Что такое тяжелые БМП и для чего они нужны
Боевые машины пехоты, как отдельный вид бронетехники, появились во времена Холодной войны – в период острейшего противостояния между СССР и НАТО. В середине 60-х годов основным ударным инструментом сухопутной войны считались танки. Именно танковые дивизии должны были стремительно идти вперед, прорывая оборону противника. Однако танки без поддержки пехоты беспомощны, поэтому для ее транспортировки были придуманы специальные боевые машины – БМП, способные не только сопровождать танки, но и поддерживать их огнем.
Так как главной танковой державой в то время был Советский Союз, то неудивительно, что первая боевая машина пехоты появилась именно в СССР. БМП-1 была легкой и высокоподвижной машиной с безоткатным орудием – на БМП-2 его заменила автоматическая пушка – и ПТРК. Она имела комплекс защиты от оружия массового поражения, и вполне могла на поле боя поддержать огнем танки и пехоту. Правда, уровень защищенности советских БМП оставлял желать лучшего, они весьма уязвимы для ручных гранатометов и автоматических малокалиберных пушек. В СССР считали, что повышать бронезащищенность БМП до уровня танковой непрактично и экономически неэффективно.
На Западе по достоинству оценили советский «почин» и очень обзавелись собственными боевыми машинами пехоты. Правда, западная концепция их применения несколько отличалась от советской. Одним из главных параметров боевой эффективности БМП натовские стратеги считали высокий уровень защищенности боевых машин. Поэтому если советская БМП-1 весила 14 т, то немецкая «Мардер», появившаяся в конце 60-х годов, имела массу более 28 т.
В начале 80-х годов израильтяне приняли на вооружение два тяжелых гусеничных бронетранспортера «Ахзарит» и «Нагмашот», которые были разработаны на базе танков Centurion и трофейных Т-55. Идея оказалась весьма удачной: обладая высоким уровнем защищенности, эти БТР выдерживали не только попадания реактивных гранат, но даже ПТУРов. Правда, как и положено бронетранспортерам, эти машины не имели собственного тяжелого вооружения. Но теперь до идеи создания тяжелой БМП оставался буквально один шаг…
«Я знаю эту боль»
Идея проекта возникла в апреле, когда Сергей вместе с женой Еленой смотрел выпуск новостей о спецоперации.
«Говорили про то, как идут дела на фронте, показывали наших (военных. — RT). Я сказал жене, что больше не могу так сидеть и смотреть, надо что-то делать. Она только кивнула и ответила: «Конечно, поезжай», — вспоминает Сергей.
На следующий день мужчина на личные деньги — 500 тыс. рублей — закупил в магазине продукты и сигареты для солдат и отправился в Белгородскую область, к границе с Украиной. Вначале он раздавал бойцам шоколад, чай и средства гигиены, а затем вместе с друзьями решил пожарить шашлыки и накормить солдат, которые возвращались в Россию после боёв.
После этого мужчина передал управление бизнесом в Калуге старшей дочери, а всё своё время стал отдавать помощи военным. Его жена тоже присоединилась к нему.
«То, что мы готовим (шашлыки, шурпа, плов, салаты), — это всё напоминает им об отдыхе, который был у них в мирной жизни. Они кушают и вспоминают, как ездили с семьёй на дачу, с друзьями на рыбалку. Ну и горячая пища им полезна, они ведь постоянно на сухпайках, а во время наступления или обороны вообще не до еды: раз в сутки что-то быстро перехватят, и всё. Едят наши солдаты немного: по три кусочка возьмут — и им достаточно, за время службы желудок становится маленьким», — говорит Сергей.
Солдаты в благодарность за еду и отношение называют Сергея батей. Он признаётся, что ему приятно такое обращение.
«Все ребята, которые там воюют за нас, — чьи-то дети. Их ждут матери, отцы. Я знаю, какую боль испытывает родитель, когда теряет своего ребёнка. Когда моему сыну было 14 лет, у него обнаружили рак. Мы начали лечение. В 15 лет он ушёл, ушёл у меня на руках, — говорит мужчина. — Все эти солдаты для меня — как дети. Надо просто видеть глаза офицера, которого мы угощаем едой, и он говорит: «Мне 52 года, я не думал, что в этом возрасте смогу плакать. Спасибо вам!»
Чего ждать в будущем
По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, во втором квартале 2021 года продажи электромобилей в ЕС увеличились на 231,6% по сравнению со вторым кварталом 2020 года. Особенно высокий спрос наблюдается в Испании (372%) и в Германии (357%).
Аргоннская национальная лаборатория сообщает, что в США в мае 2021 года продажи электромобилей выросли на 329% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
По мнению промышленного иллюстратора и автомобильного дизайнера Андрея Сулемина, дизайн электромобилей пока привязан к классическому образу, и нужно время, чтобы создать новый облик:
«В последние пять лет начался резкий поворот в сторону электромобилей, что открывает большие возможности, но пока что все очень сильно привязываются к образу классического автомобиля. Тут видится и боязнь чего-то слишком нового, и компоновочные вопросы. Каким бы современным ни был автомобиль, у него будет двигатель спереди или сзади, место, куда хочется положить чемоданы, место, куда надо сесть самому. И проблема изменения стайлинга без изменения концепции вряд ли куда-то уйдет».
Министерство транспорта Англии к концу 2021 года планирует легализовать автопилоты на дорогах и разрешить водителям отрывать руки от руля. Пока за это предусмотрены штрафы и даже лишение прав.
Исследователи консалтингового агентства McKinsey считают, что к 2030 году 15% авто будут беспилотными, а к 2040-му — более 90%.
Андрей Сулемин:
«Из-за скорости прогресса самоуправляемые автомобили через десять лет испытаний до сих пор не стали полноправными участниками движения, а в ближайшей перспективе это основное, что может кардинально повлиять на внешний вид».
Защищенный модульный автомобиль «Волк»
Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.
Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.
Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.
Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.
Lexus NX
В 2022 году российские автолюбители смогут приобрести доработанный кроссовер второго поколения. По заверениям создателей, 95% деталей были разработаны с нуля.
Машина сменила платформу на GA-K (TNGA) и будет выпускаться в комплектациях на 150, 199 и 379 л.с., с атмосферными бензиновыми моторами 2 и 2,5, а также турбодвигателем 2,4.
Разработчики уделил должное внимание салону, сделав акцент на удобстве, к примеру, установили тачпад вместо сенсорного управления, а дисплей управления переместился ближе к месту водителя
Обзор Lexus NX 2022 для России: характеристики, комплектации и цены
Также компания собирается выпустить флагманский внедорожник нового поколения. Оснащение и интерьер будет заметно дороже, а мощность мотора составит 299 л.с.
С неба — в бой
При заказе у промышленности самого массового транспортного средства Министерство обороны ставит во главу угла сохранение жизни военнослужащих. Поэтому сегодня из получаемых по Гособоронзаказу для Вооружённых сил новых машин большинство составляют образцы автомобильной бронетехники. Защищённые мобильные транспортники теперь способны не только перевозить личный состав. После установки боевого оснащения они стали также и средствами огневого поражения противника.
В июле 2021 года в Воздушно-десантные войска России начались серийные поставки Новейший быстроходный броневик обеспечит десантно-штурмовым соединениям выполнение всего спектра решаемых ими задач.
kremlin.ru
Автомобиль специального назначения, десантируемый парашютным способом «Тайфун-ВДВ».
Автомобиль с большим дорожным просветом (420 мм) предназначен для перевозки личного состава (вместимость 7 военнослужащих) и воинских грузов. Масса машины — 13,5 т, длина — 6 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,96 м. При этих габаритах у «Тайфуна-ВДВ» отличные динамические характеристики, позволяющие маневрировать на всех видах местности. Подвеска выполнена на основе гидропневматических амортизаторов. Двигатель мощностью 350 л.с. позволяет развивать скорость до 130 км/ч. Запас хода с полной заправкой топливом — 1.200 км.
По огневой мощи «Тайфун-ВДВ» — один из самых мощных армейских бронеавтомобилей в мире. На нём установлен дистанционно-управляемый боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Ожидается, что автомобиль также станет носителем предназначенной для поддержки десантно-штурмовых подразделений ВДВ новейшей миномётной системы «Дрок». Это высокомобильное артиллерийское оружие десанта будет вести стрельбу обычными и новыми с увеличенной дальностью стрельбы и могуществом минами из боевого отделения машины, в которой предусмотрена также и возможность выноса миномёта и стрельба с грунта.
Система десантирования для крупногабаритной боевой техники создаётся в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Парашют». Гендиректор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков недавно сообщил, что парашютная система состоит из нескольких куполов площадью по 770 квадратных метров каждый. В варианте с максимальной грузоподъёмностью таких куполов — семь. Они позволят десантировать машины «Тайфун-ВДВ» с личным составом внутри.
Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Бронеавтомобиль «Тайфун-К»
Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23 и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.
Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.
«Соратник»
Одна из наиболее свежих наших разработок в сфере боевых роботов. «Соратник» разработан концерном «Калашников» и относится к среднему классу. Способен выполнять задачи по разведке, патрулированию, разграждению. «Соратник» умеет действовать в связке с беспилотником. Максимальная дальность обнаружения целей — 2,5 км.
Общая масса машины со всеми наворотами может достигать 7 тонн. Максимальная скорость — 40 км/ч, радиус действия — до 10 км.
Вооружение: пулемёт Калашникова, крупнокалиберный пулемёт, гранатомёт АГ-17А, до восьми ПТУР «Корнет-Э».
Этот робот засветился в свежей передаче про действия бойцов Сил специальных операций в Сирии (5:20):
Новый стратегический бомбардировщик
В России ведется разработка нового стратегического бомбардировщика, который должен будет прийти на смену самолетам Ту-160 и Ту-95. Разработку нового ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) поручено вести КБ имени Туполева, хотя можно отметить, что туполевцы начали работу над этой машиной еще в 2009 году. В 2014 году между КБ и Министерством обороны был подписан контракт на проведение проектных работ.
Информации о будущем самолете очень мало, но руководство ВВС России заявило, что самолет будет дозвуковым, сможет нести больше вооружения, чем Ту-160 и скорее всего, будет изготовлен по конструкции «летающее крыло».
Готовность первой машины ожидается в 2022 году, а старт серийного производства – в 2025 году. Следует отметить, что работы по созданию аналогичного самолета сейчас идут и в США. В рамках проекта Next Generation Bomber разрабатывается дозвуковой самолет с низким уровнем заметности и большим радиусом действия (около девяти тысяч километров). По данным СМИ, стоимость одной такой машины может достигать полмиллиарда долларов.
После распада СССР авиационная отрасль пережила нелегкие времена. Реализация многих проектов была отложена на годы, и сейчас самое время наверстать упущенное. Предстоит разработка истребителя шестого поколения — но это пока что почти фантастика.
Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»
«Водник»
http://btvt.narod.ru/5/Vodnik/v-8.jpg |
ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».
Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.
Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.
Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.
Су-35
Еще одним новейшим самолетом, недавно принятым на вооружение ВВС России, является Су-35. В 2014 году в авиаполки ВКС прибыли 12 подобных самолетов, всего же до конца 2022 года в ВВС поступит 48 Су-35. Этот самолет, разработанный в ОКБ имени Сухого, относится к поколению 4++ и обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения.
От ПАК-ФА он отличается только отсутствием стелс-технологий и активной фазированной антенной решетки (АФАР). Самолет оснащен новой информационно-управляющей системой, РЛС с фазированной решеткой, новыми двигателями с управляемым вектором тяги, которые могут развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Усилен также планер самолета.
С принятием на вооружение этого самолета российские военные летчики могут дать отпор новейшим самолетам последнего поколения.
Основные характеристики самолета Су-35:
Размер крыла, м | 14.70 |
Длина самолета, м | 22.18 |
Высота самолета, м | 6.35 |
Площадь крыла, м2 | 62.00 |
Масса | |
пустого самолета | 18400 |
нормальная взлетная | 25700 |
максимальная взлетная | 34000 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ АЛ-31ФМ. |
Максимальная тяга, кгс | 2 х 12800 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
у земли | 1400 |
на большой высоте | 2440 |
Практический потолок, м | 18000 |
Практическая дальность, км: |
Авантюра не пройдет
При оценке возможностей США нанести по России массированный ядерный удар нужно иметь ввиду, что значительная часть американских боеголовок имеет среднюю дальность полета не более 2000 км, а это подразумевает целый ряд ограничений. Для реализации своей стратегии Пентагону нужно: задействовать огромные силы и средства, осуществлять запуск ракет вблизи границ России и развернуть ядерные носители в режиме максимальной скрытности.
Размещение наступательного ядерного вооружения в Европе запрещают российско-американские соглашения, а значит реализация ядерной атаки на Россию будет возложена на авианосные ударные группировки (АУГ). Сделать это незаметно для российских радиолокационных и спутниковых средств слежения фактически невозможно: американские АУГ буду обнаружены еще до входа в Норвежское или Северное море. Вторым препятствием на пути к запуску ракет станет Северный флот РФ, который американцам придется каким-то образом обезвредить, что даже в случае успеха значительно отсрочит начало ядерного удара и лишит Пентагон внезапности.
Другой вариант, который могут использовать в США – отправить к российским берегам подводные лодки типа «Огайо», оснащенные крылатыми ракетами «Томагавк». Это 4 субмарины, имеющие на борту в совокупности не более 550 ракет. Для сопровождения ракетоносцев нужно задействовать в несколько раз большее количество подлодок прикрытия, что значительно повышает шансы их обнаружения. Использование баллистических ракет «Трайден», которыми также оснащены подводные лодки типа «Огайо», не менее проблематично: учитывая их дальность (свыше 7 тыс. км), они будут отслежены задолго до подлета к воздушному пространству России. Таким образом угроза массированного «обезоруживающего» удара по нашей стране со стороны США имеет неважные перспективы.
Константин Сивков, член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук, обращает внимание на то, что НАТО при нанесении «обезглавливающего» удара по России может использовать фронтовую авиацию, которая дислоцирована в Норвегии и странах Балтии. По словам эксперта, она в состоянии «достать высокозащищенные объекты российских стратегических ядерных сил» и базы субмарин, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами
Сивков также предостерегает, что под видом ПРО на американских кораблях размещаются пусковые установки Mk-41, которые способны перевооружаться «Томагавками».
БМП Т-15 – настоящая боевая машина будущего
Прежде чем перейти к обзору Т-15 необходимо сказать несколько слов о проекте «Армата» в целом, ибо он, безусловно, этого заслуживает.
В 2009 году на «Уралвагонзаводе» приступили к созданию новой универсальной боевой платформы «Армата». В этом проекте танкостроители соединили наработки последних двадцати лет («Объект 640», «Объект 195», «Объект 299»), а также огромный задел, который был создан еще в советский период.
«Армата» – это не просто боевой танк, а такой себе бронетанковый конструктор, с помощью которого можно изготавливать различные варианты боевой техники. Меняя расположение силовой установки и трансмиссии, добавляя необходимое вооружение и оборудование можно получить несколько десятков наименований бронетехники. И все это благодаря модульной конструкции платформы «Армата».
БМП Т-15 – это одна из «ипостасей» «Арматы». Ее вес составляет 48 т, что больше, чем у ОБТ Т-90. Но при этом ее максимальная скорость превышает 70 км/ч, что превышает аналогичный показатель 30-тонной американской БМП «Бредли».
Т-15 имеет компоновочную схему с передним расположением силовой установки, что дополнительно защищает экипаж и десантников от фронтального огня. В задней части БМП находится откидывающаяся аппарель, через которую десант покидает машину.
Продуманная эргономика боевого и десантного отделения БМП позволяет экипажу и десантникам долгое время оставаться внутри боевой машины, что особенно важно в случае применения противником ядерного или химического оружия
Особое внимание разработчики уделили противоминной защите БМП
В задней части корпуса боевой машины установлен необитаемый боевой модуль «Бумеранг», аналогичный тому, что будут устанавливаться на БМП «Курганец» и колесных бронетранспортерах. Подобное конструкторское решение выглядит весьма удачным с точки зрения унификации деталей и удешевления эксплуатации бронетанкового парка. Кроме того, для Т-15 дополнительно разрабатывается боевой модуль «Байкал», в состав которого входит 57-мм автоматическая пушка.
Т-15 оснащена дизельным силовой установкой мощностью 1500 л. с. Скорость движения этой боевой машины по пересеченной местности составляет 45-50 км/ч.
Как и танк Т-14 «Армата», БМП Т-15 – это машина сетецентрической войны. Она способна не только самостоятельно поражать противника, но и собирать информацию на поле боя, передавая ее затем другим машинам или вышестоящим органам управления. Подобная система способна образовывать единую систему управления тактического звена в реальном времени.
Немного истории
В середине 70-х годов в военных кругах СССР зрела идея перевода части вооружения Советской Армии с гусениц на колеса. Такая замена транспортной базы позволила бы уменьшить ее стоимость в 3–4 раза при сохранении основных характеристик изделий в целом.
Эта работа была поручена двум автозаводам Минавтопрома: КамАЗу и КрАЗу. Камский автозавод создавал полноприводные автомобили многоцелевого назначения грузоподъемностью (г/п) 6–10 т по теме «Мустанг», а в Кременчуге разрабатывалось семейство полноприводных автомобилей г/п 10–18 т с колесными формулами 6х6, 8х8 и 10х10 по теме «Открытие».
С автомобилем 6х6 особых проблем не возникало – такая машина КрАЗ-260 уже существовала на заводе и необходимо было только ее доработать под дополнительные условия. Вариант 10х10 тоже получался на базе КрАЗ-260 активного автопоезда с полуприцепом с ведущей тележкой. Наибольшее затруднение вызывали автомобили с колесной формулой 8х8, которые пришлось создавать заново.
В рамках темы «Открытие» создали множество различных опытных образцов с колесной формулой 8х8. Существовали даже машины с шарнирно-сочлененной рамой, как у трактора «Кировец», но в конце концов выбор пал на автомобиль более привычной компоновки с передними управляемыми мостами и кабиной над двигателем. С этим решением согласились и военные.
Предварительные испытания автомобилей по теме «Открытие» завершили в декабре 1987 года, однако еще до их окончания (в ноябре) заказчик – Минобороны СССР – принял решение о проведении государственных (приемочных) испытаний. Причем с одним существенным «но». Автомобили КрАЗ с колесной формулой 8х8, которые к тому времени получили индекс КрАЗ-6316, должны предъявляться на испытания с кабиной перед двигателем. А ведь на всех предыдущих испытаниях участвовали машины совершенно другой компоновки!
Пришлось в Кременчуге в срочном порядке создавать новый автомобиль, теперь уже с кабиной перед двигателем, благо некоторые на- работки в этом направлении у завода существовали. Так в короткий срок на свет появился автомобиль КрАЗ-6Э6316 (символы 6Э перед основным индексом обозначают, что это 6-я серия экспериментальных образцов).
Новые грузовики 8х8 в целом выдержали приемочные испытания, хотя отмечался ряд недостатков, относящихся в основном к кабине и системам двигателя. И это вполне объяснимо, разве можно было без предварительных испытаний направлять на приемочные еще не доработанный автомобиль с новой кабиной и компоновкой.
Новая трехместная кабина КрАЗ-6Э6316 оригинальной конструкции дополнительно могла быть оснащена навесными бронелистами. На опытных образцах бронелисты заменили алюминиевыми толщиной 6 мм. Имитация была необходима для введения в конструкцию кабины точек крепления настоящих бронелистов, предусмотренных измененным техническим заданием. А для маскировки от нескромных взглядов на переднем щите кабины красовалась вполне гражданская надпись «Сибирь-Turbo».
После завершения приемочных испытаний в декабре 1988 года все опытные образцы КрАЗ-6315, КрАЗ-6316 и КрАЗ-6010 по решению ГЛАВТУ МО СССР были отправлены в НИИ-21 в Бронницах. Автозаводу оставили всего две машины: КрАЗ-6Э63161 (8х8) и КрАЗ-5Э63151 (6х6). Это обусловливалось необходимостью натурных проверок решений конструкторов по новым требованиям МО к разрабатываемым автомобилям. В 1989 году на базе КрАЗ-6Э63161 на заводе создали новый образец КрАЗ-7Э6316 «Сибирь». От своего раннего варианта он отличался в основном оригинальным радиатором системы охлаждения, который теперь располагался горизонтально над двигателем и имел вдвое большую площадь охлаждения, чем радиатор КрАЗ-6Э63161. В целях повышения прочности и надежности сердцевины радиатора она была разделена на 5 автономных секций, которые могли быть заменены независимо от остальных.
По завершении испытаний обновленной «Сибири» заводу было предложено устранить отмеченные недостатки и представить доработаную машину в декабре 1989 года. Но в ноябре того же года Минобороны утвердило новую программу, где требования к автомобилям еще более ужесточились. Фактически заводу предстояло все начинать с начала, однако пока Минавтопром и Минобороны изыскивали резервы на продолжение темы, наступил 1991 год – Советский Союз распался… и тема «Открытие» закрылась сама собой.
Масса в снаряженном состоянии , кг | 15 700 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 15 000 |
Мощность двигателя, л.с. | 450 |
Грузоподъемность, кг | 15 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 45 |
Запас по ходу топлива, км | 1000 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,6 |
Клиренс, мм | 370 |
«Уран-14: знакомимся с роботом
Бронированный робот-пожарный «Уран-14» потяжелее своего собрата. Хотя в 2021 г. стало известно о разработке более тяжёлых моделей дистанционно управляемой техники для разминирования — так что вполне возможно, что вскоре в российской армии появятся сапёры, ничуть не уступающие по габаритам пожарным!
Итак, каковы характеристики «Урана-14»? При полной заправке — 2 000 л воды и 600 л пенообразователя — его масса достигает 14 т. Машина хорошо подготовлена к суровым условиям: её корпус и аппаратура выдерживают большие температуры. А на случай сильного задымления камеры могут работать в инфракрасном режиме, что позволит легко найти все очаги возгорания — и поразить их с большого расстояния: дальность действия брандспойта «Урана-14» достигает 50 м! Тяжеловесная машина также оснащена мощным захватом-манипулятором, способным поднимать и переносить груз массой до 1,5 т.
Дистанция управления — сотни метров, так что оператор остаётся в безопасной зоне. Автономные пожарные уже показали свою эффективность во время тушения пожара на складе боеприпасов в Красноярском крае в 2019 г. и в 2020 г. при возгорании на арсенале Западного военного округа. «Уран-14» применяется в военных арсеналах и на складах боеприпасов. В ходе боевых действий данные машины включают в отряды разграждения и ликвидации последствий. Также их планируют использовать в парках техники, местах базирования самолётов и т. п. Такой инструмент — всегда находящийся в боевой готовности — поможет сэкономить много средств.
Плов от Руслана
Постепенно о проекте Сергея узнали и другие россияне, которые тоже хотели поддержать солдат, но не знали, как это сделать. Сейчас на частный земельный участок, который арендовали волонтёры, чтобы организовать здесь постоянную кухню, регулярно приезжают добровольцы из Тулы, Ставрополя, Москвы, Воронежа, Белгорода, Краснодара. Есть и те, кто, как и Сергей, оставил работу и привычную жизнь и теперь занимается волонтёрством постоянно.
Руслан Аджиахметов приехал сюда из Ставрополя на пару недель, а потом снова вернулся на постоянку — всего через четыре дня.
«Я потерял работу, и у меня появились свободные дни. Подумал — съезжу, хоть немного поддержу наших. А потом меня затянуло, — улыбается он. — Вернулся домой и стал говорить с женой о том, что снова хочу уехать к границе. Она сказала только: «Даже не думай ни о чём, езжай туда!»
В команде как раз не хватало мужских рук, чтобы готовить шурпу и плов: чтобы мешать эти блюда в огромных казанах на 110 л, нужна физическая сила.
Он сразу позаботился о том, чтобы шурпа и плов были халяльными: в казаны, где готовят эти блюда, никогда не кладут свинину. Теперь блюда в ресторанчике «Для наших» могут есть в том числе и мусульмане.
Коронное блюдо Руслана — плов. Он бывает самым разным: есть плов свадебный, утренний, поминальный, по случаю рождения ребёнка, с изюмом и с нутом, рассказывает волонтёр. В одном казане он готовит 100 кг плова — этого достаточно, чтобы накормить около 400 человек. Руслан никогда не работал поваром, по образованию он зооинженер, но на кухне справляется отлично: жена часто просит его приготовить в выходные «что-нибудь вкусненькое».
«Готовлю я для души. Нас в семье было двое братьев, я — старший. Мама уходила на работу и давала мне инструкции, что и как приготовить. Так и научился. Потом мы с друзьями часто ходили в горы в родной Карачаево-Черкесии. В таких огромных количествах, конечно, раньше не готовил, пришлось немножко подучиться, потому что тут тоже есть свои тонкости», — говорит Руслан, пока выкладывает на патриотическом плове букву Z из перца и зиры.
Инженерные роботы
Это еще одна обширная группа механизмов, которыми обычно управляют дистанционно. Инженерные роботы используются для обезвреживания мин и фугасов, создания проходов в минных полях, подъема тяжестей и расчистки завалов.
Важной тенденцией в развитии подобных машин стало увеличение их массы, что позволило привлекать дистанционно управляемые машины для более серьезных работ. В США сейчас все инженерные машины управляются дистанционно
Типичным примером подобной техники является инженерная машина MV-4 (или М160). Ее масса составляет 5,32 т, она имеет гусеничное шасси и используется для обезвреживания боеприпасов и мин на глубине до 320 мм. Управлять MV-4 можно с дистанции в два километра, что делает работу саперов полностью безопасной.
Еще более тяжелой инженерной машиной с дистанционным управлением является ABV (Assault Breacher Vehicle), которая по своей массе и броневой защите сравнима с американским ОБС «Абрамс». ABV оборудована минным тралом и зарядами для разминирования, она может ставить дымовые завесы. Сейчас в США работают над полностью автономной модификацией машины.
Существует огромное количество небольших саперных роботов, которые активно используются не только военными, но и полицейскими и специальными службами. Они уже стали привычными, и мы часто видим их по телевизору. Действительно, зачем рисковать людьми, если можно отправить обследовать подозрительный предмет робота с телекамерой и манипулятором?
Одним из самых известных роботов для разминирования является MarkV-A1, созданный американской компанией Northrop Grumman Corporation. На нем установлены несколько видеокамер, а также водяная пушка для уничтожения бомб. В настоящее время MarkV-A1 используется специальными подразделениями США, Израиля и Канады.
Guardbot, США
Это американская инженерная компания, располагающаяся в городе Стамфорд неподалеку от Нью-Йорка. Специализируется на разработке амфибийных сферических роботизированных систем. Однако до сих пор она создала лишь один продукт – он повторяет имя компании. Как утверждают создатели, изначально проект Guardbot был задуман для миссии на Марсе.
https://www.youtube.com/watch?v=v6IZTY4__ScGuardbot
– роботизированная сферическая система, главная цель которой – поиск взрывчатых устройств и наблюдение за территорией или акваторией. В основе движителя лежит запатентованный механизм с маятником. Передвигается робот за счет изменения центра тяжести. При этом он способен работать на земле, песке, воде и по снегу. Скорость перемещения по суше – до 20 км/ч, на воде – 6,5 км/ч. В комплект входят дневные и ночные камеры, сенсор определения ОМП, лазерный сканер. Весит конструкция 26 кг, диаметр в тонкой части – 60 см, в широкой – 91,5 см. Оснащен двумя электродвигателями и может работать автономно до 25 часов. Несмотря на сферическую конструкцию, преодолевает склоны до 30º. Работает при температурах от -30 °C до +40 °C.
Впереди — третья часть.