Тяжёлые танки Второй мировой войны немцев
«Хищно-кошачье» название немецких танков использовалось и для самой известной боевой машины гитлеровской Германии – Pz.Kpfw. VI Tiger I (Т- VI «Тигр-I»). Все немецкие танки 1941 года были лёгкими или средними. Первый тяжёлый танк появился на вооружении вермахта лишь в конце 1942 года.
6. Pz.Kpfw. VI Tiger I от машиностроительного концерна Henschel, танк с боевой массой большинства модификаций в 57 тонн – именно с ним ассоциируется вся тяжёлая бронетехника вермахта Второй мировой войны.
Танки «Тигр» серийно выпускались в 1942-1945 гг. В общей сложности, немцы сделали 1354 танка данного типа.
Т- VI «Тигр-I»
В качестве основного вооружения, эти немецкие танки Великой Отечественной войны комплектовались 88 мм орудиями KwK 36 – это танковый вариант зенитной пушки FlaK 18/36. Спаренный с ней пулемёт MG-34 располагался справа от ствола пушки и наводился вместе с ней. Стрельбу из него вёл наводчик-оператор, нажимая правой ногой на педаль. Второй пулемёт размещался в лобовом корпусе. Также на «Тигры» устанавливали зенитные пулемёты и другое дополнительное вооружение.
7. Pz.Kpfw. VII Tiger II Königstiger (Т-VII «Королевский тигр») – тяжёлый танк боевой массой 68 тонн, дальнейшее развитие концепции танков «Тигр», продукция концерна Henschel. В рейтинге «Танки немецкой армии 1941 1945 гг.» это самая мощная боевая машина из реально эксплуатируемых.
Т-VII «Королевский тигр»
Его основным вооружением была 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, сделанная на базе 88-мм зенитной пушки. Это самое длинноствольное и дальнобойное танковое орудие из всех, когда-либо использовавшихся вермахтом. Вспомогательным вооружением танка были два или три 7,92-мм пулемёта, а также антипехотная мини-мортира для ближнего боя.
Таких танков в 1943-1945 гг. Германией было построено 489 единиц.
8. Pzkpfw.VIII Maus (Т- VIII «Мышь») – это сверхтяжёлый танк боевой массой 188,9 тонн, который никогда не использовался в боях: в 1944-1945 гг. было построено лишь два опытных экземпляра.
В апреле 1945-го, при приближении Советской Армии к полигону, на котором они испытывались, оба «Мауса» были взорваны. Один из них, менее пострадавший, был восстановлен и занял место в экспозиции советского Бронетанкового музея в Кубинке.
Pzkpfw.VIII Maus
Основное вооружение сверхтяжёлого танка «Маус» – это два орудия: тяжёлая противотанковая пушка 128 мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Разработка этой бронемашины и производство опытных образцов велись под руководством профессора Фердинанда Порше.
Это все танки Германии Второй мировой войны 1939 1945, которые производила промышленность Третьего Рейха.
Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что немецкая бронетехника в годы 1941-1945 и танки трофейные активно использовала.
Pz Kpfw 35(t)
Прежде всего – чешские лёгкие танки LT vz.35 (Pz Kpfw 35(t) компании «Шкода» и LT vz.38 (Pz Kpfw 38(t), совместной разработки Škoda и ČKD.
Pz Kpfw 38(t)
Это были современные, для второй половины 30-х годов, танки с 37 мм орудиями и двумя 7,92 мм пулемётами. После оккупации Чехословакии в 1939 году чехи продолжили производить эти боевые машины для немцев, и выпустили их, в общей сложности, 434 Pz Kpfw 35(t) и 1433 Pz Kpfw 38(t)
В целом, за годы Второй мировой войны германской промышленности удалось наладить серийное производство целой линейки новых средних и тяжёлых танков, по своим характеристикам не уступающих, а во многом и превосходящих танки СССР и стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Но это не помогло нацистам осуществить их бредовые планы мирового господства.
Модификации танка.
-
Ausf.A.
Данная партия из ста пятидесяти танков является первой серийной модификацией танка. Pz.Kpfw 38(t) данной серии практически полностью повторяли конструкцию LT vz. 38. Отличия все же были и заключались в немецком электрооборудовании, накладных кольцах на шаровые опоры пулеметов. Наиболее очевидное внешнее отличие — крупное основание радиоантенны, от которого отходил трубчатый кожух антенны. Поздние танки Ausf.A прошли модернизацию, которая изменила их внешний облик.
В виду очевидных превосходных боевых свойств Pz.Kpfw 38(t)фирме BBM, в которую преобразовали ЧКД, передали заказ еще на триста двадцать пять машин. В рамках этого заказа были изготовлены танки трех модификаций — Ausf.B,С, а также D. Контракт подписан в июле тридцать девятого, танки были изготовлены в течении четырех месяцев, начиная с января сорокового года.
-
Ausf.B.
Модификация Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B. представляла собой первые сто десять машин из заказа, изготовлены в срок января по май. Немецкое оборудование дополнили немецкие радиостанции. Машины получили обычные для немецких танков световые сигналы тормоза и ходовую фару типа Notek. Антенна лишилась трубчатого кожуха.
Ранние Ausf.B, в количестве 50 машин электрическим оборудованием старого типа, все последующие машины электрооборудованием все той же фирмы Bosch нового типа.
-
Данную производственную серию выпустили количеством сто десять машин, с мая по август. Отличие оп прежнего образца — уплотнитель вокруг погона башни, по-иному размещен глушитель, а также немецкого типа антенна. На месте глушителя смонтировали дымовые шашки. Нижний лобовой лист усилили до сорока миллиметров.
-
Ausf.D.
Последние Pz.Kpfw 38(t) из заказа лета тридцать девятого года. Всего изготовлено сто десять машин, в производстве с сентября по ноябрь сорокового года. В данную модификацию внесены улучшения на основе опыта начала войны. Изменения коснулись лобового листа, который из изогнутого стал прямым. Часть машин построена с лобовым листом толщиной в 50 мм. Для чего использовали накладную броню толщиной в двадцать пять миллиметров.
Удачный опыт боевого применения Ausf.A. в Польше принес BBM еще два заказа на партии танков- 275 танков в тридцать девятом году и еще 250 в сороковом году. Для выполнения заказов среднемесячное производство должно было увеличено до пятидесяти машин.
-
Ausf.E.
Производство Pz.Kpfw 38(t) данной модификации продолжалось с 10.1940 г. по 05.1941 г., всего было изготовлено 275 машин. Конструктивно танк представлял собой 38(t) Ausf.E усиленного бронирования. Толщина бронирования башни и корпуса танка доведена до пятидесяти миллиметров путем экранирования дополнительным броневым листом (25+25). Аналогично добронированированы борта боевой машины до тридцати миллиметров.
Число заклепок и болтов, крепящих листы брони, сокращено для упрощения производства. Приборы наблюдения радиста и водителя заменили аналогичными по функционалу, но упрощенной конструкции.
Для компенсации возросшего до 10,14 т веса увеличено с число листов рессор. На надгусеничной полке левого борта установлен ящик для амуниции. Кольцевые накладки вокруг шаровой пулемета башни больше не ставили.
-
Серийная модификация серийно выпускалась с мая по октябрь текущего года, всего было выпущено двести пятьдесят машин. Данная модификация отличалась от предыдущей лишь в деталях, например кронштейнами, удерживающими канистры.
-
Танки из заказа для Шведской армии. Серия выпускалась параллельно с 05-10.1940 г. Конфискована Германией для собственных нужд. Конструктивно аналогичны Ausf.A-C за исключением толщины лобового бронирования, равного пятидесяти миллиметров.
-
Ausf.G и Ausf.H.
Вскоре после начала операции «Барбаросса» фирме ВММ был спущен правительственный заказ на выпуск двух серий танков по Ausf.G и Ausf.Н по пятьсот машин в каждой. На протяжении года с октября сорок первого по октябрь сорок второго года, было произведено всего триста шесть машин из серии Ausf.G.
Оставшиеся шасси из этой серии достроили как ПТ САУ Marder. Та же участь постигала и серию Ausf.H.
Источники[править]
Бронетехника Чехословакии
Танкетки:
LT vz.33 • AH-IV • MU-2 • MU-4 • MU-6
Лёгкие танки:
Renault FT-17 • KH.50 • KH.60 • KH.70 • P-II • LT vz.34 • Š-II-a • LT vz.35 • Š-II-b • TNH-S • LT vz.38 • Škoda T 15 • Škoda T 15А • Škoda Т 15В • Škoda T 15S • Škoda T 16
Средние танки:
ST vz.39 • Š-II-c • Škoda S-III • ŠP-II-b • Škoda T 21 • Škoda T 23 • Škoda T 24 • Škoda T 25 První Model • Škoda T 25 Druhý Model • Tatra T-III • T-42/75N
Тяжёлые танки:
Tygr (P) Škoda • Tygr I Škoda
Плавающие танки:
SOT • SET • F-IV-H • F-IV-HII
Истребители танков:
Š-I-d • Š-I-j • LKMVP • VOSS I
Штурмовые орудия:
MU-4/I • VOSS II • TShH-47/152 • TShH-47/305
Самоходные гаубицы:
10,5 cm leFH43 Škoda T 25 • 15 cm sFH 43 für T 25
Зенитные самоходные установки:
PUV-6 • T-44/37N Möbelwagen
Бронеавтомобили:
Janošík • Praga L • Lancia IZ • Škoda-Fiat Torino • PA-I • PA-II Zelva • PA-II Delovy • OA vz.27 • OA vz.30
Бронетранспортёры:
HKL-6 Hakl
Артиллерийские тягачи:
Praga T-9
Грузовые автомобили:
Praga RV • Škoda 104 • Škoda 104/II
Бронедрезины:
Tatra T18
Лёгкие танки:
Škoda T 17 • TNH 57/900 II
Средние танки:
TVP VTU Koncept • Škoda T 40 • T-40/75N • Škoda T 27 • Škoda T 50 • TVP T 50 • TVP T 51 • ČKD Koncept • Konštrukta T-34/100 • Tatra T-35
Тяжёлые танки:
T-41/75N • Škoda T 45 • Тяжёлый танк из материалов ЦРУ, 15.03.1957 г.
Плавающие танки:
Leták
Истребители танков:
ST-I • ST-II • St-Vz.38-I • 76,2-mm ShPTK 6,6/900-LP • 76-mm ShPTK 6,6/900-LP • ShPTK-TVP 100 • ShKH-TVP/152 • SD-75/40 • SD-100 • ShPTK-TP
Самоходные гаубицы:
10,5-cm 18/40N ShH G13 • 10,5-cm 18N ShH G13 • Vz. 77 Dana
Штурмовые орудия:
ShPTK 40/75 • 10,5-cm ShH 14,3/540-LP
Зенитные самоходные установки:
M53/59 Praga • LP-157 • LP-257 • ShPLK 2,12/1020-LP • PLDvK Vz.53/59
Бронеавтомобили:
OA-82 Jarmila II
Бронетранспортёры:
OT-810 • VOZ-1 • VOZ-2 • Tatra 807 • OT-90
Боевые машины пехоты:
BVP-1
Огнемётные танки:
PM-1
Грузовые автомобили:
Praga V3S
Другие разработки:
Tank z továrny 174
Вымышленная техника:
Vz.44-1 • Vz.44-2 • TNH 105/1000 První Model • TNH 105/1000 Druhý Model • Škoda T 56 • TNH T Vz.51 První Model • TNH T Vz.51 Druhý Model • Vz.55 • Tatra T-31 • Tatra T-32 vzor 1954 • Tatra T-32 vzor 1955 • Tatra T-33 vzor 1956 • Tatra T-33 vzor 1957 • Tatra T-34
Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.
Операторы
- Нацистская Германия
- Болгария — 10 шт. переданы Германией для болгарской армии.
- Венгрия — в начале 1942 года 108 танков Pz.Kpfw.38(t) были переданы для укомплектования 1-й полевой танковой дивизии, которая в дальнейшем в составе 2-й венгерской армии принимала участие в боях на Дону летом — зимой 1942-43 гг. Ещё минимум 3 танка были получены для восполнения потерь.
- Словакия — в 1940—1943 гг. немцы передали Словакии 37 новых танков Pz.Kpfw.38(t), а в 1943-44 гг. — ещё 37 отремонтированных танков Pz.Kpfw.38(t) различных модификаций.
- Румыния — в 1943 году поставлено 50 прошедших ремонт лёгких танков Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, B и C.
- СССР (трофейные)
- Швейцария — 24 танка были проданы в Швейцарию в начале 1939 года без вооружения, где получили обозначение Panzerwagen-39. Вооружение в виде пулемётов и 24-мм автоматического орудия с магазинной зарядкой местного производства швейцарцы устанавливали сами. Первоначально танки были оснащены двигателями Scania-Wabis, позднее переоборудованы швейцарскими Saurer.
Модули
Орудия
Ур. | Орудие | Пробитие (мм) | Урон (HP) | Скорострельн. (выстр/мин) | Разброс (м/100 м) | Сведение (с) | Вес (кг) | Цена () |
IV | 5 cm Kw.K. 39 L/60 | 67/130/25 | 70/70/90 | 24 | 0.4 | 2.3 | 700 | 13970 |
II | 3,7 cm Kw.K. 38 (t) L/47 | 42/74/18 | 40/40/45 | 26.09 | 0.41 | 1.7 | 100 | 2730 |
II | 2 cm Flak 38 | 39/51 | 11/11 | 0.15 | 0.45 | 1.3 | 110 | 3160 |
II | 4,7 cm Kw.K. (t) L/43 | 62/115/24 | 60/60/75 | 26.09 | 0.37 | 1.3 | 100 | 3460 |
Башни
Ур. | Башня | Броня (мм) | Поворот (гр/сек) | Обзор (м) | Вес (кг) | Цена () |
III | Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. G | 50/30/22 | 32 | 330 | 1200 | 1720 |
IV | Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. | 50/25/10 | 44 | 370 | 2200 | 5000 |
Двигатели
Ур. | Двигатель | Мощность (л. с.) | Вероятность пожара (%) | Вес (кг) | Цена () |
IV | Praga EPA/3 | 200 | 20 | 470 | 10810 |
IV | Praga NR | 274 | 20 | 470 | 12300 |
Ходовая часть
Ур. | Ходовая часть | Макс. нагрузка (т) | Скорость поворота (гр/сек) | Rmin | Вес (кг) | Цена () |
III | Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. | 11.9 | 32 | B/2 | 3200 | 1900 |
IV | Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. verstärkteketten | 14.96 | 35 | B/2 | 3200 | 3900 |
Боевое применение
В 1939 г. 59 танков
Pz Kpfw 38(t) Ausf A участвовали в польской кампании в составе 3-й легкой дивизии.
В 1940 г. 15 танков Pz KPfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии.
Во французской кампании танками Pz Kpfw 38(t) были вооружены 7-я и 8-я танковые
дивизии вермахта. 7-я танковая дивизия, которой
командовал генерал Роммель, вышла к Ла-Маншу, окружив британские экспедиционные силы, а
8-я танковая дивизия сражалась с французской
3-й механизированной дивизией. В апреле 1941 г. танки Pz Kpfw 38(t) в составе
8-й танковой дивизии вошли в Хорватию, участвуя в операции «Марита» (оккупация Югославии и Греции).
При нападении на СССР
все танки Pz Kpfw 38(t) использовались на Восточном фронте. В строю находилось
625 линейных и 35 командирских танков Pz Kpfw 38(t). Из 17 танковых дивизий,
принимавших участие в операции «Барбаросса», шесть дивизий были вооружены чехословацкими танками: одна
(6-я) – Pz Kpfw 35(t),
пять (7, 8, 12, 19 и 20-я) – Pz Kpfw 38(t). Доля всех чехословацких
танков в общем количестве танков, участвовавших во вторжении на территорию СССР, достигала 25 %.
В сентябре 1944 г. боеспособных танков
Pz Kpfw 38(t) всех модификаций осталось 229 единиц. Они использовались в основном в
составе бронепоездов, к которым прицеплялась платформа с двумя танками. Различные модификации этого танка поставлялись
союзникам Германии — Венгрии, Румынии, Словакии.
Видеоролики о Pz.38(t) A
SvenTheFree Pz. 38(t) F on Fields of Normandy — War Thunder — Realistic battles
VVoX TV War Thunder : Tank : Pz.38(T) A ของทีมสภานักเรียน จากเรื่อง Girl Und Panzer
KANAK 13 WAR THUNDER | PANZER 38 T Ausf. F | NO ES EL MEJOR 38 T
TheCanadianTankCommander War Thunder — Flakpanzer I, Pz.IV C, & Pz.38(t) A on Eastern Europe
Ahto Vahter War Thunder: Pz 35 t & Pz IVC 9 Kills Heavy Metal Fury Triple Strike
Combat-Greyhound Panzer 38(t) A — 19 Kills Acrade Battle — War Thunder
HonkMok War Thunder Horst Spaaten Pz.38 (t) A Pz.IV C 12 Kills
Kernel Plevitsky War Thunder Чудо-коробок. Что хочу то и делаю. Пепельная река.
Ник Броненосец Pz. 35 (t), Pz. III B летом на Пепельной реке
Lootwig XIV War Thunder — Gameplay — Pz.38(t) A
stalker WarThunder | Panzer 38(t) Ausf. F. ОБЗОР.
TheCanadianTankCommander War Thunder — Pz IV C & Pz.38(t) A on Japan
Память о танке
PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:
- Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
- Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
- Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
- Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
- Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
- Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
- Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
- Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
- Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
- Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
- США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
- Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
- Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
- Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.
Pz.Kpfw.IV В Кубинке
Модификации
1.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A — 150 (№№ 1—150). Базовая модификация.
2.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.В — 110 (№№ 151—260). Небольшие изменения в мелких деталях на корпусе.
3.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.С — 110 (№№ 261—370). Первые машины практически ничем не отличались от Ausf. В. В ходе производства была введена 40-мм броня нижней лобовой детали корпуса, а так же кольцо вокруг башенного погона, защищавшее от заклинивания башни пулями и осколками.
4.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D — 105 (№№ 371—475). Продолжение третьей серии с небольшими изменениями в ходе производства.
5.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Е — 275 (№№ 476—750). Верхняя лобовая деталь подбашенной коробки изготавливалась прямой из пакета из двух листов 25-мм брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, как и лоб башни, так же получили аналогичную 50-мм броню (25+25). На борта подбашенной коробки установили дополнительные 15-мм бронелисты. Борта башни теперь делались из 30-мм, корма — из 25-мм, а крыша — из 12-мм брони. Для компенсации возросшего веса были усилены элементы ходовой части.
6.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F — 250 (№№ 751—1000). Практически идентична машинам 5-й серии.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S (№№ 1001—1090). Заказ Швеции. 18 июля все изготавливавшиеся танки были реквизированы для нужд Вермахта. Машины в целом были аналогичны Ausf. Е/F, за исключением дополнительного бронирования бортов корпуса.
7.Serie. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G — 306 (№№ 1101—1359, 1480—1526). Броня лобовых деталей вместо двухслойной стала выполняться из 50-мм монолитной плиты. Резко уменьшилось количество заклёпочных и болтовых соединений. Последняя партия из 47 танков предназначалась для отправки в Северную Африку, поэтому имела некоторые внешние особенности.
В 1939 году Словакия заказала BMM 30 танков LT-38. Выпускались с октября 1940 по июнь 1941 года, причем 18 из них ошибочно принял Вермахт. Были идентичны Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A. В армии Словакии получили номера V-3000 — 3029. В начале февраля с ВММ поступили последние 7 танков Словацкого заказа (V-3051 — 3057).
Общие характеристики Pz.38(t) A
- Страна Германия
- Тип техники Лёгкий танк
- Ранг 1
- Боевой рейтинг в аркадном режиме 1.3
- реалистичном режиме 1.3
- симуляторном режиме 1.3
Больше параметров
Расширенные параметры
Аркадный режим
- Масса 9.7 тонн
- Цена 700€
- Награда 10%
- Цена тренировки экипажа 200€
- Заметность 72 %
- Время перезарядки 4.3 с
- Бесплатных ремонтов 10
- Мощность 194 л. с. при 2200 об/мин
- Макс. скорость 47 км/ч
- Преодолеваемый подъем 40°
- Цена ремонта 90€
- Орудие 37-мм пушка KwK38(t) (Боезапас: 90) 7,92-мм пулемёт vz.37 (Боезапас: 5500)
- Поворот башни 13.3°/с
- armor_piercing_100 59 мм
- armor_piercing_500 57 мм
- armor_piercing_1000 46 мм
- Наборов оружия 1
- Время бесплатного ремонта 10м.
- Бронь корпуса (корма) 15 мм
- Бронь корпуса (борт) 15 мм
- Бронь корпуса (лоб) 25 мм
- Бронь башни (корма) 15 мм
- Бронь башни (борт) 15 мм
- Верт. углы наводки (макс) 25°
- Верт. углы наводки (мин) -10°
- Бронь башни (лоб) 25 мм
Реалистичный режим
- Масса 9.7 тонн
- Цена 700€
- Награда 20%
- Цена тренировки экипажа 200€
- Заметность 72 %
- Время перезарядки 4.3 с
- Бесплатных ремонтов 10
- Мощность 111 л. с. при 2200 об/мин
- Макс. скорость 42 км/ч
- Преодолеваемый подъем 40°
- Цена ремонта 140€
- Орудие 37-мм пушка KwK38(t) (Боезапас: 90) 7,92-мм пулемёт vz.37 (Боезапас: 5500)
- Поворот башни 8.3°/с
- armor_piercing_100 59 мм
- armor_piercing_500 57 мм
- armor_piercing_1000 46 мм
- Наборов оружия 1
- Время бесплатного ремонта 21м.
- Бронь корпуса (корма) 15 мм
- Бронь корпуса (борт) 15 мм
- Бронь корпуса (лоб) 25 мм
- Бронь башни (корма) 15 мм
- Бронь башни (борт) 15 мм
- Верт. углы наводки (макс) 25°
- Верт. углы наводки (мин) -10°
- Бронь башни (лоб) 25 мм
Симуляторный режим
- Масса 9.7 тонн
- Цена 700€
- Награда 30%
- Цена тренировки экипажа 200€
- Заметность 72 %
- Время перезарядки 4.3 с
- Бесплатных ремонтов 10
- Мощность 111 л. с. при 2200 об/мин
- Макс. скорость 42 км/ч
- Преодолеваемый подъем 40°
- Цена ремонта 160€
- Орудие 37-мм пушка KwK38(t) (Боезапас: 90) 7,92-мм пулемёт vz.37 (Боезапас: 5500)
- Поворот башни 8.3°/с
- armor_piercing_100 59 мм
- armor_piercing_500 57 мм
- armor_piercing_1000 46 мм
- Наборов оружия 1
- Время бесплатного ремонта 21м.
- Бронь корпуса (корма) 15 мм
- Бронь корпуса (борт) 15 мм
- Бронь корпуса (лоб) 25 мм
- Бронь башни (корма) 15 мм
- Бронь башни (борт) 15 мм
- Верт. углы наводки (макс) 25°
- Верт. углы наводки (мин) -10°
- Бронь башни (лоб) 25 мм
Статистика по Pz.38(t) A за 1 месяц
- Количество битв 425
- Процент побед 47.38%
- Воздушных фрагов за битву N/A
- Воздушных фрагов за смерть N/A
- Наземных фрагов за битву 1.83
- Наземных фрагов за смерть 1.3
Реалистичный режим
- Количество битв 244
- Процент побед 53.99%
- Воздушных фрагов за битву N/A
- Воздушных фрагов за смерть N/A
- Наземных фрагов за битву 4.4
- Наземных фрагов за смерть 1.96
Симуляторный режим
- Количество битв N/A
- Процент побед N/A
- Воздушных фрагов за битву N/A
- Воздушных фрагов за смерть N/A
- Наземных фрагов за битву N/A
- Наземных фрагов за смерть N/A
История[править]
Подготовка к войне против СССР взвинтила темпы выпуска танков серии PzKpfw 38(t). За весь 1941 год лишь единожды месячное производство снижалось до отметки ниже 50 штук, а на пике выпуска за один месяц BMM покинуло 78 танков. Такой темп выдерживали в то время лишь единичные немецкие заводы. Потребность в PzKpfw 38(t) оказалась настолько высокой, что с BMM был подписан дополнительный контракт 210–3951/41H на выпуск 500 танков 7-й серии, получивших обозначение PzKpfw 38(t) Ausf.G. Немного позже к нему добавился еще один контракт, 210–3952/41H, по которому планировалось выпустить 500 танков 8-й серии. Они должны были получить обозначение PzKpfw 38(t) Ausf.H.
Первые PzKpfw 38(t) Ausf.G покинули BMM в октябре 1941 года. На новой машине были стандартизированы некоторые ранее введенные изменения. Крепления запасных траков, начиная с танка №1220, стали стандартным оборудованием, но, как уже упоминалось, на некоторые танки их ставили и раньше. Также обязательными стали более эффективный воздушный фильтр и некоторые другие элементы, появившиеся еще на части PzKpfw 38(t) Ausf.F. Более существенными изменениями оказались ввод монолитных лобовых плит и уменьшение числа заклепок.
PzKpfw 38(t) Ausf.G стал наиболее совершенной версией этого лёгкого танка. На начало выпуска он был едва ли не лучшим лёгким танком в мире. Но заложенный в конструкции резерв его дальнейшего развития подошел к концу. Установить в танк более мощное орудие, как это сделали на PzKpfw III, не представлялось возможным. А к концу 1941 года PzKpfw 38(t) чаще всего воевать приходилось не с лёгкими танками, а со средними Т-34 и тяжелыми КВ-1. Кроме того, с осени 1941 года в СССР стали поступать английские танки Matilda и Valentine, с которыми пушка 3.7 cm KwK 38(t) ничего не могла сделать. Впрочем, эта проблема касалась всех немецких легких танков того периода. Как бы то ни было, к весне 1942 года время PzKpfw 38(t) подошло к концу.
В марте 1942 года, после выпуска всего 29 танков, производство PzKpfw 38(t) Ausf.G было остановлено, последней машиной стал танк с номером 1359. BMM получил задание на разработку и выпуск самоходных установок с использованием базы легкого танка. Впрочем, это были не последние танки PzKpfw 38(t), выпущенные на BMM.
Танк в культуре
Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.
В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.
Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель
Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены в игре War Thunder. На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».
Боевое применение[ | ]
Массово использовались в начале Второй мировой войны. За год до начала войны, в результате оккупации Чехословакии немцы получили доступ к чехословацкой военной технике, в том числе и к этим танкам.
Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях, в ходе которых безвозвратно потеряли 7 и 24 танка соответственно. На 1 июня 1941 года в наличии насчитывалось 754 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 187 трофейными LT-35 они составляли 17 % танкового парка вермахта.
На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.
На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию (толщина брони была увеличена в два раза, достигнув 50 мм и уже не пробивалась советской 45-мм пушкой даже при стрельбе в упор), не мог противостоять средним советским танкам Т-34. Тем не менее, танк по многим своим показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надежности трансмиссии, скорости и пр., превосходил легкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих пулеметных Т-37, Т-38 и Т-40, в также был полезным там, где не ожидалось встречи со средними танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с партизанами.
В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, когда практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам[источник не указан 1599 дней
]. Уцелевшие машины немецкое командование использовало в качестве учебных машин, а также для борьбы с партизанами. Часть машин была передана словацкой армии.
Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и невязкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд
» «Чешский танк 38(t) по параметрам приблизительно соответствовал танку „Т-III“. Но кроме того что у чешского танка была сталь худшего качества, он проигрывал ещё и в том, что его экипаж состоял всего из четырёх человек. Командиру танка приходилось одновременно вести наблюдение, самому наводить пушку и стрелять. »
ТТХ
Общая информация
- Классификация – средний танк;
- Боевая масса – 25 тонн;
- Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы производства – с 1936 по 1945;
- Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
- Всего выпущено – 8686 штук.
Бронирование
- Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
- Лоб – 80 мм/градус;
- Борт – 30 мм/градус;
- Корма корпуса – 20 м/градус;
- Лоб башни – 50 мм/градус;
- Борт башни – 30 мм/градус;
- Корма рубки – 30 мм/градус;
- Крыша башни – 18 мм/градус.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
- Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
- Боекомплект – 87;
- Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.
Подвижность
- Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 40 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 300 км;
- Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемый ров – 2,2 метра