участвовала в парадах и смотрах, как транспорт для чиновников
У данной модели не просто срезали крышу, как думает большинство обывателей, но и предварительно производили усиление кузова.
“ГАЗ-24-01”
Седан такси, от стандартной версии отличался обивкой салона из легко моющегося материала, отсутствием радиоприемника и наличием таксометра под приборной панелью.
Что круче Москвич или Волга?
МОСКВИЧВОЛГА
“ГАЗ-24-02”
Модификация с кузовом универсал изготавливалась с 1972 года. Сиденья расположены в три ряда, благодаря этому количество пассажирских мест увеличилось до семи.
“ГАЗ-24-03”
Модель с кузовом “универсал” предназначавшийся для работы в качестве карет скорой помощи. На месте заднего ряда сидений располагались носилки. Присутствовали матовые задние стекла с изображением знака Красного креста.
“ГАЗ-24-10”
В середине 1980-х годов авто было существенно модернизировано. Большинство хромированных деталей кузова было заменено пластиковыми, установлена новая печка, заменена приборная панель, руль и прочие детали салона.
«Волга» с кузовом универсал
“ГАЗ-24-24”
Усиленная версия для спецслужб. Устанавливался двигатель от “Чайки”, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля. Также данная модификация имела видоизмененную ходовую часть. Разгонялась до 170 км/ч.
“ГАЗ-24-76”
Экспортная версия, выпускалась с 1970 года в объединении с импортером из Бельгии, Scaldia Volga. Из Советского Союза в Бельгию поставлялись уже собранные авто.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Экспортная версия называлась: “Volga M24D”, от обычной “Волги” отличалась более комфортабельным салоном и дизельным двигателем от «Peugeot».
“Волга” в автоспорте
На момент своего выпуска, “Волга” не успела принять участие в популярных тогда авто марафонах “Лондон — Сидней” и “Лондон — Мехико”, вследствие чего практически не участвовала в международных соревнованиях.
ГАЗ-24 «Волга» тюнингованные для спортивных гонок
Но повсеместное распространение автомобиля в пределах страны, обеспечило его появление на соревнованиях внутри СССР. Для участия в соревнованиях на ГАЗ-24 требовалось быть работником таксопарка, что в свою очередь привело к притоку молодежи, интересующейся автоспортом, к автотехнике.
Умельцы без особых проблем доводили мощность заводского двигателя до 175 л.с. Чаще всего “Волга” участвовала в гонках по кольцу и автокроссах. Также были локальные соревнования среди водителей таксопарков, на регулярность движения. В наши дни ГАЗ 24 “Волга” также участвует во всевозможных автосоревнованиях, причем в разнообразных дисциплинах, от кольцевых гонок до дрифтинга и драг-рейсинга.
https://youtube.com/watch?v=C0aQI89y9KU
Технические характеристики
От идеи шестицилиндрового двигателя, который конструировался, как основой, пришлось отказаться, как и от установки АКП. В серию запустили автомобиль с двумя вариантами двигателя — 2,5-литровым V4 с четырёхступенчатой механической коробкой передач и 5,5-литровым V8 с трехступенчатой автоматической коробкой. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились единичные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.
Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами — дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.
Технически автомобиль соответствовал своему времени и кардинально отличался от предшественника. Основными нововведениями являлись:
- четырёхступенчатая МКПП с синхронизированными передачами,
- гидровакуумный усилитель тормозов,
- раздельные контру тормозной системы.
Основные модификации
- ГАЗ-24-02 — базовая грузопассажирская модель с двигателем ЗМЗ-24д (2,45 л, 95 л.с., бензин АИ-93), отделка сидений из кожзаменителя, до 1977 года между передними сиденьями предусматривалась съёмная подушка и откидной подлокотник, что превращало передний ряд сидений в трехместный и увеличивало общую вместимость до 8 человек;
- ГАЗ-24-03 — карета скорой помощи для перевозки больного на носилках и двух сопровождающих медицинских работников. Оснащалась двигателем ЗМЗ-24д (95 л.с., бензин АИ-93). Окраска в соответствии с ГОСТом: белый основной цвет кузова с красной продольной полосой по бортам и знаки красного креста, светотехнические и звуковые устройства («мигалка» синего цвета на крыше и сирена). Медицинский салон отделён от кабины перегородкой со сдвижным окошком, боковые стёкла были выполнены матовыми, левая задняя дверь заблокирована, в медицинском отсеке предусмотрено размещение направляющих для носилок и штатные места для медицинского оборудования;
- ГАЗ-24-04 — модификация для работы в такси, оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401 (85 л.с., бензин А-76), таксометром, специальными световыми приборами («зелёный огонёк» и с 1980 года — оранжевый фонарь на крыше), окраской зеленовато-лимонного или серого цвета и эмблемами «шашки» на передних дверях;
- ГАЗ-24-77 — экспортная модификация для стран Бенилюкса под комплектацию дизелем Peugeot (позже Ford). Производилась с 1976 г.
История ГАЗ 24
Еще в начале шестидесятых годов двадцатого века дизайн «Волги» ГАЗ 21 начал устаревать, и конструкторы решили заняться разработкой новой модели. В 1965 году на улицах города Горького появились первые опытные образцы автомобиля. Всего до июля месяца было создано двенадцать образцов. Осенью этого же года Горьковский автомобильный завод был готов приступить к серийному выпуску ГАЗ 24.
Серийный выпуск планировалось наладить к пятидесятилетию Великой Октябрьской революции, которое отмечалось в 1967 году, но стечение неблагоприятный экономических обстоятельств помешали состояться планам.
Основной причиной задержки запуска «Волги» в серию стало начинающееся строительство Волжского автозавода в Тольятти, государство уже не могло выделять столько субсидий горьковчанам. К тому же, на ГАЗ в связи с обострением политической обстановкой в мире пришлось усиленно заняться производством и разработкой военной техники, в частности, моделями БТР 60 и БТР 70.
В результате за весь следующий 1968 год с конвейера автомобильного гиганта сошло машин ГАЗ 24 в количестве 31 шт. Но с середины июля 1970 года выпуск ГА3 21 совсем прекратился, и линия Горьковского автозавода по производству легковых автомобилей была полностью отдана новой модели.
ГАЗ-24-95 — история непризнанного внедорожника
ГАЗ-24-95
Если бы всё случилось иначе, ГАЗ-24-95 с полным приводом был бы одним из самых массовых автомобилей 4х4 своего времени. Производство выходило не намного дороже обычной ГАЗ-24, а по возможностям автомобиль мог наравне тягаться с УАЗ или ГАЗ более специального назначения при прохождении даже сложных участков бездорожья.
ГАЗ-24-95
Автомобиль на базе ГАЗ-24 начали делать по заказу партийной верхушки Горьковского областного комитета КПСС — нужен был представительный автомобиль с современным (на то время) кузовом, но с возможностями проходимости ГАЗ-69 и УАЗ. Заказ поступил и проектирование длилось всего год — с 1973 по 1974. Всего было сделано 5 полноценных внедорожников, которые проходили всевозможные тесты.
ГАЗ-24-95
Разработкой руководил существовавший на то время на ГАЗ Отдел Трансмиссии, главой которого был Б.А. Дехтяр. Учитывая опыт завода по преобразованию Победы ГАЗ-М-72 в полноприводный автомобиль, работа над Волгой шла быстро и успешно. Компановщик, Ф.А. Лепедин, успешно работавший над ГАЗ М-72 компановал и ГАЗ-24-95.
Салон
Здесь примерно та же картина: с одной стороны, традиционный для машин первого поколения ленточный спидометр, жесткий, обтянутый черным дерматином верх «торпедо», хромированное салонное зеркало заднего обзора, горизонтальный рычаг стояночного тормоза.
Вид из Волги с водительского сиденья
С другой – замок зажигания на рулевой колонке, а не на панели приборов, крышка бардачка в виде зеркала, дверные карты с горизонтальной, а не вертикальной прошивкой, передние сиденья не диванного, а раздельного типа
Обращает на себя внимание и таксометр с надписями на русском языке, промаркированный в рублях и копейках. Это в Германии-то!
Интерьер
После попадания в салон ГАЗ-24 Волги сразу заметно, что свободного пространства стало действительно больше, невзирая на почти не изменившиеся габариты. Однако отделка интерьера на седане не отличалась изысканностью, невзирая на прошлый век производства. Сидения получились достаточно удобными, что немного сглаживало первые ощущения от посещения салона.
Дебютные выпуски автомобиля получили наличие подлокотника, какой устанавливали промеж передними креслами. Немного позже его перестали применять в интерьере. Салон модели ГАЗ-24-10 полноценно был обновлен, что позволило иметь удобные подголовники и полноценную матерчатую обивку.
Приборная панель не выделяется роскошностью. Лицевую часть клеили пленкой под дерево. Бардачок смотрелся простенько, отсутствовала любая отделка. Низ панели получился железного типа, а рулевое колесо – достаточно крупным с тоненьким ободом.
После 1985 года усовершенствование ощутимо отражалось на данных деталях, где руль уменьшили в диаметре, а его обод прибавил в ширине. Приборная доска принципиально поменялась, теперь там было намного больше пластиковых деталей.
Обивка интерьера особо не рознились различием. Обивка выполнялась из кожзаменителя, а цвета разделялись на наличие коричневого, серого и красного. Немного позже заменили спидометр ленточного типа на стандартный стрелочный, какой был более работоспособен и не так быстро выходил из строя.
Также автомобиль получил отделочные дверные панели, имеющие горизонтальный рисунок, появилось наличие статических ремней безопасности для сидящих впереди и сзади, из-за чего, как раз, и убрали передний подлокотник, новой обивки сидений и прочих изменений.
Какой можно сделать вывод?
Внедорожник ГАЗ-3106 во время первых практических испытаний показал приемлемые результаты. Кроме удовлетворения техническими показателями, испытателям понравился уровень комфорта внутри салона. Все элементы управления находятся в непосредственном доступе, лобовое стекло обеспечивает хороший обзор, мягкое кресло позволяет проезжать без дискомфорта много километров.
После международной выставки 3106-м заинтересовались не только в России, но и за рубежом. Несмотря на большой спрос, довести проект до массового производства не получилось. Официальная причина не озвучена, остаются лишь догадки и информация из непроверенных источников.
Волга ГАЗ-3106 — ещё один перспективный проект отечественного производителя, который так и не дошёл до конечного потребителя. Если в первые годы после выставки люди верили, что скоро появится возможность купить внедорожник, то сейчас о нём уже все забыли и больше не ждут серийного выпуска.