Что такое модель поведения при организации ДД
Эксперты разработали всевозможные ситуации, возникающие на трассе. Модели поведения при организации дорожного движения – это основные правила и требования, которые необходимо выполнять пешеходам. Последними принято считать всех лиц, находящихся на проезжей части.
К категории относятся люди в инвалидной коляске, которая не оснащена двигателем, велосипедисты, мотоциклисты и лица, везущие санки или телегу.
Модель поведения при организации дорожного движения предполагает знание и понимание общих правил участниками ДД для их безопасности. При этом рассматриваются как повседневные случаи, так и непредвиденные ситуации. Например, как вести себя на дороге во время сильного ливня или что делать, если в общественном транспорте начался пожар.
Общие правила
Пассажиры обязаны передвигаться по тротуарам или велопешеходным дорожкам. Если таких нет, то по обочине. В ситуациях, когда лица, перевозящие большие предметы или передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя, доставляют неудобство остальным пешеходам, они могут осуществлять движение по краю проезжей части. Иногда для этого выделены отдельные полосы на трассе.
Чтобы обеспечить безопасность пешеходов, водителей и пассажиров, нужно четко следовать правилам:
- двигаться согласно правостороннему движению, которое установлено законодательством на территории РФ;
- не приносить намеренный вред дорожному покрытию или загрязнять его;
- запрещается портить, загораживать или снимать любые технические средства, которые служат для организации движения;
- знать ПДД, сигналы светофора и разметки, им следовать;
- запрещено оставлять на дорогах предметы, которые могут стать помехой.
Знание и соблюдение основных правил помогут избежать чрезвычайных ситуаций во время ДД.
Детальная информация видна на видео:
Островки безопасности
Важным элементом являются защитные места для людей. Согласно РФ ГОСТ Р 52766-2007, островками безопасности принято считать часть дорожного покрытия, где есть специальная разметка. Это безопасное место для пешеходов, поскольку автомобилям запрещено заезжать за установленные знаки.
Обычно островки безопасности находятся между двумя и более полосами дороги. Пешеход может остановиться на них, чтобы взглянуть по сторонам и только затем продолжить движение. Или, например, переждать красный свет светофора.
Островок безопасности может быть:
- В виде зоны, которая является частью пешеходного перехода.
- Дорожной разметкой.
- В виде участка, ограждённого бордюром над дорогой.
- Островок между двумя потоками движения.
Такие выделения безопасности побуждают водителя следить за определенным скоростным режимом, лишают возможности выезда на встречную полосу. Также создают физическую защиту для людей, переходящих дорогу.
Заезжать на островок безопасности машинам разрешено только в экстренных случаях: непредвиденная поломка, в целях избегания ДТП. В противном случае, для водителя предусмотрен штраф от 500 рублей и выше, в зависимости от ситуации.
Знаки
Они являются важной частью ПДД. Правила дорожного движения и знаки должны знать не только взрослые, но и дети
При чем, чем раньше вы начнете учить малышей, тем меньше риск возникновения опасности на дороге.
Самое главное и базовое правило – знать, где и когда можно переходить дорогу. Так пешеход обеспечивает себе защиту от транспортных средств. Самые безопасные переходы –надземные и подземные.
Чаще всего рядом с такими местами стоит квадратный голубой знак, внутри которого человек движется по ступеням.
В других случаях движение следует осуществлять по «зебре». Однако и здесь есть один нюанс. Прежде, чем совершить маневр, нужно убедиться в отсутствии автомобилей.
На автомагистралях зачастую можно увидеть круглый знак с красной рамкой. Внутри него изображен движущийся человек, перечеркнутый диагональной линией. Знак информирует о том, что переход в данном месте опасен для жизни.
Вышеупомянутые символы являются основными для пешеходов. С них стоит начать знакомить ребенка с моделью поведения при организации дорожного движения.
Однако не стоит забывать о светофорах.
Как доказать невиновность
Чтобы избежать обвинения в игнорировании безопасной дистанции, автомобилистам после аварии часто приходится обращаться в суд. Но фиксировать обстоятельства, свидетельствующие в его пользу, нужно еще на стадии оформления:
- сфотографировать, измерить собственный тормозной путь и оппонента;
- снять на камеру место ДТП, особенно предметы, которые могли способствовать созданию аварийной ситуации;
- доказать с помощью схемы аварии, что опасное сокращение расстояния между машинами было вынужденным из-за неверных действий других участников движения.
Последнее обстоятельство реально присутствует на загруженных транспортом дорогах. Часто автомобиль вынужденно шарахается в сторону, близко прижимаясь к другому, из-за спешащего проехать раньше всех мотоциклиста. В этих случаях стоит поискать очевидцев. Ведь многие автомобилисты настроены против таких провокаторов ДТП и обязательно дадут показания.
Аварии не было
Во время предполагаемого ДТП водитель находился в другом месте и точно не участвовал в нем. Доказать это помогут показания свидетелей, любые материалы, которые подтверждают, что ни водитель, ни его автомобиль не находились в указанное время в районе, где произошла авария. Это могут быть фотографии, парковочные талоны, чеки из магазинов и т.п.
В этом случае целесообразно провести трасологическую экспертизу с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП».
Размер штрафа после ДТП за несоблюдение дистанции
При ДТП налагается штраф за несоблюдение расстояния между автомобилями, т.е истинное нарушение правил дорожного движения.
Налагается штраф при условии, что обе машины находились в движении. Если одна из машин была припаркована или остановлена на светофоре, виновному вменяется другой вид нарушения. Вам также придется наказать, если пилот выбрал неправильную боковую дистанцию.
Если произошло столкновение двух автомобилей на одной полосе, движущихся в одном направлении, водитель второй машины всегда признается виновным. Это объясняется несоблюдением безопасного расстояния независимо от причин, приведших к резкому торможению впереди идущего автомобиля. В некоторых случаях нарушения ПДД происходят обоими водителями. Но это никак не влияет на определение виновника аварии. Но вину можно будет возложить только после внутреннего расследования. Для этого проводится стандартная процедура записи места происшествия с установкой важных параметров:
- тормозной путь;
- повреждение автомобилей;
- наличие дорожной разметки и знаков;
- погода;
- техническое состояние автомобиля.
По результатам полученных данных анализируется причастность каждого водителя к ДТП. После определения виновника ДТП информация фиксируется в документах.
Если столкновение небольшое и повреждение автомобиля незначительное, то допускается Европротокол, по которому от страховой компании можно получить до 50 тысяч рублей. В ситуациях, когда водители не могут мирно решить проблему, вызывают ГИБДД.
Правила одинаковы для всех, что говорит о безусловной вине водителя автомобиля, находящегося на заднем сиденье другого транспортного средства.
Что не расценивается как покидание места происшествия
Естественно, не считается покиданием аварии:
- Передвижение автомобилей.
- Доставка пострадавших в медучреждение в случае крайней необходимости
- Покидание места происшествия, если водитель вернулся.
Почему это так — вполне понятно. Оставление аварии должны зафиксировать автоинспекторы, составив протокол об этом административном правонарушении. Делается это в случае, когда кто-либо из участников не присутствует при оформлении ДТП.
Если водитель присутствовал при заполнении документов, скрывшимся он считаться не может. А если нет оформления — нет и скрывшихся. Поэтому, если автоинспекторы не будут фиксировать столкновение, то и скрывшихся никак не будут искать и наказывать.
Что такое «Оставить место ДТП»
Приходится сталкиваться со множеством определений схожих с понятием «Покидание места ДТП» (которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), путаница в этом вопросе недопустима.
Оставление – это открытое удаление на значительное расстояние (вне видимости других участников) от места аварии на относительно продолжительный срок, то есть отсутствие участника при прибытии сотрудников ГИБДД, представителей страховой организации и пр.
Покинуть ДТП водитель может:
- на автомобиле, который участвовал в аварии;
- другим способом (пешком, на такси, на другой машине и т.п.), хоть машина и осталась на месте происшествия.
Не является оставлением:
- передвижение машины с позиции автостолкновения (например, на обочину, то есть на 10-15 м.);
- передача автомобиля другому лицу, которое самостоятельным ходом или на эвакуаторе перевезет его на значительное расстояние от локации ДТП.
Может ли задний водитель не виноват, если передний тормозил без причины
Экстренное торможение это одно из разрешенных действий Правилами, призванных предотвратить возможное ДТП (п. 10.5 ПДД).
Однако запрещено совершать резкое торможение непреднамеренно на дороге, так как это может ввести в заблуждение или угрожать безопасности иных участников движения. Говоря простым языком – резко притормаживать можно только в экстренных случаях.
В рассматриваемой ситуации, если первый водитель тормозил без причины, он будет признан виновным, при условии доказанности нарушения с его стороны.
Второй участник ДТП, въехавший в его бампер, также будет привлечен к административной ответственности, так как не соблюдал безопасную дистанцию при движении.
Поэтому когда водитель врезался в бампер другой машины, применившей экстренное торможение, по причине предотвращения аварии, то виновником будет признан второй участник столкновения, который не соблюдает необходимое расстояние.
При этом первому водителю необходимо доказать то, что ДТП действительно могло случиться и он резко снизил скорость или остановился.
Когда водителя нет на месте происшествия
Типичными ситуациями, когда к приезду сотрудников ГИБДД участника аварии не оказалось на месте, являются:
водитель находился в алкогольном состоянии. Общеизвестно, что в последние годы для тех, кто вел за руль пьяным, наказание ужесточается. Вместе с тем, аварий с серьезными повреждениями машин, жертвами среди людей меньше не становится. Безосновательно надеясь избежать ответственности, такие водители скрываются с места столкновения машин или наезда на пешехода;
если в результате ДТП были причинены серьезные травмы людям, повлекшие смерть или тяжкий вред здоровью: в таких случаях скрываются из-за страха перед уголовным наказанием;
тот, по чьей вине были причинены повреждения другому автомобилю, попросту не заметил этого. Так, при выезде с парковки, разворотах часто водитель не замечает, что слегка задел рядом стоящий автомобиль. Эти случаи являются самыми спорными в судебной практике, поскольку возникает вопрос о наличии умысла, который фактически не всегда удается установить;
скрываются те, кто рассчитывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности (три месяца)
Стоит принять во внимание: с учетом многочисленных камер видеонаблюдения, в настоящее время разыскать виновника аварии для сотрудников ГИБДД не составляет труда;
уезжают по причине нежелания ожидать ДПС – назначена встреча, слишком длительное ожидание, важные дела и т.д.
Вопрос — ответ
Вопрос:
Мой ребенок бросил из окна нашей машины мяч в пешехода, мы не остановились Что грозит водителю – отцу ребенка за скрытие с места ДТП? Пешеход написал на нас заявление.
Водителю ничего не грозит, поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия отсутствует: автомобиль не является «участником» действий вашего ребенка. Показательным примером отсутствия происшествия является одно из Постановлений Верховного суда: камнем из-под колес автомобиля было разбито лобовое стекло другой машины. Водитель был признан виновным в том, что не остался на месте ДТП. Верховный Суд с такой позицией не согласился, указав, что самого происшествия не было – повреждения другому автомобилю были причинены вне зависимости от действий водителя, ведь он не мог предвидеть таких последствий.
Вопрос:
Я наехал на металлическое ограждение возле учреждения. Светит ли мне какое-либо наказание, с места наезда я уехал, ущерб от повреждения возместить согласен?
В практике имеются случаи, когда водитель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за то, что уехал после повреждения сооружения, постройки и т.д. В описанной вами ситуации вы будете подвергнуты наказанию по указанной статье, поскольку ваш автомобиль стал участником дорожно-транспортного происшествия с повреждениями, причиненными имуществу. Если вы в добровольном порядке погасите ущерб от наезда, это будет смягчающим обстоятельством, влияющим на вид и размер наказания.
Вопрос:
Если я наехал на какой-то предмет, лежащий на дороге и поехал дальше, будет ли это правонарушением по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ? Повреждения причинены только моей машине.
По смыслу ст. 2.5 ПДД и ст. 12.27 КОАП РФ ваши действия, как это не парадоксально звучит, подпадают под умышленное оставление места ДТП. Вместе с тем, Верховный Суд РФ разъяснил, что подобные несоблюдения ПДД являются малозначительными, поскольку не создают опасности для других лиц, другому имуществу, не причиняют вред никому, кроме самого водителя. На основании ст. 2.9 КОАП РФ, в силу малозначительности, виновный может быть освобожден от наказания.
Вопрос:
Чтобы избежать столкновения, из-за созданной автомобилем Фольксваген помехи я увернулся вправо и совершил столкновение с автомобилем Лада. Фольксваген не получил каких-либо повреждений, продолжил движение и скрылся, будет ли водитель данной машины нести ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ?
Отсутствие повреждений на автомобиле под управлением виновного в ДТП гражданина не освобождает от обязанности следовать требованиям ПДД о нахождении на месте происшествия. Поэтому водитель Фольксваген должен быть привлечен к ответственности. Но при условии, что водитель Фольксвагена нарушил правила ПДД.
Вопрос:
Что будет, если оба участника происшествия покинули место столкновения?
Эти водители не смогут возместить вред через страховые компании, поскольку обстоятельства не зафиксированы сотрудниками ДПС. Кроме того, доказать в суде причиненный каждому из них вред будет крайне затруднительно. Водителям также грозит обоюдная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ за покидание места аварии.
Какие доказательства могут пригодиться в ГИБДД и на суде?
Ключевым в определении виновности подрезавшего водителя является доказательная база. Чем весомее у вас аргументы, тем больше шансов остаться правым.
Причём, даже если ДТП оформлено, а видеозапись или заключение экспертов вы получили позднее, их нужно всё равно приобщить к материалам дела в ГИБДД или суд.
Итак, о самих доказательствах…
Запись видеорегистратора
Как ни банально это прозвучит, но запись видеорегистратора из машины – один из надёжных и доступных доказательств для водителя в 2022 году. Не исключено, что данная запись окажется единственным доказательством.
Если у вас нет регистратора, стоит похлопотать и найти очевидцев происшествия. Возможно, кто-то из водителей ехал рядом. И, если у него установлен видеорегистратор, то наверняка сохранилась и запись аварии с вашим участием. Нужно лишь сохранить информацию на свой ноутбук или смартфон (с помощью USB-кабеля). Сделайте себе и резервную копию записи на случай, если файл вдруг повредится.
Не забудьте сообщить инспектору ГИБДД о наличии записи с регистратора. Пусть он просмотрит эпизод своими глазами. Это должно помочь прояснить ситуацию и установить настоящего виновника аварии – того, кто агрессивно вклинился в ваш ряд и резко затормозил.
Поиск наружных камер
Записи уличных камер видеонаблюдения – это второй информативный источник, который может здорово помочь с анализом происшествия.
Осмотритесь на месте ДТП, наверняка поблизости вы заметите наружные камеры, в чьем поле зрения участок дороги – камеры могут быть у магазинов, офисов, хостелов, школ, бюджетных учреждений. Если таковые найдутся, попросите хозяев заведений сохранить запись. А лучше отдать её вам. Но в последней просьбе могут отказать. В таком случае ходатайствуйте в ГИБДД об изъятии записей с наружных камер и приобщении к материалам дела. И тогда просто попросите хозяев камер сохранить для вас запись определённой даты и времени, чтобы она не перезаписалась.
Фото и видео с места ДТП
Возьмите за правило фиксировать объекты аварии – на фото и видео.
Сфотографируйте расположение обоих автомобилей на дороге (если второй участник ДТП, конечно, не скрылся). Захватите на фото другие объекты инфраструктуры на местности – светофоры, разметку, номера домов, вывески магазинов и т.д.
Сделайте фото повреждений на автомобилях. Зафиксируйте отпечаток протектора на асфальте, осколки битого стекла, «вмятины», отвалившиеся части бампера или другие повреждения (в том числе дорожной инфраструктуры).
Осенью и зимой нужно оперативно фиксировать следы аварии, потому как мокрый снег и грязь могут помешать сделать это в дальнейшем. Тем более, что иногда приходится ждать приезда ГИБДД несколько часов.
Свидетельские показания
Также следует найти очевидцев происшествия: других водителей или пешеходов. Возможно, они сами предложат вам свою помощь. Запишите ФИО, адрес и телефон свидетелей ДТП – в дальнейшем придётся ходатайствовать об их вызове на разбор в ГИБДД или в суд.
Заручитесь их готовностью выступить свидетелем на вашей стороне.
Кроме того, очевидцев можно искать и после ДТП. Например, написав сообщение в городскую группу в соцсетях или подав объявление в газеты. Иногда это помогает найти тех, кто видел опасный манёвр второго водителя, но чьи данные вы не смогли записать на месте.
Трасологическая экспертиза
Произошедшая авария порождает массу споров. Установить истину бывает крайне сложно – в таком случае можно прибегнуть к помощи трасологической экспертизы, путем подачи ходатайства в суд.
В ходе такой экспертизы проводится исследование и оценка следов с места ДТП.
Например:
- в каком месте произошло столкновение,
- под каким углом,
- какое ТС оставило следы на асфальте,
- каким был тормозной путь,
- сколько всего было автомобилей,
- соответствуют ли найденные детали модели конкретной машины и т.д.
Трасологическая экспертиза позволяет понять верность ваших действий, которые вы предприняли после того, как второй водитель подрезал вас и резко затормозил. В том числе, если ДТП было бесконтактным, и особенно – с нанесением вреда здоровью других людей или ущербом имуществу.
Когда выписывается штраф за несоблюдение дистанции?
Само по себе нарушение очень трудно поддается фиксации в движении, так как видеокамеры на дорогах слишком низкой скорости кадрирования съемки, чтобы можно было внимательно разглядеть дистанцию. Тем не менее, нарушение представляет собой огромную опасность для возникновения ДТП.
Штраф за несоблюдение дистанции по данной статье выносится исключительно после столкновения с водителем другой машины в движении. Происходят ДТП подобного рода возле светофоров, пешеходных переходов, при возникновении пробок на городских дорогах и т.д. Фиксируется данное нарушение по 2 пунктам:
- 10.1 – неправильный подбор скорости движения
- 9.10 – несоблюдение дистанции
Вырезка из правил ПДД. 10.1. Водитель обязан управлять транспортным средством со скоростью, которая не будет превышать установленного ограничения, при этом необходимо учитывать интенсивность движения на дороге, состояние транспортного средства и различные особенности (груз, метеорологические условия, видимость и прочие дорожные проблемы, мешающие полноценному движению). Скорость автомобиля должна позволить водителю в случае экстренного торможения впереди едущего транспортного средства среагировать без последствий. При возникновении опасности в период движения водитель должен принять все меры по снижению скорости, вплоть до полной остановки средства передвижения.
Как определяется кто виноват
Если случилась авария, и её оформлением занимаются сотрудники ГИБДД, определяется нарушения правил, которые произошли перед ДТП. Если их допустил только один участник, как правило, он и признаётся виновником.
Установить виновность может только суд, сотрудники Автоинспекции не наделены такими полномочиями. Принято по умолчанию, что, если только один участник движения нарушил ПДД, он признаётся виновным, и, как правило, если нарушение очевидное, спорить с обвинением не имеет смысла. Но если виновность неявная, её будет устанавливать суд. Причём обратиться в суд может несогласный с обвинением самостоятельно.
Виновник будет нести гражданско-правовую ответственность, то есть будет обязан возместить причинённый вред (по ОСАГО это сделает страховая компания), а также административную или уголовную, если пострадали люди.
А административную должны будут понести не только виновник, но и потерпевший, за совершённые каждым из них перед аварией нарушения ПДД, даже если они и не стали причиной происшествия, в том числе и за выезд на встречную полосу (если, конечно, нарушения были).
Двигающийся только по своей части дороги, не совершая манёвров, всегда обладает преимуществом. Поэтому в большинстве случаев виновным признают выехавшего на участок проезжей части, который предназначен для движения в другую сторону, так как, если он даже и не нарушил правил, выехав на чужую полосу, он не выполнил требований уступить дорогу.
Действия
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
- выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
- не убирать ТС с места аварии;
- сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
- взять контакты очевидцев.
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Что делать при ДТП на парковке
Если вы виноваты в столкновении машин, то вам следует:
- не менять положение транспортного средства. Остановите машину, заглушите мотор и включите ручной тормоз, зафиксировав авто в неподвижном положении;
- включить аварийную сигнализацию;
- установить знак аварийной остановки, обозначив себя на дороге;
- выйти из машины, чтобы убедиться в отсутствии иных участников аварии. Они могут появиться, если пострадавшая машина сместилась, врезалась в стоящий рядом автомобиль и так далее по цепочке;
- проверить наличие пострадавших. Если таковые имеются — вызвать скорую помощь. Если состояние потерпевшего расценивается, как тяжелое, следует безотлагательно собственными силами доставить пострадавшего в больницу (такие аварии с тяжелыми последствиями на парковках практически не случаются);
- осмотреть повреждения транспортных средств или неподвижных конструкций (в случае наезда на шлагбаумы, знаки и прочее);
- сделать фотографии и записать видео, на котором было бы зафиксировано место происшествие, положение авто и повреждения.
Дальнейшие действия определяются наличием пострадавших и размером причиненного ущерба. Если раненых нет, а сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей, можно обойтись без вызова ГИБДД. (ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ) Для таких ситуаций закон предусматривает Европротокол, облегчающий оформление происшествия и получение компенсации от страховой компании.
При значительной сумме ущерба или наличии травм у участников ДТП без суда и ГИБДД не удастся оформить происшествие и добиться компенсации. Однако на парковках подобные аварии случаются не часто.
С учетом небольшой скорости движения, автомобили могут остаться целыми. Иногда дело обходится лишь сработавшей сигнализацией и стертой с бампера грязью. Что же делать виновнику ДТП, если нет повреждений?
Даже если вы не заметили царапин и вмятин на машине пострадавшего, не стоит покидать место аварии без согласования с ним. Авария, даже самая незначительная, вызывает стресс. Вы можете не заметить каких-то вмятин или царапин на чужой машине, и уедете. Хозяин же, увидев нанесенный ущерб, вызовет ГИБДД. В таком случае придется отвечать не только за ущерб и аварию, но и за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).
Это касается и столкновений с неподвижными препятствиями, за повреждения которых тоже придется отвечать.
Независимо от того, виноваты ли вы в аварии или являетесь пострадавшей стороной, стоит собрать данные очевидцев и при возможности сделать фото- и/или видеозапись. Это поможет в случае судебных разбирательств со сторонами ДТП и страховой компанией.
Судебная практика
Судебная практика сводится к признанию факта присутствия выезда на чужую полосу с нарушением норм законодательства. Если действие подтверждается, это повлечет за собой лишение водительских прав. Наказание за ДТП на встречной полосе несет виновник происшествия. Суд определяет, какую меру наказания назначить. Санкции зависят не от обстоятельств происшествия, а от его последствий. Исключение составляют ситуации, в которых фигурирует алкогольное опьянение водителя.
Так, произошло столкновение автомобилей в результате нарушения пункта 10.1 ПДД РФ. Пытаясь уйти от аварии на собственной полосе, водитель одного из транспортных средств выехал на встречку. Это привело к столкновению с движущимся по ней автомобилем. Вина была вменена водителю, выехавшему на встречку.
Виновник ДТП при выполнении поворота налево
Чаще всего к возникновению ДТП при повороте налево приводит следующая ситуация: один из шоферов начинает обгонять, а другой поворачивает. Во время обгона, находящееся впереди средство уже начало поворачивать налево. Такие обстоятельства нередко приводят к столкновению и значительным печальным последствиям.
Большинство решений, вынесенных судами, признают виноватыми обоих водителей. Следовательно, оба автомобилиста несут обоюдную юридическую ответственность. Однако в судебной практике существуют и обратные примеры.
С активным использованием современных видеорегистраторов выявление виновных стало более упрощенным. Практика использования записей также существенно упростила ведение судебного процесса. Однако ДТП при повороте налево является очень спорным моментом, в котором желательна хотя бы какая-то предварительная консультация юриста.
Когда инспектор не выпишет штраф виновнику
Шанс избежать наказания за игнорирование безопасной дистанции есть в нескольких случаях:
- авария случилась из-за отказавших тормозов участника;
- несоблюдение бокового расстояния между машинами не зафиксируют, если происшествие произошло на узкой дороге при выезде одной из них со стоянки;
- автомобилист начал совершать маневр, не просигналив об этом другим;
- погода во время аварии была такой, что и экстренное торможение не спасло бы от нее.
При перечисленных условиях устанавливать виновника будут по другим обстоятельствам дела. Вовсе необязательно им станет водитель, который якобы не держал дистанцию.
Применить статью за нарушение пункта 9.10 ПДД не удастся, если:
- Произошел наезд на ТС, находящееся в состоянии покоя. Обвинение в несоблюдении дистанции возможно, только если авто всех участников двигались.
- Нет разметки на дороге, позволяющей определить расстояние между машинами. Ее отсутствие тоже не позволит инспектору оштрафовать водителя.
- ДТП не произошло. Несоблюдение дистанции нужно подтверждать фактами, которых у сотрудника ГИБДД без измерения расстояния, оценки тормозного пути и других признаков нарушения быть не может.
О том, что собой представляет безопасная дистанция на дороге, смотрите в этом видео:
О движении задним ходом
Именно красный автомобиль и будет виновен по умолчанию в таких ДТП по закону 2019 года. Всё дело в том, что Правила не требуют держать расстояние до стоящего впереди автомобиля. А вот обеспечить безопасность движения задним ходом ещё как требуют! В данном случае даже небольшой откат назад – это движение задним ходом, вне зависимости от наличия привода от двигателя, обеспечивающего такое движение. Просто покатился? Движение задним ходом налицо!
В нашем случае водитель впереди стоящего автомобиля, который откатился назад, нарушает пункт 8.12 Правил, находящийся в разделе маневрирования:
Таким образом, в ДТП, где автомобиль сзади прижался слишком близко без дистанции, а передний при трогании откатился назад, виновность будет у водителя откатившегося автомобиля. Но это в общих случаях, а есть ещё частные.
Вообще, в различных дорожных ситуациях всегда действует одно общее правило – если автомобиль стоял, и в него въехали, то даже при сотне нарушений у стоящего виноват в ДТП будет въехавший. Даже если он остановился в неположенном месте, был пьян, не имел права управления и так далее.
В каких случаях за сбитого пешехода привлекут к уголовной ответственности?
Если водитель, нарушивший Правила дорожного движения, сбил пешехода, здоровью которого был причинен тяжкий вред, либо пешеход погиб, водитель будет привлечен к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ (Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств): если пешеход в результате ДТП получил тяжкие телесные повреждения, водителю могут назначить принудительные работы до 2 лет, лишение свободы до 2 лет, ограничение свободы до 3 лет, арестовать до 6 месяцев; если же при наезде пешеход погиб, водителя ждет назначение принудительных работ на срок до 4 лет либо лишение свободы до 5 лет. Если преступление в рамках статьи 264 УК РФ было совершено водителем в состоянии алкогольного опьянения, то наказание будет существенно строже.
Также в этом случае потерпевший пешеход или его законные представители имеют право обратиться с иском в суд в отношении водителя для компенсации материального и морального вреда.